Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Черемош и Прут.

Описание водного туристического путешествия
на www.poezdnik.kiev.ua.
Автор - Дмитрий Слинько.

Куда: Зелёная - Черновцы

Когда: 1.05.10 - 6.05.10

Кто:
Дима, Юля, Игорь и Таня - катамаран "Нерис"
Володя, Марина, Рома и Оля - катамаран "Нерис" (Abris)

Преимущества маршрута:
1. Интересные пороги в первой половине маршрута
2. Живописная природа в первой половине маршрута
3. Отсутствие проблем с пополнением запасов воды и провианта

Недостатки маршрута:
1. Техногенные препятствия, риск порвать судно
2. Унылые пейзажи во второй половине маршрута
3. Плёсы без течения во второй половине маршрута
4. Чрезмерная заселённость туристами на майские праздники
5. Местные жители, требующие денег за стоянку на якобы частной территории

В прошлом (2009-м) году мы уже ходили Черемош от Зелёной до Вижницы. Тогда четыре человека шли на катамаране, а ещё четверо, в том числе и мы с Юлей, на каркасных байдарках "Форель". Но пороги весеннего Черемоша, следующие один за другим, не позволяли байдарочникам расслабиться и наслаждаться красотой окружающих пейзажей вокруг, иногда попивая пиво. Поэтому в 2010 году решили пройти Черемош ещё раз, но уже на катамаране.

У одного экипажа был свой кат, второй решили взять в аренду. Задача эта на майские праздники - почти нереальная. Но нам всё же удалось договориться с фирмой "Нерис" об аренде "четвёрки". Договариваться Юля начала за 1,5 месяца; кат с вёслами и рюкзаками для транспортировки обошёлся в 165 грн. в сутки. При этом день отвоза и день привоза считался за один.

Нерисовский катамаран был в хорошем состоянии, почти новый. Кроме него была возможность арендовать кат по похожей цене в прокате возле аэропорта "Жуляны", но там судно было уж очень убитое.

Заброска
Билеты в Ивано-Франковск на 30 апреля брали за 45 суток (поезд №43, 19:16 - 7:02). Наши знакомые туристы-пешеходы, взявшие билеты на несколько дней позже, довольствовались боковушками в разных частях вагона.

На ивано-франковском вокзале как обычно было много водителей с бусиками, но они традиционно крутили носами, услышав про Зелёную: "Там дорога дуже ужасна". Грунтовка вдоль Чёрного Черемоша, периодическая смываемая наводнениями, и впрямь далека от идеала, но проехать по ней можно даже на легковушке - правда, очень медленно.

Сторговались с водителем маршрутки на "Буковель" по 60 грн. с человека (всего - 480 грн., за катамараны отдельно не платили). При этом водитель посадил нас на задние сидения и завалил шмотками. По центру маршрутки села группа туристов-пешеходов, для обычных же пассажиров осталась передняя часть салона.

Когда мы проехали Красник и выехали на пыльную грунтовку, водитель вдруг спросил "Кто у вас главный?" и потребовал, чтобы главный сел рядом с ним. Следующие полчаса моя функция заключалась в том, чтобы каждые сто метров уламывать водилу ехать дальше, а в ответ выслушивать его нытьё о плохой дороге, опоздании на следующий рейс и рекомендации о том, откуда лучше начинать сплав.

День 1 (1.05.10, 10 км.)
К 11:00 мы всё же доехали до центра села (N 48 03 16,0 E 24 45 12,8) с двумя магазинами - продуктовым и хозяйственным Прошлогодний водитель оказался менее сговорчивым: в 2009 году мы стапелились у подвесного моста в начале Зелёного (N 48 03 57,6 E 24 45 13,4). Собирались не спеша, долго возились с прокатным катамараном: штатные петли для связывания труб оказались неподходящими, пришлось брать запасные резинки у команды "Абриса".

На воду встали в 14:30. Очень жарко. Река довольно мелкая, серьёзных порогов, как для катамарана, нет. Внимания заслуживает разве что Дземброня с достаточно серьёзным перепадом высот и бурным сливом. Наш кат сел на камень в правой части порога, мне пришлось вылезать и сталкивать его. При этом меня чуть не смыло - в последний момент ухватился за привязанную к кату герму.

Народу на маршруте было традиционно много, чаще всего попадались коммерческие суда - катамараны на 6-8 человек и совсем уж безразмерные рафты. Байдарок почти не было. Запомнились лишь пару "Тайменей", один из которых мы увидели вечером на берегу недалеко от нашей стоянки: в его шкуре был длинный порез.

