Псёл-2002

Водное путешествие на байдарках от г. Сумы до с. Яреськи (ж/д "Полтава-Киев"), осуществлённое группой Киевских туристов с 01 по 11 мая.
Руководитель - Поездник С.И.
Отчёт.

Состав группы:

Таймень-2

Поездник Сергей,
Винниченко Наталия,
Винниченко Владимир.

Таймень-3

Козловский Илья (г. Бердичев),
Передерий Игорь (до г. Гадяч)

Таймень-3

Приходько Виталий (до г. Гадяч),
Приходько Наталия (до г. Гадяч),
Приходько Тимур (до г. Гадяч),
Приходько Кирилл (до г. Гадяч),
Приходько Павел (до г. Гадяч),

Таймень-2

Поездник Кирилл (до г. Гадяч),
Загорулько Евгений (до г. Гадяч)

Таймень-1

Машаров Виктор (до г. Гадяч) - шёл автономно и в группу не входил.

Общие данные.

Из Географической Энциклопедии Украины (на укр. языке):
ПСЕЛ, Псьол - річка у Белг. Курській областях Pociї, Сум. і Полтав. Областях України, ліва прит. Дніпра (впадає у Дніпродзержинське водосховище). Довж. 717 км, пл. бас. 22,8 тис. кв.км. Бере початок з джерела на зх. схилах Середньоросiйскої височини, тече Придніпровською низовиною. Долина у верх. частині вузька, глибока, з крутими схилами, нижче її ширина досягає 10-15 км i 20 км (у пониззі). Схили долини асиметричні: високі праві (вис. 30 - 70 м) та низькі ліві. Заплава розчленована старицями та протоками, на окремих ділянках заболочена. Річище звивисте, розгалужене. Похил річки 0,23м/км. Осн. притоки: Суджа, Грунь, Хорол (праві); Сироватка, Грунь-Ташань, Говтва (ліві). Пересічна витрата води у пониззі 55 куб. м/с. Замерзає на поч. грудня, скресає до кінця березня. Споруджено невеликі ГЕС, є шлюзи-регулятори. У пониззі судноплавний. Воду П. використовують для водопостачання та зрошування. На П.- міста Суми i Гадяч; на берегах річки - місця відпочинку. Серед охоронних заходів щодо поліпшення стану П.- розчищення річища, створення водоохоронних зон, заборона користуватись моторними човнами тощо.

Выводы после прохождения маршрута.

Река Псёл - одна из самых красивых рек Украины, по которой ещё можно путешествовать, не подвергаясь опасности радиационного излучения, химического отравления и банального ограбления. Она мерно несёт свои воды вдоль живописнейших берегов западной части холмистой Полтавской равнины в лесостепной зоне, пересекая Сумскую и Полтавскую области с севера на юг и впадая в Днепр в акватории Днепродзержинского водохранилища. Ширина реки от 30 до 70м. Средняя глубина - 2м. Русло извилистое, берега пологие, местами обрывистые (до 70м). Дно песчаное, илистое или илисто-песчаное. Поймы двусторонние, большей частью, луговые, местами поросшие широколиственным лесом, кустарником, иногда заболоченные. Много стариц. Питание реки - дождевое и снеговое. На каждом повороте русла - яма и, как правило, в конце вымоины - упавшее в воду дерево, которое легко обойти. Зимой эти деревья, вернее то, что торчит над водой, используют на дрова. На песчаных участках берега растут хвойные (сосна) леса. Леса вдоль реки на нашем маршруте составляют, примерно, 70%. Много лугов (30%), необъятность и красота которых вызывают восторг.

Климат умеренно континентальный. В мае, обычно, тепло, но грозы и ливни не редкость, по ночам могут быть заморозки. Лето жаркое, иногда засушливое.

Пороги отсутствуют. Опасность представляют только упавшие в воду деревья (одно на каждые сто метров), завалы топляком под мостами и сливы плотин (если их проходить, что не рекомендуется). Категория сложности (без учёта протяжённости маршрута) - первая.

Оптимальное судно - байдарка без "фартука". Из спасательного снаряжения необходимо брать только надувные жилеты для детей и новичков.

Рыбаков и отдыхающих - мало (весной).

Воду после кипячения можно пить.

Огромное количество мест, где можно устроить стоянку, иногда со столом и скамейками, много родников и песчаных пляжей. Температура воды около 17-18 градусов - купаться можно. Дров достаточное количество, двуручную пилу можно не брать. Стоянки, желательно, организовывать не под деревьями, а на лугу. Детей (и взрослых) осматривать на предмет клещей почаще. За поход мы обнаружили 9 клещей, в т.ч. 7 у детей.

