Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Из личного опыта автора.

Как подобрать снаряжение для водного похода
(памятка на www.poezdnik.kiev.ua)

Ниже речь пойдёт о снаряжении для ВОДНОГО ТУРИЗМА. Просьба не путать с гребным спортом или рафтингом (см. раздел «Словарик»).

Под снаряжением для туристского путешествия понимается набор походных вещей, необходимых для успешного прохождения маршрута и организации быта в полевых условиях. Снаряжение делится на общественное (от которого зависит комфортность в походе всего коллектива или его части - катамаран, палатка, топор и др.) и личное (рюкзак, спальник, нож и др.). Список снаряжения приведен в разделе «Памятка» в подразделе «Что взять в поход?».

Необходимо сразу оговорится, что универсального (идеально подходящего для всех случаев жизни) снаряжения в природе не существует, как не существует и оптимального критерия при его подборе. На протяжении десятков лет в туристической среде идут неутихающие споры - какое снаряжение лучше? И каждый из спорящих по-своему прав, поскольку выбор любого снаряжения отчасти субъективен. Основным критерием является сама философия активного туризма - любое снаряжение хорошо, если оно не мешает оторвать задницу от дивана и отправится в путешествие с рюкзаком!

Одним из главных критериев, используемых при подборе и приобретении снаряжения для походов начальных (1-3) категорий сложности (далее - к. с.), является хорошо известное соотношение ЦЕНА/КАЧЕСТВО, которое на языке математики всегда должно стремиться к нулю. Исходя из этого, самым лучшим снаряжением всегда будет то, за которое не нужно платить - лежащие на чердаке или балконе бывшие в употреблении, но ещё пригодные для эксплуатации палатки, байдарки, рюкзаки, спальники, котлы и т. д. Это понятие относится и к тому снаряжению, которое можно одолжить на время похода у друзей, родственников или взять напрокат. СПЕШИТЬ ПОКУПАТЬ снаряжение НЕЛЬЗЯ, особенно для первых в своей жизни походов. В первую очередь это касается дорогостоящих современных плавсредств, палаток, спальников, рюкзаков и др. Снаряжение желательно подбирать под себя в процессе нескольких путешествий (выстрадать).

Иногда решающим фактором при подборе снаряжения являются условия его транспортировки. Как известно, в водных походах рюкзаки тащить на себе туристу-воднику не приходится (груз «плывёт» на байдарке или плоту). Если транспортировка груза и рюкзаков к началу маршрута (и после его окончания) осуществляется на машине, вездеходе, поезде и т. д., то можно позволить себе взять в путешествие тяжёлые (по весу) брезентовые палатки, ватные спальники, стальную жаровню, бензопилу и т. д.

По мере увеличения сложности походов растут требования к надёжности снаряжения в экстремальных условиях (длительные нагрузки, низкие температуры, повышенная влажность, ураганные ветры и др.). В таких условиях от снаряжения зависит не только комфортность и самочувствие, но иногда и жизнь путешественника. При подготовке к сложным и длительным путешествиям на надёжности снаряжения экономить надо очень осторожно. Следует, однако, помнить, что дорогостоящее снаряжение (т. е. современное, качественно изготовленное из лучших материалов с учётом последних достижений науки) - не всегда надёжное и наоборот (например, простые резиновые сапоги в условиях тундры - самая надёжная обувь).