На стоянку стали на полянке у заброшенной хаты (N 48 06 46,6 E 24 43 17,2), чуть не доходя традиционного места лагеря у родника и подвесного мостика. На этот раз место было оккупировано белорусами, приехавшими на нескольких автобусах и водрузившими тут свой красно-зелёный флаг.

День 2 (2.05.10, 35 км.)
Утром в лагерь с горы спустился некий субъект, заявивший, что он - "власник території" и потребовавший 25 грн. за каждую палатку. "Власник" уверял, что берёт по-божески, ведь на другом берегу цены вчетверо выше, но всё равно был вежливо послан обратно на гору, куда в итоге и отправился.

Такие "землевладельцы" - бич Чёрного Черемоша. На любой удобной полянке стоят таблички "Приватизовано", а деньги с водников пытается сбить каждый встречный. Коммерческие фирмы действительно ставят рафтинг-лагеря в частных огородах и платят за это владельцам, но в последние годы местные всё чаще вымогают деньги за стоянку на обычном берегу. Подобные "частники" встречаются только на самом популярном участке - до Красника, хотя стоять в сёлах приходится всегда, так как берега Черемоша и Прута густо заселены.

В этот день мы проходили самые сложные пороги Чёрного Черемоша - Гучок и Гук. Между "белорусской" стоянкой и началом Гучка - длинная шивера с бурным течением. В 2009 году на этом "ралли" байдарки килялись дважды. Но для катамаранов шивера не представляет сложности.

Первая ступень Гучка требует техничного прохождения: нужно лавировать между камнями по S-образной траектории. На наших глазах двое дедушек на небольшом рафте с разгону сели на камень в начале порога, создав весьма забавный ракурс для фото. Пройдя первую ступень, можно зачалиться справа и просмотреть вторую (N 48 07 34,3 E 24 43 07,3), которая проходится по струе под левым берегом.

Гук находится в километре ниже по течению от Гучка. Просматривать его менее удобно, чем Гучок: порог расположен под самым левым берегом, который в этом месте обрывистый. Зачалившись за пару сотен метров до порога (N 48 07 34,3 E 24 43 07,3), можно аккуратно пройти по скользким камням вдоль берега и залезть на камень (N 48 07 32,4 E 24 43 38,3), с которого удобно фотографировать суда, проходящие Гук. В очень высокую воду течение может вынести катамаран на середину реки, заваленную камнями. Но при обычном весеннем уровне воды, каким он и был в 2010, уйти к левому берегу не проблема. Сам порог - это три больших вала, такие себе детские горки из аквапарка.

Вскоре после Гука, после нескольких шивер, попадаешь в село Красник - "столицу" весеннего Черемоша. Здесь заканчивают маршрут большинство коммерческих групп, да и вообще, как было написано в одном из отчётов, "на этом пороги на реке заканчиваются". Категорически с этим не согласен: скупившись в магазине Красника (N 48 08 22,3 E 24 44 26,9), стоит обязательно продолжить путь дальше.

После Красника река резко меняет характер: горы по берегам становятся ниже, русло - шире, дороги - лучше, а сёла - больше. Но пейзажи вокруг - по-прежнему живописные, а шиверы следуют одна за другой, не давая расслабиться. Правда, появляются такие неприятные вещи, как техногенные препятствия.

Самое значительное из них - бетонные глыбы возле автомобильного моста в Верховине. Они хаотично перекрывают русло, а из воды при этом почти не выглядывают, что усложняет ориентирование. Своеобразным утешением для порвавшихся на арматуре может служить разве что удобство аварийного схода: автовокзал Верховины - прямо у моста, на левом берегу.

В 2009-м в Верховине мы отогревались коньяком и кофе - моросил холодный дождь, пробирающий до костей. В этот раз даже мысль о коньяке не приходила в голову - стояла нехарактерная для горной весны жара. За всю неполную неделю нашего путешествия мы так и не увидели дождя.

Дальнейшие шиверы очень похожи одна на другую - так продолжается до самых Устерик - места слияния Чёрного и Белого Черемошей. Но мы стали на стоянку в 18:30 не доходя слияния, на хорошей полянке (N 48 08 03,3 E 24 58 03,2) на правом берегу в районе села Выгода. Полянка была перегорожена заборами для скота, через которые пришлось перетаскивать каты. На противоположном берегу какие-то уроды из местных вывалили на берег целый фургон мусора. На этом фоне все потуги туристов по утилизации консервных банок и тщательной уборке мест стоянок идут коту под хвост.

