Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Ирпень 25-26.04.2009
(Сосновка-Белогородка Киевской обл.)

Описание водного туристического маршрута выходного дня
на www.poezdnik.kiev.ua.

Состав участников:

1. Дима, Юля - каркасная байдарка Форель;
2. Макс, Лёша - каркасная байдарка Форель;
3. Володя, Марина - надувная байдарка Щука-2;
4. Лёва, Милена - КНБ Маринка-2.

Преимущества маршрута:

1. Близость к Киеву
2. Лёгкая и дешёвая заброска
3. Интересные пейзажи
4. Незаселённость реки туристами и отдыхающими

Недостатки маршрута:

1. Частые повороты реки, требующие усилий по управлению судном
2. Обилие коряг и поваленных деревьев на участке Новосёлки-Княжичи
3. Частые обносы плотин
4. Пробки на въезде в Киев в воскресенье вечером

День первый, 25.04.09. Выехали электричкой в Фастов в 7 утра с Северных платформ киевского вокзала. Электрички на Фастов ходят достаточно часто, поэтому можно подобрать удобное время. Цена билета - 5 грн. с копейками. Несмотря на утро субботы, народу было относительно немного, поэтому удалось без проблем разложить байдарки по багажным полкам и даже занять сидячие места. Проснуться помогает утренний кофе, предлагаемый многочисленными бабушками.

В Фастове прямо на вокзале договорились с водителем микроавтобуса о заброске в Сосновку. Цена - 80 грн. за 8 чел. с вещами. Желающие доехать общественным транспортом могут дождаться маршрутку, идущую в сторону Киева.

Стапелились под мостом на въезде в с. Сосновка. Недалеко от моста в селе есть колодец с хорошей водой, а вот в магазин "Товари широкого вжитку" придётся идти больше километра в центр села (вверх от моста, потом налево). В магазине купили отличный горячий хлеб. Стартовали около 13:00.

Под мостом - каменный перекат, который все суда успешно преодолели, слегка чиркнув дном о камни. Возможно, летом по низкой воде он будет непроходим. Желающие сохранить матрасный характер похода могут стартовать за перекатом.

Река в начале маршрута узкая, но её ширина позволяет лечь в дрейф четырём байдаркам, сцепленным борт к борту. Глубина небольшая, но вполне достаточная для прохода судов, дно песчаное, завалов нет.

Вскоре попадается первая плотина. На маршруте их будет несколько, но все они однотипные, очень похожие и обносятся одинаково, а потому отдельного описания недостойны. Заметить плотину легко - над водой возвышаются металлические конструкции, окрашенные в яркие цвета. После слива плотин берега "одеты" в клетчатый бетон, что несколько усложняет погрузку. В целом же обносы возможны по обоим берегам, они предельно коротки и несложны, так что байдарки разгружать необязательно.

За плотиной - ещё один перекат, о приближении которого свидетельствуют большие камни в русле. Перекат лёгкий, проходится без просмотра, по низкой воде возможна короткая проводка.

Вскоре проходим первое село - Черногородка. С воды его не видно: обзор закрывают невысокие, но крутые берега. Если же подняться на берег, из большинства мест на маршруте открывается похожая картина - заливной луг и село вдалеке. Поэтому определять местонахождение лучше по явным ориентирам: плотина, мост, а ещё лучше - опрос местного населения, представленного рыбаками и отдыхающими.

В районе села Перевоз наблюдаем занимательную картину: посреди речки застрял джип Toyota Prado, который безуспешно пытаются вытянуть телегой, запряжённой двумя лошадьми. С находящегося рядом моста за происходящим наблюдают местные жители, приехавшие на "Славуте" и двух скутерах. Водитель Prado решил форсировать речку "вброд", но небольшая на первый взгляд глубина сыграла с ним злую шутку: тяжёлую машину засосало в илистое дно, причём с каждой минутой она погружалась всё глубже. Лошади оказались бессильны, и водитель пошёл за трактором. Лишний раз убедившись в важности правильного выбора плавсредства, мы поплыли дальше.

Проехав под автомобильным мостом и оставив позади с. Дзвонковое, около 19:30 стали на ночёвку посреди заливного луга на правом берегу, не доезжая с. Новосёлки. Стать в ненаселёнке на маршруте невозможно в принципе, но близость сёл не мешает. Во-первых, Ирпень - не самая популярная река для отдыха, во-вторых, луга изрезаны каналами и речушками, затрудняющими доступ. Сухие дрова в изобилии имеются в близлежащих кустарниках. Вечером наблюдали праздник чьей-то жизни в виде фейерверка и сопровождавших его радостных возгласов, но потом наступила тишина.

