Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Некоторые соображения по поводу конструкции байдарки «Таймень».
(памятка на www.poezdnik.kiev.ua)

Туристская байдарка «Таймень» (как и её предшественница - байдарка «Салют») - это идеальное судно для активных длительных водных туристских путешествий. Конструкция «таймешки» очень хорошо продумана (разработчик - Валентин Строгонов (Москва) и не перестаёт восхищать своей простотой, надёжностью, комфортностью и совершенством. Улучшать её - НЕцелесообразно, создана она для водного туризма, а не для гребного спорта (преодоления препятствий), хотя легко преодолевает пороги 1-3 категории сложности (в дальнейшем - к. с.). Если на туристском байдарочном маршруте встречаются сложные пороги (4-6 к. с.), их желательно обойти по берегу (обнести). Если целью туристского маршрута наряду с путешествием как таковым является и преодоление сложных водных препятствий (порогов), то лучше поход осуществлять на более спортивных туристских гребных судах - катамаранах, плотах и др. Но при протяженных и длительных путешествиях байдарка «Таймень» имеет значительное преимущество перед спортивными судами потому, что на плёсах, озёрах и морях при любых направлениях ветра и волны лучше держит курс (не рыскает), является одним из самых скоростных туристских гребных судов, имеет малый вес, большое водоизмещение (вместимость), удобна при транспортировке и комфортна на воде, легко ремонтируется даже на маршруте, быстро собирается и разбирается (30 мин) и всегда продавалась по самой сравнительно низкой цене (особенно б/у). Ко всему прочему, если эту байдарку правильно эксплуатировать и хранить, то её хватит на три и более поколения водников. Благодаря этим достоинствам тысячи «Тайменей» и «Салютов» ещё долго будут бороздить необъятные водные акватории Евразии, а на балконах, в гаражах и кладовках ожидает своего часа, ещё более впечатляющее их количество.

Как известно, наш народ очень любит улучшать хорошие вещи. Не обошло это явление и разборные байдарки. Появились фирмы, которые шьют более лёгкие полихлорвиниловые (ПВХ) оболочки для «Тайменей» и «Салютов» и фирмы, выпускающие более совершенные туристские байдарки, например КНБ (каркасно-надувная байдарка). Всё это очень хорошо потому, что увеличивается выбор при покупке туристского судна, но стоимость такой полихлорвиниловой оболочки и такой КНБ значительно выше, а преимущества (при комплексном сравнении) иногда спорны. Так, например, при ударах днища байдарки о камни в пороге штатная (заводского изготовления), проклеенная по кильсону (днищу) оболочка (шкура) байдарки «Таймень» из прорезиненной ткани на любой основе пробивается насквозь значительно реже и труднее, чем проклеенная по кильсону, оболочка из полихлорвинила (пробивается она, как правило, рядом с узкой леей из ПВХ). Если увеличивать толщину ПВХ (на что пошли некоторые фирмы) или ширину леи, то увеличивается вес судна, уменьшая при этом основное преимущество.

Имеется ещё один серьёзный недостаток оболочки из полихлорвинила, которую изготавливают специально для каркасов «Тайменей» и «Салютов» - слабая «растягиваемость», что при одевании оболочки на каркас приводит к сильной деформации и, в дальнейшем, поломке обоих узлов присоединения штевней к кильсонам (отламывается шляпка заклёпки на конце штевня). Ремонт этих узлов возможен (хотя и проблематичен), но самое неприятное то, что при следующей сборке они опять ломаются.

При сравнении «Тайменя» с КНБ можно сказать, что последняя дольше собирается, хуже держит курс при встречном ветре, менее скоростная и менее вместительна (комфортная), хотя имеет меньшую осадку и большую манёвренность, что при прохождении порогов и мелей очень важно. Обсуждая тему ЧТО ЛУЧШЕ?, можно долго спорить, но если говорить коротко и в качестве критерия брать соотношение «цена-качество», то для активного водного туризма на маршрутах 1-3 категории сложности оптимальным плавсредством продолжает оставаться байдарка «Таймень».

Соображения и редакция Поездника Сергея, poezd@i.com.ua, г. Киев, 2003-2006 год

Создание сайта - RENAISSANCE.net.ua

Водный туризм Украины
2002