День 3 (3.05.10, 35 км.)
Вышли около 10:00, через полчаса были у слияния Черемошей в Устериках (N 48 07 11,4 E 24 59 33,4). Над слиянием переброшен автомобильный мост, недалеко от него на левом берегу - два магазина. На площади перед магазинами иногда стоят грузовики, на которых можно заброситься на Белый Черемош. В этот раз "биржа автомобилей" пустовала, но коммерческие туристы из соседнего рафтинг-лагеря на правом берегу грузились на "ГАЗ-66". Удовольствие протрястись по разбитой горной грунтовке в кузове, сидя на своих же катамаранах, в 2010 году стоило 500 грн. с компании (армейский грузовик берёт на борт человек 20).

После слияния река ещё раз сильно изменяется. Её ширина вырастает раза в полтора, появляются некие подобия плёсов. На выходе из Устерик - искусственный порог, образованный строительством моста. Строители разделили реку на четыре части насыпями из щебня, соответственно, у порога четыре слива.

В прошлом году мы называли его "Азовским" (мосты на Черемоше строила фирма "Азовинтекс", о чём сообщалось на табличках по берегам) или "Всадником без головы" (поперёк второго слива, который с воды казался самым удобным, лежала железная балка, служившая строителям мостиком - как раз на уровне голов катамаранщиков). В этот раз первый слив был загромождён сухим деревом, а балки во втором не было - туда мы и пошли. А вот мост за прошедший год так и не построили.

Вообще, давать рекомендации по прохождению порогов Черемоша - дело неблагодарное. Более-менее постоянными остаются пороги на участке до Красника, а вот ниже по течению характер реки ежегодно меняется. Причин две: наводнения и строительство. Наводнения смывают дороги и мосты, строители, соответственно, их снова строят. Берега постоянно укрепляют, русло реки искусственно отводят в сторону насыпями из щебёнки. Это создаёт несомненные удобства местным жителям и столь же несомненные проблемы туристам-водникам.

Главная опасность, конечно же, техногенные препятствия. Визитная карточка Черемоша на участке "Устерики-Вижница" - бетонные треугольники. Глыбы пирамидальной формы, как коварные айсберги, выглядывают из воды лишь ненамного, а некоторые не выглядывают вообще. При этом порваться можно даже о сам шероховатый бетон, не говоря уже о торчащих из каждого треугольника металлических скобах. Особо много треугольников рассыпано по руслу в районе длинного села Растоки. Здесь строят два моста и укрепляют дорогу, а потому, кроме бетонных глыб, в русле полно техногенного мусора.

Один раз мы сами чуть не стали жертвой. Аккуратно лавируя между торчащих верхушек треугольников, задней частью правого баллона мы всё же наткнулись на незаметную подводную глыбу. Нас развернуло и понесло левым баллоном прямо на бетонный блок с железной скобой, от которого я оттолкнулся веслом с такой силой, что погнул лопасть, а само весло уронил в воду. Но всё обошлось: весло подобрали, лопасть выгнули на место, а на скобу не напоролись.

В Растоках в 2009 году мы становились на ночёвку - стояли прямо на чьём-то огороде по левому берегу. Но, в отличие от Красника, местные жители не разбалованы коммерческими туристами: денег с нас никто не требовал. Наоборот, бабушка с утра интересовалась, как нам спалось, а дедушка даже предлагал выпить с ним водки.

Между Растоками и Вижницей внимания заслуживают два порога - Кетлищи и Сокильский. Порог Кетлищи (N 48 12 44,6 E 25 06 52,4) находится прямо перед большим мостом в селе Подзахаричи. Это - самый подлый порог Черемоша. С воды он выглядит настолько безобидно, что невольно задаёшься вопросом: зачем вообще эту шиверку удостоили собственного имени? Ответ на вопрос понимаешь, только когда подходишь к порогу вплотную. Каменные "расчёски" здесь стоят так, что пройти через них можно только перпендикулярно к течению. Тем временем, река норовит снести тебя с этих ступенек боком.

Байдарку развернуть можно, но вот удержать от бокового течения весьма сложно. По аналогии с шутливыми табличками из маршруток "Место для удара головой" порог Кетлищи можно удостоить таблички "Место для вашего оверкиля". В 2009-м одна из наших "Форелей" здесь кильнулась. Катамаран развернуть вдоль расчёсок будет сложно: для манёвра просто нет места. Тем временем, его будет нести в бетонную опору моста. Впрочем, катамаран в Кетлищах вряд ли кильнётся, а перевернувшихся байдарочников можно без проблем выловить на большом плёсе, который идёт сразу же после порога.