К любому снаряжению предъявляются ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
1. Оправданная цена. Если вы всё-таки решили потратить деньги на снаряжение, оно должно быть самым оптимальным, чтобы потом не пришлось покупать то же самое во второй и третий раз (что обойдётся дороже). При покупке снаряжения (особенно дорогостоящего) необходимо понимать, что оно:
а) будет использоваться периодически и, поэтому, покупается «на всю оставшуюся жизнь», включая детей и внуков,
б) если покупается как общественное (байдарка, котлы, тент и др.), то стоимость можно разделить на несколько человек, экипажей или семей,
в) если покупается как б/у, то может быть приобретено за пол цены.
2. Малый объём в упакованном состоянии и малый вес. Данная характеристика очень важна при забросках, на волоках и даже при перевозках снаряжения по ж/д. Здесь следует отдавать предпочтение изделиям из лёгких металлов (титана, алюминиевых сплавов) и синтетических тканей (без фанатизма). Не следует также забывать, что общественное снаряжение, рассчитанное на трёх и более человек (например, трёхместные байдарка и палатка) выгоднее снаряжения, рассчитанного на одного-двух человек (двухместная байдарка или палатка-одиночка), поскольку при первом варианте на каждого гребца при забросках приходится меньшая часть веса (и байдарки и палатки), меньше головной боли при упаковке и т. д. Оптимальными, в этом отношении, являются экипажи, которые идут на байдарках-тройках и спят в трёхместных палатках.
3. Практичность. От снаряжения зависит комфортность путешественника в условиях дискомфорта (полевых условиях). Удобное и продуманное снаряжение встречается редко (исключением, например, являются - байдарка «Таймень», рюкзак «Ермак», палатки итальянской фирмы «КАМР» (англ.). Особенно низкое качество стало заметно при появлении в продаже огромной массы (китайских) дешевых товаров, покупать которые - всё равно, что выбрасывать деньги. Поэтому, не надо: спешить с покупкой, лениться изучать рынок и слушать продавцов, которые «бьют себя в грудь», а в походы не ходят. Лучше прислушаться к тем, кто постоянно ходит, испытать на себе чужое снаряжение и уже потом сделать свой выбор.
4. Долговечность. Этот параметр определяется материалом, из которого сделано снаряжение и качеством работы (изготовления). Обычно, о качестве работы говорит название фирмы-изготовителя; с качеством материала дело обстоит сложнее и здесь долговечность, как правило, зависит ещё от других факторов, например, от климата. Постоянное солнечное излучение рано или поздно превращает в лохмотья любую синтетическую ткань, а для х/б - нипочём, только краситель выгорает. Зато при большой влажности или постоянных осадках брезент намокает (тяжелеет) и гниёт. Выходит, что на реку Чаткал (Тянь-Шань) и реку Харуту (Полярный Урал) одну и ту же палатку брать нельзя.
5. Дизайн. Здесь не следует путать с модой. Если туристы не прячутся от рыбнадзора, то желательно, чтобы снаряжение было окрашено в яркие цвета - и веселей и удобнее, в т. ч. спасателям.

К любому снаряжению предъявляются также и ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. Ниже приводится информация и особые требования к некоторым (основным) видам снаряжения.

ПЛАВСРЕДСТВО (байдарка, плот, катамаран и др.)

Судно, на котором осуществляется прохождение водного маршрута, должно обеспечивать безопасность и комфортность экипажа, а посему его выбор зависит от многих факторов, и в первую очередь - от категории сложности (к. с.) маршрута, от протяженности пешей части (волоков, бечёвников и забросок - см. раздел "Словарик"), подготовленности (опыта) экипажей и даже от количества физически сильных членов команды. На практике довольно часто происходит и наоборот - выбор маршрута и набор команды зависит от имеющихся в наличии плавсредств.

Категория сложности маршрута в Водном туризме зависит чаще всего от двух величин - продолжительности путешествия и его протяженности (см. Нормативы водных (на гребных судах и плотах) походов). Чем эти показатели больше, тем выше к. с. Можно, к примеру, пройти маршрут 6 к. с. по Днепру (или по морю), если он будет длится не менее 20 дней и протяженность его будет не менее 250 км.

Водный маршрут любой категории сложности может включать дополнительные усложняющие элементы - климатические (холод, ураганы, паводки, полярная ночь и др.), физические (заброска, волоки, бечёвники, укусы насекомых и др.) и технические (преодоление препятствий в т. ч. водных : водопадов, завалов, мелей, порогов (см. словарик). Эти усложнения являются ТРЕТЬЕЙ ВЕЛИЧИНОЙ, которая может повысить к. с. маршрута.