День второй, 26.04.09. Вышли около 11:30. В с. Новосёлки сходили в магазин. В селе будьте осторожны при прохождении низкого моста: нагибайтесь и остерегайтесь торчащих гвоздей. На выходе из села - очередная плотина.

За с. Новосёлки начинается самый интересный участок реки. В шутку мы назвали его Долиной тысячи гейзеров. С крутых берегов в Ирпень впадают многочисленные притоки, образуя невысокие, но живописные водопады. А в некоторых местах с поросших мхом берегов вода стекает мириадами капелек, напоминая знаменитый днестровский водопад Дівочі сльози.

По берегам растёт лиственный лес, иногда ветки деревьев спускаются к руслу, оставляя для байдарок узкий коридор и создавая впечатление поездки по джунглям. Правый берег представляет собой высокую кручу, с которой можно посмотреть на Ирпень сверху. Но из-за густого леса на панорамный снимок не рассчитывайте.

Самый интересный участок одновременно является и самым сложным: река завалена упавшими деревьями и подводными корягами. В нескольких местах упавшие (или поваленные бобрами) деревья перекрывают русло полностью. Обносы сложны из-за крутых и скользких берегов, а потому с ними спешить не стоит - лучше подплыть к завалу поближе и поискать проход. Скорее всего, пройти завал удастся методом лабиринта. Нам удалось избежать обносов, правда, раза три приходилось вылезать из байды и перетаскивать её через коряги вручную. Кроме того, нужно постоянно следить за дном, чтобы не напороться на подводную корягу.

В конце лесистого участка - самое красивое место на Ирпене, но абсолютно для этой реки не характерное. Это - песчаная круча на правом берегу с сосновым лесом наверху. Если вы идёте в выходной или праздничный день - почти со 100%-й вероятностью место будет занято. Было оно занято и при нас - там проводили не то массовую пьянку, не то корпоративный тренинг, не то и одно, и другое вместе.

За пару километров до Княжичей прибрежный пейзаж резко меняется. Река "одевается" в гранитные берега, мы проплываем под подвесными мостами в китайском стиле, а по правому борту теннисные корты сменяются беседками и коваными оградами. Ни одного местного жителя мы не встретили - то ли не сезон, то ли городок ещё окончательно не заселён.

В селе Княжичи есть как минимум три объекта, достойных внимания. Во-первых, автомобильный мост, позволяющий досрочно сойти с маршрута. Во-вторых, запруда из старых досок, веток и всевозможного мусора, перегораживающая реку в полукилометре от моста. При желании запруду можно преодолеть, не поднимая пятую точку из байдарки. Но во избежание прорыва шкуры лучше всё же обнести. И, наконец, третья достопримечательность Княжичей - плотина вскоре за запрудой.

От плотины до Белогородки река снова идёт посреди луга. Расстояние между сёлами по карте кажется совсем небольшим, но пусть это не вводит в заблуждение. На этом участке Ирпень сильно петляет, а ввиду узости реки срезать углы на поворотах не получается. В итоге - постоянный слалом, не дающий капитанам расслабиться ни на минуту. Это же характерно для некоторых других участков реки, поэтому прохождение одного километра по Ирпеню, скорее всего, займёт больше времени и сил, чем преодоление того же расстояния по Десне или Ворскле.

Перед Белогородкой Ирпень расширяется, а недалеко от моста из-под воды посреди реки бьёт фонтан. "Білогородська говнянка", - лаконично объяснил нам рыбак. Впрочем, характерный для подобных объектов запах отсутствовал.

Причалили к берегу около 19:00. Антистапель удобно проводить на площадке сразу за автомобильным мостом на левом берегу. Туда же можно подъехать на машине. От Белогородки до Киева всего 10 км., при отсутствии собственного транспорта можно уехать маршруткой на Новобеличи. Правда, при любом варианте выброски в воскресенье вечером придётся постоять в пробке на въезде в город.

Автор - Дима, dimskiy@mail.ru

Выложено в июле 2009 года Поездником Сергеем, тел. в Киеве - 4505910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»

Водный туризм Украины
2002