Сокильский порог (N 48 13 19,9 E 25 06 43,5) очень живописен. Он расположен на изгибе реки между сёлами Великий Рожин и Тюдов. По левому берегу Черемоша идёт дорога, над которой нависает красивая скала из "слоёного" камня. Самый сложный участок порога - за поворотом направо. Бурные валы несут на большие камни, от которых нужно успевать уворачиваться. Когда Сокильский проходили мы, на нём устраивались соревнования, поэтому к препятствиям добавились красные и зелёные деревянные жерди, бьющие по голове. Но порог очень интересен и даёт много эмоций.

Перед Вижницей есть пару потенциальных мест для стоянок, но удобнее всего становиться в самом городе, точнее, в прибрежных зарослях на его окраине. Для этого нужно зачалиться не доходя полкилометра до автомобильного моста (N 48 14 53,1 E 25 09 27,1). Количество мест для палаток более чем ограничено, но можно смело раскладываться на грунтовой дороге: из-за глубокой ямы на въезде машин здесь не будет.

При выброске из Вижницы сюда можно вызвать такси (ориентир - "возле магазина Остапа направо"). А если есть время - потратить час на прогулку до центра городка. Здесь есть всё, что положено в Западной Украине: улочки старинных домов, ратуша и даже театр. Если бы мы попали в Вижницу двумя днями позже, то могли бы ознакомиться с творчеством местной аматорской труппы - давали спектакль по Мойше Гершензону.

День 4 (4.05.10, 45 км.)
За Вижницей река в очередной раз изменилась - на этот раз до неузнаваемости. Появились длинные плёсы, берега стали равнинными. В некоторых местах пейзаж был характерным скорее для Псла или Ворсклы, а не для горной карпатской реки. Но сходство только кажущееся: в отличие от полтавских рек, изобилующих местами для стоянок, на равнинной части Черемоша стать на стоянку почти негде.

Во-первых, по обоим берегам во многих местах устроены длинные насыпи из щебня. Это укрепляет берег, но делает невозможным выход на него, не говоря уже об унылости пейзажей. В местах, не тронутых строителями, берега покрыты крупными камнями, и местные жители активно используют их для хозяйственных нужд. Стоящий в воде "ЗИЛ", в кузов которого раздетый до трусов водитель закидывает камни - обычная картина для этих мест.

Но главное отличие от матрасных рек центральной Украины - засорённость русла корягами и постоянно встречающиеся отмели. Каждый километр сплава - это слалом между торчащими деревьями и каменными отмелями. Расслабился на секунду - и в лучшем случае сел на мель, а в худшем - напоролся на ветку. Берега очень однообразные, сёл за деревьями не видно, а мостов почти нет. Ориентироваться можно только по GPS-навигатору: русло реки меняется каждый год и не соответствует линии, изображённой на карте.

Поиск стоянки затянулся почти до 20:00. Сначала присмотрели полянку на правом берегу (N 48 23 58,9 E 25 29 08,3), напротив села Горишне Залучье. Но она оказалась выгоревшей, а выглядеть как трубочисты наутро не хотелось. Поэтому после долгих и упорных поисков встали на левом берегу (N 48 24 15,6 E 25 29 44,1). Чтобы попасть на стоянку с реки, нужно было переходить небольшую протоку. Чтобы не мочить ноги, мы оперативно построили через неё каменную кладку. Альтернативное место есть на левом берегу чуть ниже по течению (N 48 24 04,6 E 25 30 34,4), но соседями здесь могут стать коровы, приходящие на водопой.

День 5 (5.05.10, 25 км.)
С утра сходили в сельский магазин, где нас тут же идентифицировали: "Ви якісь нетутешні. Мабуть, річкою пливете". Значит, туристы-водники сюда всё-таки доходят, хотя мы после Вижницы не встретили ни одного.

Вышли около 12:00, и к 12:30 подошли к железнодорожному мосту с порогом под ним (N 48 22 58,9 E 25 33 04,3). На участке до Вижницы такое препятствие мы бы и не заметили, но "на безрыбье" даже такой порог порадовал. Перед слиянием Черемоша и Прута - участок, сильно заваленный корягами. Чтобы не пропороть кат, пришлось крутиться, как вьюн на сковородке. Само слияние (N 48 22 45,0 E 25 37 16,0) - абсолютно непримечательно.