Чаще всего, усложняющими маршрут элементами являются пороги, которые фактически и определяют какое судно брать в поход - байдарку или надувное. Все пороги имеют собственную категорийность (1-6), которая НЕ зависит от категории сложности маршрута. Например, байдарочный поход по реке Охта (Карелия) является маршрутом 2 к. с. с элементами 3-5 к. с. (порог «Кивиристи» и др). При прохождении водопадов и порогов на надувных катамаранах и плотах категория этих препятствий понижается на единицу по отношению к байдарке, поскольку прохождение подобных препятствий на надувных судах легче и безопаснее.

Итак, какое судно выбрать? Если путешествие запланировано по протяженным непорожистым водным акваториям, то в поход смело можно брать туристскую байдарку. Например, для того, чтобы пойти в первое самостоятельное туристическое путешествие с детьми по озёрам Карелии (1 к. с. - самая лёгкая) достаточно одолжить у друзей пару байдарок «Таймень» (информацию см. в разделе «Памятка» в подразделе «Байдарка»).

Надо отметить, что именно туристская разборная байдарка занимает в Водном туризме лидирующую позицию - именно на этом скоростном судне ходила и продолжает ходить основная масса водников, именно на байдарке были впервые пройдены абсолютно все реки бывшего СССР, включая и самые сложные, например, Чулышман и Башкаус (читай статью ПАПУШ. ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ. в журнале «Вертикальный мир», №25 июль 2001 года). И в настоящее время на байдарках можно и целесообразнее путешествовать по маршрутам ЛЮБОЙ категории сложности при условии отсутствия длительной пешей части и при условии обноса по берегу порогов (при наличии опытных экипажей - как правило, только порогов 4-6 к. с.).

В пеше-водный поход, например, по рекам Урала, где, как правило, часть пути водникам необходимо тащить суда (в упакованном виде) на спине, целесообразно использовать надувные байдарки типа «Щука» (более лёгкие, хотя и менее комфортные). В походы по порожистым (4 к. с. и выше) рекам, где скорость движения судна, в основном, определяется скоростью течения реки, байдарки, как правило, уступают место более безопасным туристским судам - надувным катамаранам, надувным плотам и надувным лодкам.

При прохождении порогов надувные суда, в т. ч. плот и катамаран - более безопасны чам байдарка, зато на открытых водоёмах - менее скоростные и менее устойчивые на курсе (рыскают), особенно в ветреную погоду. Для надувных судов лобовой ветер часто является непреодолимой преградой.

Несмотря на это в последнее время надувные суда всё чаще используются в путешествиях по «плоским» (без порогов) рекам, озёрам и даже морям. Делается это ради экономии веса при забросках и волоках и для безопасности при штормах. Например, «ПСН-6» (плот спасательный надувной шестиместный) в упакованном состоянии в рюкзаке транспортирует всего один человек, а плывёт на нём - шесть человек, причём когда гребут все, то скорость плота не уступает скорости байдарки. То же самое можно сказать и о надувном катамаране. Как и надувной плот на плёсах он может нести огромный (двойной) груз. На нём, так же как и на плоту при пересечении открытых акваторий (морей и озёр) и при попутном ветре можно установить импровизированное парусное вооружение, которое намного безопаснее чем на байдарках.

Исходя из вышеизложенного, выбор плавсредств производится после детальной проработки маршрута руководителем или группой самых опытных членов команды. Можно, как уже говорилось, сделать наоборот - выбрать маршрут, исходя из наличия плавсредств. В любом случае при выборе судна не стоит пренебрегать информацией и советами тех, кто уже побывал в планируемых для посещения местах.

