Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Оскол 2012
(Тополи - Сеньково)

Лоция байдарочного туристического путешествия
на www.poezdnik.kiev.ua.
Автор - Карпук Игорь.

Время проведения: 8-10 сентября 2012 года.

Протяженность маршрута: 85 км

Состав экипажа:

Карпук Игорь Сергеевич (Краматорск, Донецкая область, Украина);
Савченко Александр Сергеевич (Краматорск, Донецкая область, Украина);
Олещенко Александр Сергеевич (Краматорск, Донецкая область, Украина).

Маршрут:

Тополи - Двуречная (33 км) - Купянск - (20км) - Сеньково (32 км).

Лоция:

Оскол - небольшая река, протекающая по территории Белгородской области России и Харьковской области Украины. В нескольких километрах от города Купянск, ниже по течению, образует большое Краснооскольское водохранилище (протяжённостью 85 км), затем впадает в реку Северский Донец, недалеко от сёл Синичено, Ярёмовка и Студенок.

Для прохождения описываемого маршрута необходимо добраться до города Купянск (железнодорожная станция Купянск Узловой). На станции Купянск Узловой можно пересесть на идущую до станции Тополи электричку. Рядом с железнодорожным вокзалом Тополи есть небольшой рынок, там можно недорого (в сентябре 2012 года - 30 гривен) нанять микроавтобус, который без проблем довезёт вас до места стапеля на реке.

Традиционное место стапеля - мост у села Каменка, к нему ведёт хорошая асфальтированная дорога, у моста есть несколько открытых и ровных мест для сборки байдарки. Но есть возможность немного продлить маршрут, пройдя небольшой, но очень живописный отрезок (по левому борту - заливной луг, а по правому - обрывы меловых скал), начав свой поход от так называемого Топольского моста.

Топольский мост расположен в нескольких десятках метров от границы с Россией, поэтому заходить за него выше по течению, шуметь и задерживаться там надолго я бы не стал. На базарчике у Топольского вокзала нужно попросить водителя довести вас до Топольского моста, свернув с трассы у села Пески возле памятника погибшим воинам. Далее дорога становится просёлочной, углубляется в лес и затем выходит к заливному лугу. Места здесь топкие, в сентябре 2012 года дорога на лугу была залита водой и непроходима для микроавтобуса. Последние 500-600 метров всю поклажу пришлось тащить на себе. У заливного луга берег Оскола заболочен, подойти к нему, собраться и спуститься на воду невозможно. Нужно идти прямо по дороге вверх по течению, не сворачивая налево к реке. Возле границы с Россией грунтовая дорога поворачивает налево и приводит к Топольскому мосту. Топольский мост - несколько перегораживающих реку железобетонных плит. Собраться и спуститься на воду можно чуть ниже моста на левом берегу.

Ширина реки здесь около 10 метров, вода чистая, очень хорошее течение и живописные виды. Коряг и других препятствий нет, но следует учитывать, что почти нет и мест для стоянки - берега сильно заболочены.

Не доходя 200 метров до моста в Каменке - завал с корягами, проход у правого берега, сам мост проходится без проблем. Сразу после моста - нужно пойте левее, направо - затока, там тоже есть выход, но много коряг.

Через несколько километров после Каменки река по правому берегу отходит от меловых гор, и петляет через луг. По левому борту река подходит к замечательному густому сосновому лесу с песчаным пляжем. Это первое идеальное место для стоянки. Нужно иметь ввиду, что, в основном, берега реки очень глинистые и скользкие, сходить с байдарки нужно с осторожностью.

Перед посёлком Двуречная через Оскол перекинут подвесной мост. К Двуречной река постепенно расширяется до 60 метров, течение очень слабое. В Двуречной в Оскол впадают две реки - Верхняя и Нижняя Двуречная. В этом месте - два моста, один из них на карте не показан. Первый - новый используемый железобетонный, второй - старый заброшенный металлический. Первый проходится у левого берега, затем нужно повернуть направо, так как прямо - тупиковая затока. Делаем зигзаг, следя за течением, и проходим второй мост. После Двуречной снова река сужается, начинает петлять, течение хорошее.

До Купянска течение хорошее, река постепенно становиться чуть шире. При входе в Купянск мы сначала повернули налево, а затем направо, обойдя, таким образом, его центральную часть с восточной стороны. В Купянске - два моста, сперва автомобильный, а затем железнодорожный, проходятся без проблем, препятствий на реке нет. Здесь можно закончить маршрут. Но самое интересное на реке, на мой взгляд, стоит того, чтобы продлить поход ещё на пол дня. Это - плавни при впадении реки в водохранилище.

За Купянском - низкий автомобильный мост, проходится под третьим пролётом справа. Высоты пролета по низкой воде достаточно, чтобы пройти не нагибаясь. По высокой воде, возможно, придётся обнести по левому берегу. Проблем с обносом возникнуть не должно. Затем - железнодорожный мост, проблем с проходом нет. Река здесь поворачивает вправо и снова идёт к холмам.

Нужно учитывать, что после железнодорожного моста Оскол начинает петлять, берега - трёхметровые камыши. Места для стоянки есть только перед селом Пристен, в том месте, где река снова правым берегом подходит к горе. У села Пристен по правому берегу - хороший песчаный пляж, всегда занятый отдыхающими или рыбаками. До этого пляжа также есть несколько приличных мест для стоянки. Далее до самого села Сеньково мест для стоянок нет - начинаются плавни.

Далее около 15 километров идут очень красивые плавни. Полно уток, чаек, всевозможной камышовой живности. В плавнях очень много проток и островов. Река сильно петляет, но направление движения очень хорошо видно благодаря небольшому течению. Если возникают сомнения - нужно выбирать правую протоку, в нашем случае было три развилки, мы всегда брали вправо и без проблем выходили на основное течение.

При выходе из плавней, в трёх километрах по водохранилищу, виден большой автомобильный мост у села Сеньково. Не доходя 300 метров до моста на левом берегу - песчаный пляж. Здесь удобно вытащить байдарки на берег. От пляжа идёт просёлочная дорога, которая через 150 метров приводит к железнодорожному остановочному пункту Сеньково. Отсюда электричкой можно добраться до Купянска или Святогорска.

Продолжать поход далее по водохранилищу, на мой взгляд, нецелесообразно - ширина водохранилища достигает нескольких километров.

В целом описанный маршрут произвёл очень приятное впечатление. Поход не сложный, течение почти всегда очень хорошее, вода чистая, природа красивая. Много лесных участков, по правому берегу - меловые горы с обрывами. Время прохождения маршрута - от двух до пяти дней, в зависимости от настроения и погоды.

Автор описания - Карпук Игорь Сергеевич (Краматорск).

Выложено на www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» 28 ноября 2012 года.

Водный туризм Украины
2002