Зато плёс, начавшийся после него, не заметить было сложно. Катамаран еле-еле удавалось сдвинуть с места, и один километр до Неполоковцев стоил многих усилий. Отсюда можно выбрасываться на Черновцы, но до вокзала от речки - почти 4 км. Под мостом в Неполоковцах (N 48 22 32,0 E 25 37 58,0) - небольшой порог с техногенными "сюрпризами". Из-за торчащей арматуры один кат решили провести вручную, второй экипаж прошёл своим ходом.

В 17:30 прошли под мостом между сёлами Глиница и Дубовцы, который запомнился висящим на нём деревом. Очевидно, его забросило на мост наводнением. После моста прошли пару перекатов, пейзаж стал менее унылым: на берегах появились холмы и леса. Стали возле села Лужаны (N 48 21 00,1 E 25 45 07,7), местонахождение, опять-таки, определили исключительно по GPS-навигатору.

Лужаны - большое село, отсюда совсем недалеко до Черновцов, по оживлённой трассе в облцентр часто ходят маршрутки. До ж/д вокзала от речки - около 3 км., отсюда ходят пригородные поезда в Черновцы (из которых с киевскими поездами стыкуется разве что один, отправляющийся в 14:09 по пятницам, субботам и воскресеньям) и один прямой на Киев (№628, в 17:10). Расписание, висящее на стене, нужно уточнять у кассира: некоторые поезда ходят не каждый день, а на табличке этого не написано. Мы решили до Черновцов дойти своим ходом - плёс для ката, конечно, вещь неприятная, но идти-то всего 10 км.

День 6 (6.05.10, 10 км.)
Вышли в 10:30. Сразу стало понятно, что эти 10 км. будут самыми сложными на маршруте. Дул страшный лобовой ветер, чтобы сдвинуть каты с места, приходилось грести с двойной силой. Но в районе села Новосёлка даже такие усилия не помогали: ветер начал срывать с деревьев листья и ветки, а катамараны понесло против течения. Отчаянные попытки провести каты вручную вдоль берега результатов не дали: прибрежные мели чередовались с обрывистыми берегами, где пройти было невозможно.

В итоге приняли решение провести антистапель в селе Стрелецкий Кут (N 48 19 33,7 E 25 51 03,1) - километрах в семи от Черновцов. Через сонный дачный посёлок, несмотря на его близость к городу, машины проезжают редко, маршрутки - тем более. Единственными живыми душами, которых мы нашли на берегу, были двое рыбаков. Один из них согласился забросить наши шмотки на вокзал, заломив за это 50 грн., но потом внезапно куда-то пропал.

Попытки поймать попутку результатов не дали, но через полчаса ожидания пришёл рейсовый автобус, к нашей радости, полупустой. Он не шёл на вокзал, но когда водитель выгрузил пассажиров на окраине Черновцов, нам с лёгкостью удалось договориться с ним об индивидуальном трансфере. Водила так обрадовался дополнительному заработку, что с пиратским хохотом "йо-хо-хо!" развернулся через осевую, чтобы подвезти нас ближе к платформам.

Черновцы - один из самых красивых городов Украины. Поэтому перед поездом здесь обязательно стоит погулять. После прошлогоднего сплава по Черемошу мы так и сделали. Маршрут очень прост: от вокзала нужно подняться по главной улице (она так и называется - вулиця Головна) к центральной площади (так и называется - площа Центральна). Здесь стоит городская ратуша, а напротив висит огромный снимок Черновцов из Google Earth.

После этого можно погулять по старым кварталам, взяв на развилке чуть левее, на ул. Ольги Кобылянской. А можно свернуть направо, на Театральную площадь, где стоит театр, построенный в 1905 году по проекту венских архитекторов. Если есть время, стоит пройти до главной достопримечательности Черновцов - Дома митрополита (теперь - Черновицкий университет). От Театральной площади к нему ведёт ул. Университетская, но дорогу лучше спросить у местных.

Чтобы на прогулку по Черновцам было больше времени, билеты в Киев лучше взять на самый поздний поезд (№60, 18:59 - 9:29).

Выводы:
1. Черемош нужно идти на катамаране и не нужно - на байдарке.
2. Черемош нужно идти до Вижницы и не нужно - до Черновцов
3. Черемош нужно идти.

Автор - Дмитрий Слинько (редактор журнала "Фокус. Красивая страна",). E-mail: dimskiy@mail.ru;

Выложено на www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» 30.08.2010.



Водный туризм Украины
2002