Несколько советов:
- Два и более судна на маршруте лучше, чем одно (в первую очередь - из соображений безопасности).
- Суда одного типа на маршруте лучше, чем разного (средняя скорость движения байдарки выше, чем катамарана)
- Штатное парусное вооружение и румпель в сборе на речных маршрутах создаёт, как правило, больше головной боли, чем приносит пользы.
- Байдарку «Таймень», надувной плот «ПСН-6» и надувную лодку авиационную спасательную (ЛАС-5) выгоднее покупать с рук, т. е. б/у (бывшими в употреблении) из соображений экономии денежных средств. Количество этих плавсредств, изготовленных заводским способом за период «развитого социализма», по всей территории СНГ исчисляется сотнями тысяч и они, практически новые, зачастую, лежат где-то в пыли невостребованными, а при правильном хранении могут эксплуатироваться десятки лет.
- При выборе или покупке двухместного катамарана с поперечной посадкой гребцов (каждый сидит на своём надувном баллоне и гребёт однолопастным веслом) следует учитывать то обстоятельство, что при утере, например, в пороге одного весла (или гребца) такой катамаран становится неуправляемым.
- Нельзя хранить судно на солнце, в сырости и там, где живут грызуны.

ПАЛАТКА

Палатка - важнейший атрибут походной жизни, поскольку является мобильным жилищем, где турист восстанавливает затраченные во время дневного перехода силы или, говоря простым языком, спит. В мире на сегодняшний день существует огромное количество разнообразных палаток, которые условно делятся на брезентовые (старые) и полусферические (современные).

Кроме общих требований (см. выше), первое требование, предъявляемое к палатке - это непромокаемость, которая нормируется способностью единицы площади ткани удерживать давление водяного столба (обычно высотой от 4 до 10 тыс. мм). Непромокаемость крыши и пола нормируется отдельно, причём первая величина, как правило, меньше. Например, палатка итальянской фирмы «КАМР» (англ.) может стоять в воде (дно держит 8 тыс. мм) и под многодневным дождём (тент - 6 тыс. мм). Чтобы влага не проникала через швы, они должны быть качественно проклеены снаружи непромокаемыми лентами (ручная работа).

Очень важно, чтобы палатка была прочна и обтекаема, т. е. противостояла сильным порывам ветра и одновременно была комфортна - имела достаточные размеры, теплоизоляцию, продуманный покрой и конструкцию (быстро собиралась), надёжную работу молний, противомоскитные сетки и вентиляцию.

Чтобы палатка имела минимальный вес она должна быть современной, т. е. изготовлена (сшита) из тонких и лёгких синтетических специальных тканей, её каркас должен быть из алюминиевого сплава, а дно из специальной армированной тонкой ТКАНИ (а не из армированного полиэтилена).

Брезентовая палатка имеет три важных, а иногда и решающих, преимущества. Первое - как правило, она уже имеется в наличии (покупать не надо), второе - брезентовая палатка имеет отличный от внешней среды микроклимат (в ней, например, теплее зимой) и третье - она не (так сильно, как синтетическая) боится огня. Обычно брезентовые палатки имеют вид домика с двускатной крышей, стоят на двух колах (альпенштоках) и растянуты оттяжками с колышками. В комплекте с ней идут два больших куска полиэтилена (под пол и на крышу) на случай дождя.

Современная палатка - это двухслойная (тент и сама палатка из синтетических тканей) полусфера, растянутая на каркасе из дуг, концами упирающихся в землю. У современной дорогостоящей палатки недостатков (кроме цены и огнебоязни) нет. Важно только правильно выбрать модель.

Моделей палаток существует великое множество, но для Водного туризма, как правило, более всего подходят двух или трёх местные (в зависимости от количества членов в экипаже) комфортные современные с повышенной влагоизоляцией палатки, рассчитанные на средние (до 20 м/сек) ветры и установку, как правило, в пойменных лесах.

При всех преимуществах палаток справедливости ради надо отметить, что самые яркие представители путешествующего человечества (кочевники, охотники, пастухи), для которых ночёвка под открытым небом и зимой и летом на протяжении всей жизни является обыденным мероприятием, никогда палатками не пользовались и не пользуются. Максимум, что они себе позволяют - это тент.

Несколько советов:
- Два входа в палатку и даже два тамбура лучше, чем один.
- Складывать палатку при упаковке не обязательно, можно просто затолкнуть её (как попало) в чехол.
- Никогда не ленитесь после похода хорошо просушить ЛЮБУЮ палатку.
- Нельзя хранить палатку на солнце, в сырости и там, где живут грызуны.