Из рыб, которых на глазах среди белого дня нещадно уничтожают электроудочками, в реке водятся (в порядке убывания): сом, голавль, густера, лещ, окунь, плотва, щука. Местные жители рассказали, что однажды водолазы, которые искали пропавшего рыбака, отказались от дальнейших поисков мотивируя огромными размерами обитавших в этих ямах сомов.

Населённых пунктов мало, хотя и больше чем на р. Ворскле, но их, как правило, за деревьями не видно. Население доброжелательно относится к туристам. Сёла и города очень аккуратные с особым колоритом и расположены, обычно, на холмах, откуда открывается взору живописная долина реки. Почти все города небольшие и старые, возникшие как крепости на древних рубежах. При необходимости, в магазинах можно приобрести (до обеда) все основные продукты.

Участок маршрута "Гадяч-Яреськи" более скоростной (меньше плотин и обносов) и более живописен чем участок "Сумы-Гадяч".

Недостатки маршрута:

1. Значительная для весеннего похода протяжённость (220 км), что потребовало введения более спортивного режима прохождения - увеличения до 6 часов гребного времени.

2. Мутная (по крайней мере в мае) вода глинистого цвета (прозрачность - до 1 метра).

3. Около 7 плотин (обносов) и, как следствие, уменьшение течения (скорости прохождения) в образуемых ими водохранилищах.

4. Плохое авто (только утром с 5-00 до 6-00) и отсутствие прямого ж/д сообщения между г. Гадяч и Киевом (на поезде (в 17-00) с двумя пересадками - 1 сутки). Чтобы сойти с маршрута в Гадяче, надо заранее заказывать маршрутку (20грн с носа) по телефону.

5. Очень развитую сеть автодорог в долине реки, что летом превращает реку в сплошную зону отдыха автомобилистов.

6. Беспрерывно пение соловьёв и постоянное обжорство.

Рекомендации:

1. Чем выше спортивность похода, тем жёстче должна быть дисциплина и режим, поэтому особое внимание должно быть уделено подбору членов команды их физическим данным и психологической совместимости. Соотношение количества взрослых участников похода и детей в спортивном режиме должно быть в пользу взрослых.

2. В режиме отдыха участок "Гадяч-Яреськи" предпочтительнее. Сложно только попасть в Гадяч, но это проблема денег.

3. Продуктов необходимо брать минимальное количество, но на весь поход. При этом каждый рассчитывает на собственный аппетит и на своё количество дней на маршруте (см. на сайте в "Памятке" систему "Поезд"). В крайнем случае вместе с хлебом можно будет докупить и продукты. Красители для пасхальных яиц рекомендуется купить дома. Очень удобны ящики для продуктов, которые быстро устанавливаются и вынимаются из байдарок.

4. Необходимо помнить, что скорость движения на любом маршруте определет не количество гребков в минуту, а непрерывность. Если непрерывно гребёт хотя бы один человек - такую байдарку догнать невозможно.

Описание маршрута.

Из Киева в Сумы удобно доехать ежедневным поездом "Киев-Сумы" (или "Житомир-Харьков"), который приходит в Сумы в 5-45 (5-15). Стоимость плацкартного билета - 18 грн. До реки маршрутка довезёт вас за пять минут, но можно схитрить и доехать на ней за 25 грн до моста через р. Псёл в районе с. Низы ниже на 15 км по течению, сэкономив один ходовой день для днёвки. Здесь (с. Низы) ширина реки до 50 м, течение, практически, отсутствует и начинается лесной (лиственный) участок реки. Левый берег заболоченный, правый - обрывистый высотой до 3м. Стоянок нет, единственная стоянка для перекуса (со столиком) на правом берегу напротив обрывистого (даже удивительно - откуда обрыв взялся) левого берега высотой около 15м. Воду можно набрать в колодце дачного посёлка, пройдя по тропе.

Первая, пригодная для ночлега стоянка, - на левом обрыве в первой по маршруту сосновой рощице. Сюда от с. Низы чистого ходового времени - 3 часа.

До хутора Кердылевщина, где стоит плотина, течение отсутствует, ширина реки увеличивается. За 3 км до плотины - понтонный пешеходный мост, под которым байдарки проводятся без экипажей. Тропа с моста идёт прямо к магазину (с 8-00 до 14-00) на правом берегу, где продаётся свежий хлеб и др. Обнос плотины, которая является частной собственностью (вместе с ГЭС 2х250кВа), по левой стороне. Проблем с охраной - нет. Питьевой воды на ГЭС нет.