РЮКЗАК и ГЕРМОУПАКОВКИ

Рюкзак у туриста-водника должен несколько отличаться от рюкзака туриста-пешеходника, поскольку за плечами его носят сравнительно редко (например, от вокзала до реки). Такой рюкзак не должен иметь ни карманов, ни ремешков, ни всего того, что может зацепиться и мешать при загрузке или выгрузке (в т. ч. и в аварийной ситуации - при перевороте судна). При прохождении порогов актуальной также является проблема герметичности рюкзака или вещей в нём находящихся. Долгое время эта проблема решалась с помощью мешка из «серебрянки» (название прорезиненной ткани), в который упаковывался брезентовый рюкзак вместе со спальником и вещами. Такие гермомешки в количестве 2 шт. входили в заводской комплект байдарки «Таймень».

В настоящее время в продаже появились более практичные цилиндрические гермоупаковки разного объёма из всевозможных непромокаемых материалов. Стало вроде бы возможным заменить две вещи (рюкзак и «серебрянку») на одну современную гермоупаковку. Чтобы облегчить транспортировку больших цилиндрических гермоупаковок фирмы-изготовители даже начали пришивать к ним плечевые лямки. Но, как показала практика, такой вариант всё равно оказался не таким удобным, как хотелось бы, не говоря уже о том, что лямки тоже надо пришивать правильно. В результате воднику приходится в такие «гермы» запихивать и вещи, и спальник, и опять таки рюкзак, в котором транспортируются вещи до начала маршрута (как правило, такой рюкзак предназначен для пеших походов). С сожалением, приходится констатировать, что до сих пор никто не смог изготовить рюкзак для водных походов, как впрочем и конусные кормовые и носовые гермоупаковки для байдарок.

Самым простым вариантом рюкзака для водника могла бы стать обычная цилиндрическая на 80 л гермоупаковка, с двумя дополнительно пришитыми полосами для крепления к великолепному съёмному станку хорошо известного рюкзака «Ермак». Использовать эти простые лёгкие и удобные станки целесообразно потому, что их в своё время было выпущено очень много, и они до сих пор валяются в чуланах и гаражах невостребованными.

Ещё более продвинутым решением, дополнительно к сказанному, была бы замена устаревших плечевых и поясных ремней рюкзака «Ермак» на более современные и, что очень важно, съёмные (и с гермаупаковки, и со станка ремни по аналогии с, имеющимися в продаже, альпинистскими станками для транспортировки бочек). После такой замены ГЕРМОУПАКОВКУ можно было бы транспортировать и на станке (в пеше-водных походах) и без станка (в обычных походах). Безусловно, конструкция крепления ремней к упаковке должна быть правильной (как к рюкзаку), а не такой неудобной, как это делают некоторые фирмы.

Но оставим мечты и подумаем о том, какой же рюкзак из имеющихся в продаже следует выбрать, если появились деньги? Кроме вышеперечисленных общих требований, предъявляемых к любому снаряжению, при покупке рюкзака следует обратить внимание на:
- прочность ткани в районе присоединения лямок (если рюкзак не станковый),
- возможность и продуманность регулировки лямок под свою фигуру (желательно проверить с чужим рюкзаком в пешеходном походе),
- непромокаемость,
- жесткость каркаса (для пеших походов станковый рюкзак лучше),
- объём (мальчикам - до 100 л, девочкам - до 60 л).

СПАЛЬНИК

Если палатка - это жилище туриста, то спальник (спальный мешок) - это его постель. Спальники могут быть общими («могила») и индивидуальными, а индивидуальные - в виде кокона и в виде одеяла («конверт»). Более универсальным спальником является «конверт», поскольку из двух таких одинаковых одеял можно легко сделать («сшить» при помощи молний) трёхместную «могилу», что удобно и семейным экипажам и любым при холодной погоде.