За плотиной появляется течение. Села Бишкинь не видно (лес), но видны над деревьями ржавые купола церкви. За селом на протяжении 10 км хорошие места для стоянок отсутствуют (непроходимый лес). Первое хорошее место - за первым (от села) левым поворотом. Места здесь отдалённые от населённых пунктов, но ранним утром может приехать одинокий рыбак и, погрузив на "надувнушку" свой велосипед, исчезнуть в предрассветном тумане реки.

Далее река по-прежнему протекает в лесу, места живописные. Постепенно лес редеет. Появляются неплохие места для стоянок, особенно за лугом в конце второго подковообразного участка на левом берегу. Через 40 минут от этого места - металлический мост и дорога на с. Токари.

Далее перед мостом и автомобильной дорогой на с. Михайловка реку перегораживает вторая плотина, слева от которой неплохая полянка со столиком, скамейками и кострищем, где можно перекусить при обносе.

От плотины участки до сёл Курган, Червлёное, Пристайлово и Боброво имеют примерно одинаковые расстояния между мостами (около 5 км). В Боброво третья плотина (обнос слева, спуск на воду плохой - скользкие плиты, далее обрыв), а за ней мост на с. Боброво. За мостом около 2 км мест для стоянок нет. За первым левым поворотом отличное место для ночёвки на левом берегу на лугу. На правом берегу на обрыве живописный соснячок. Отсюда до г. Гадяч - 35км по реке. На этом участке (до плотины за с. Веприк) река течёт быстрее, что увеличивает скорость байдарок в полтора раза (хороший момент наверстать упущенное время). Берега живописные, много хороших стоянок. В с. Плешивец на холме величественно стоит девятиглавый Покровский собор, купола и золотые кресты которого видны ещё из с. Каменное.

В с. Веприк сложная развилка - двигаться надо направо по течению. За развилкой слева неплохие заводи для рыбалки и через пару км очередная плотина с автодорогой, которая на карте не показана. Обнос справа. Здесь за десять лет погибло три водника. Слишком сильное обратное течение за сливом. Ниже в километре от плотины за правым поворотом на редколесном лугу правого берега стоят сразу два столика. Отсюда до г. Гадяч около 10км или около двух часов пути. Течение отсутствует.

В Гадяче чалиться удобнее к правому берегу перед мостом.

На 08 мая 2002 года из города уходит единственный поезд на райцентр Лохвицу (в 17-00), откуда около 20-00 можно поездом уехать на Ромодан, а оттуда с ещё одной пересадкой на Киев. Автобусы отправляются на Киев только в 5-00, 5-30, 6-00 и проходящий в 14-15. Утром в 5-00 отходит маршрутка, если в 17-00 предыдущего дня (по возвращении) водитель наберёт "комплект" пассажиров до Киева по 20грн с носа. Есть ещё дорогой но быстрый вариант на автобусах в Киев через Полтаву (в сумме около 50грн).

За Гадячем река имеет ширину русла до 30 м, течение после плотины в с. Сосновка (обнос справа), много красивых мест. В с. Сосновка неплохая рыбалка на сома. Перед плотиной в дачном посёлке можно набрать вкусной воды. В конце села реку пересекает деревянный мост, опоры которого полностью забиты упавшими в воду деревьями, что является относительно опасным препятствием для новичков, поскольку течение под мотом сильное и затягивает под завал. Проводка впритык к левому берегу.

От моста до конца с. Сары река меандрирует (извивается) по лугу и данный участок (около 8 км) не представляет особого интереса, и может заинтересовать только специалиста по изучению звуков, издаваемых многочисленными стадами коров.

От Сар до моста на с. Млыны берега живописные, течение ускоряет ход байдарок. Здесь был сделан контрольный замер скорости от моста на с. Рашевка до моста на с. Млыны. Таймень-2 с одним гребцом и ребёнком прошёл это расстояние (4-5км) ровно за один час. Таким образом, за шесть ходовых часов в день группа (вернее то, что осталось от группы после Гадяча - всего два экипажа) проходила 24-30 км.

За мостом на Млыны начинается небольшой лесной участок с крутыми берегами, но за ним слева прекрасный огромный луг с одиноким деревом посередине. Этот луг из байдарки (за деревьями) не виден. Отсюда до ж.д. в с. Яреськи осталось (если верить поломанному курвиметру) около 76-80 км.

От луга до с. Савинцы места живописные. Небольшой лесной (даже таёжный) участок с причудливыми деревьями и высоким обрывистым левым берегом заставляют хвататься за фотоаппарат. Река сужается местами до 20м (Малая Обуховка), течение усиливается. В с. Савинцы капитальный ж/б мост, но далее чувствуется подпор очередной плотины, река расширяется до 50м, течение постепенно исчезает.

В Великие Сорочинцы вплываешь неожиданно - вдруг появляется Преображенская церковь, где крестили Гоголя, за ней плотина и понимаешь, что ты в центре знаменитого села ярмарок. Перепад высот плотины около 0.5 м, проход частично завален деревьями. Прохождение на байдарках возможно с разгоном и предварительным осмотром. На территории церкви, с иконостасом 20х17м, можно набрать невкусной воды. За плотиной около 3 км приличных мест для стоянок нет. Живописный луг начинается слева за лесом. Здесь же реку пересекает высоковольтная ЛЭП (линия электропередачи). Река постепенно расширяется, много красивых мест, особенно на правом берегу в районе с. Шишаки, где капитальный автомобильный мост пересекает русло. Здесь можно набрать в колодце воды (10 мин ходьбы от моста влево). Магазин на горе (15мин). До плотины течение отсутствует и путь на этом отрезке преграждает развалившийся деревянный мост, полностью заваленный топляком. Обнос по правому берегу.

Плотина проходима подготовленными экипажами и имеет пологий (длиной около 8м) перепад около 1.5м со стояками. За плотиной островок и за ним на левом берегу стоянка со столиком. Это место и 5км за ним довольно живописно, но останавливаться надо на правом берегу в просвете между лесом на обрыве и лугу в 20 минутах хода. Дело в том, что на левом берегу любимое место местных автомобилистов, мотоциклистов и их барышень.

Через 1.5-2 часа хода после плотины прямо по курсу виден огромный глинистый обрыв высотой около 70м. В этом месте необходимо повернуть вправо на 90 град. За водокачкой местного сахарного завода на левом берегу расположен лиственный бор - очень привлекательное место, незаметное с реки. Ориентир - спуск с песчаного обрыва. Это начало с. Яреськи, которое расположено за лесом на высоких холмах. Далее лес справа заканчивается, начинается необъятный луг, слева за лесом появляются на холмах крыши села Яреськи, по обоим берегам под раскидистыми вербами пустуют столики облагороженных стоянок (6 шт. - очевидно зона отдыха). Здесь удобно перекусить, а заканчивать маршрут удобно слева под новым автомобильным мостом (лужайка и укрытие от дождя), которого на картах пока нет.

Такси с прицепом по 45 коп/км можно заказать в Яреськах по тел.(05352)98-076 (д) Бухун Николай Васильевич или 98-130 (раб) Бухун Татьяна Фёдоровна (жена) или из с. Шишаки по тел.9-11-11.

От автомоста до ж.д. вокзала - 4 км. Вокзал "Яреськи" поражает своим супер евроремонтом. Поезд "Полтава-Киев" отправляется на Киев в 23-50 ежедневно. Стоимость плацкартного места до Киева около 15 грн.

Отчёт составил

Поездник Сергей
тел. (044) 450-5910
e-mail: poezd@i.com.ua
web: www.poezdnik.kiev.ua

Дополнения:

Винниченко Наташа, тел.(044)458-3717
Приходько Наташа, тел.(044)471-7464.

Дополнения Игоря Карпука (Краматорск):
1. Плотины в Низах и Кердылевщине наглухо огорожены забором, обнести по территории ГРЭС нет никакой возможности – выскакивают собаки и перепуганные сторожа.
2. В селе Сосновка мост вполне проходим, а около плотины в селе Шишаки нет никаких намёков на остатки старого деревянного моста, времени прошло достаточно, чтобы он развалился.
3. Шишацкую плотину пройти по реке нет никакой возможности, только обнос, причём по левому берегу. На фото, к сожалению, не всё видно, но проход через плотину просто перегорожен какими-то листами, там байдарке просто негде пройти.
4. На границе Сумской и Полтавской областей, между сёлами Каменное и Бобрик (Плешивец) реку наглухо перегораживают два сплошных завала. По словам местных жителей, этим завалам уже несколько лет.
5. В селе Каменное (после Боброво) – ещё один мост, между опорами завален, но проходится довольно легко.

www.poezdnik.kiev.ua

Водный туризм Украины

2002