При очень неблагоприятных погодных условиях и наличии шести «конвертов» оптимальным вариантом является соединение спальников в три такие трёхместные «могилы» с последующим превращением двух из них в одну двойную (одна в другой) для трёх мерзляков, например, мальчиков. Оставшаяся третья одинарная «могила» остаётся для трёх нормальных водников, например, девушек. Многослойную «могилу» из двух и более «конвертов» впервые применила в своё время женская экстремальная группа «Метелица», которая совершала лыжные походы по льдам в районе Северного Ледовитого океана.

Кроме вышеперечисленных общих требований, предъявляемых к любому снаряжению, при покупке спальника следует обратить внимание на:
- ткань, из которой сшит спальник. Ни внутри, ни снаружи она не должна шуршать и не должна скользить.
- минимальную расчётную температуру (обычно нанесена на бирке), при которой комфортно спать (для летних походов достаточно - минус 5 град по С).
- паропропускную способность спальника, иначе это будет «резиновый» мешок.

Несколько дополнительных советов:
- Нельзя хранить ЛЮБОЙ спальник в спрессованном виде.
- Нельзя спать в спальнике без одежды и без шапочки. В противном случае он быстро испачкается (засалится жиром, выделяемым кожей человека). При необходимости можно использовать х/б вкладыши, тонкое х/б бельё на всё тело и импровизированную подушку - чистый х/б мешок с чистой запасной одеждой. Стирать спальники не рекомендуется (по крайней мере, часто), но если уже решили сдать в химчистку, то целесообразно обработать спальник средством для распушения утеплителя.
- Нельзя сушить спальник (как и обувь) над костром - так просушить его практически невозможно, а сжечь - легко.
- Следует помнить, что теоретический срок эксплуатации любого спальника - 2 года (в связи со слёживаемостью и, как следствие, потерей гарантируемых производителем качеств).

КОТЛЫ (КАНЫ)

Главное занятие в водном походе (после кратковременной гребли) - это трапеза. Она, вернее приготовление пищи, практически, занимает всё свободное время. Сократить и облегчить этот ёмкий труд может только совершенное кухонное снаряжение, и в первую очередь - котлы. Их должно быть три штуки (в упакованном виде - внутри друг друга). Объём самого большого котла должен быть таким, чтобы порция готового первого блюда (борща) на каждого члена группы, включая детей от 10 лет, была не менее 400г.

До настоящего момента самыми популярными были и остаются плоские алюминиевые заводского изготовления котлы, в комплект которых входят два (7 и 4 л) кана. Такого комплекта хватает, чтобы накормить обедом из трёх блюд группу из 12 человек, правда дежурным нужно вовремя подсуетиться и после раздачи первого блюда быстро приготовить чай в большом (хорошо вымытом) котле. Безусловно, удобнее брать с собой третий котёл или, что очень комфортно, чайник.

Особое внимание нужно уделить ручке, на которой котёл висит над костром. Она не должна потеряться и мешать при упаковке котлов (один в другой). Сделана ручка должна быть из толстой проволоки, а не из металлического троса, иначе при прокручивании перекладины (над костром) вокруг своей продольной оси, котёл будет наклоняться и его содержимое будет всё время выливаться в костёр.

Особое внимание нужно уделить также крышке котла, которая должна выполнять, при надобности, роль сковороды, т. е. должна иметь несгорающую и не мешающую при упаковке, ручку.

По поводу алюминиевых котлов и алюминиевой посуды вообще - ходят слухи об их вредности, особенно после подорожания цветных металлов. Вескими аргументами в пользу замены алюминиевой посуды на стальную является мировая тенденция в этом направлении. В продаже имеется масса тонкостенной стальной посуды, в т. ч. украинской и китайской. Надо отметить, что миски и кружки из такой стали - легче, чем алюминиевые и эмалированные, что в туризме очень важно.

Котлы из титана считаются самыми лучшими (но и самыми дорогостоящими) в связи с их малым весом, непрогораемостью и безвредностью. Изготавливают их, как правило, без ручек, на заводах, связанных с авиационной промышленностью.

Автор - Поездник Сергей, poezd@i.com.ua, Киев, 2007 год.

Создание сайта - RENAISSANCE.net.ua

Водный туризм Украины
2002