Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Техническое описание и краткая характеристика водного путешествия по реке Псёл
(г. Обоянь - г. Сумы).

Руководитель: Симкин Александр Исаакович (г. Мариуполь Донецкой области, тел. (0629) 528428, e-mail: simkinai@mail.ru).

Район сплава: Курская и Белгородская области России и Сумская область Украины (г. Обоянь Курской области - сел. Белица - г. Сумы).

Период проведения путешествия: 6.08.2002 г. - 22.08.2002 г.

Количество участников и средства сплава: 12 участников, 5 байдарок Таймень (три трехместные и две двухместные).

Темп движения: низкий. Байдарки спускались на воду в 10-30 - 12-30, продолжительность движения - от 3 до 5 ходовых часов.

Сложность путешествия соответствует I категории, усложненной обилием препятствий

Состав участников и опыт путешествий

1. Симкин Александр, 1960, Мариуполь, I-II к.с. - Ю.Буг (участие), I к.с. - р. С.Донец, р. Ворскла, р.Сейм (руководство); инструктор горного туризма (1980), I-V к.с. - участие и руководство.

2. Симкина Инна, 1967, Мариуполь, I, II к.с. - реки Сев. Донец, Ворскла, Сейм, Ю. Буг, (участие).

3. Дмитренко Иван, 1976, Мариуполь, I к.с. - р. Сев. Донец (участие).

4. Чеботникова Татьяна, 1977, Мариуполь, I к.с. - р. Сев. Донец (участие).

5. Симкин Борис, 1989 Мариуполь, I к.с. реки: Сев. Донец, Ворскла, Сейм, (участие).

6. Недрыга Сергей, 1971, Мариуполь.

7. Зимбель Дмитрий, 1985, Мариуполь, I, II к.с. - реки Сев. Донец, Ю. Буг, (участие).

8. Назарко Максим, 1987, Мариуполь.

9.Шумяцкий Моисей, 1952, Харьков, участие и руководство семейными байдарочными походами

10.Кадец Наталья, 1952, Харьков, участие в семейных байдарочных походах

11.Шумяцкий Борис, 1974, Харьков, участие в семейных байдарочных походах

12.Шумяцкая Ася, 1975, Харьков, участие в семейных байдарочных походах

Участки маршрута и их характеристики

Подъезд к началу сплава: г. Мариуполь - г. Харьков (одноименный поезд, отправление из Мариуполя в 18-28), здесь соединились с харьковчанами. Далее автобусом Харьков - Курск до г. Обоянь Курской области. На автобус взяли 17 билетов (на 5 шт. больше, чем надо, при этом задние места использовали под рюкзаки и сумки. Байдарки загрузили в багажник). Таможня на границе настоящая, на Российской стороне все вещи выгрузили из автобуса и "просветили" на аппарате. При групповом переходе границы необходимо иметь вызов принимающей стороны, поэтому придерживаться следующей легенды: мы все самостоятельно переезжаем (отдельно, скажем, семья или друзья, или один человек). Для самостоятельного пересечения никаких документов не надо. Байдарки относятся к "спортивному и туристскому снаряжению"

г. Обоянь - грязевой завал за мостиком

От городского пляжа (источник артезианской воды) вниз под мост и далее по течению. Река узкая (до 10 м), вода - чистая, в связи с большим количеством водорослей скорость низкая. Через примерно 2 км запор с тремя протоками. Две первых ведут влево в затоку, прямо - русло реки. Через 200 м - грязевой завал - пробка (около 50 м), попытки пройти не привели к успеху. По совету местных жителей заходим в затоку (видимо, старое русло реки) и ночуем на луговине (левый берег реки, правый берег затоки). Проблем с дровами нет, вода с собой.

Протока - сел. Лунино

С утра - разведка дальнейшего пути (Симкин А. + Шумяцкий М.). Ближайший обнос завала невозможен. Решено выполнить обнос завала и прилегающих заболоченных территорий (примерно 1-1,5км по реке). Обнос производим левым берегом реки вначале тропкой косарей, затем проселком - пешком примерно 2 км в направлении шоссейного моста. Вещи носили челночным способом. С учетом, что это начало похода, и массы мелких вещей, устали изрядно. Примерно в 14-00 - 14-30 - возле моста (обеденный перекус и отдых). Путь под мостом перегораживает бетонная плита. В 16-00 на воде за плитой. Через примерно 20 мин. - обнос низкого пешеходного моста (вещи на мост, лодки - через мост на руках). Спустя 45 мин. - пешеходная кладка (очень низкая, но проходимая). Далее - с.Анохино (колодец, набрали воды). Далее - с. Лунино, за селом - низкий мост (обнос обязателен), видимый из воды как бетонная плита. На мосту требуется аккуратность (гвозди, проволока) Возле моста ночевка (холодно). Река сильно заросшая, берега заросли осокой и камышом.

с. Лунино - сел. Хомутцы (в 4-5 км перед устьем Пены)

От моста за сел. Лунино через час хода - нормальный пляж с песчаным дном и приличной поляной (купание, возможна ночевка). Еще через 1-1,5 часа хода - современный высокий шоссейный железобетонный мост (район с. Самарино - на левом берегу - и с. Картамышево - на правом берегу), за которым в 60-80 м - старый разрушенный низкий мост, состоящий из деревянного основания, покрытого железобетонными плитами - шедевр мостового строительства. Естественно, плиты развалены, мост тоже - обнос неизбежен. Обнос выполнен правым берегом (примерно 25 - 30 м) в направлении мелкой затоки. По свидетельству местных жителей, магазин в Самарино недалеко от нового моста. Через 30-40 минут - пешеходный мост (очень низкий, прошли с трудом). Заночевали примерно в 4-5 км ниже Картамышево, в 4-5 км перед устьем р.Пена в чудном, но, как всегда, загаженном сосняке на левом берегу.

с. Хомутцы - устье р. Рыбицы

От сосняка по реке около часа до пляжа (правый берег) с.Шмырево, далее через 30-40 мин. - место впадения р. Пены (Пена кажется пошире Псла, вода мутная). Далее русло реки широкое, за крутым (160-170 градусов) левым поворотом упирается в густые заросли, разбиваясь на протоки. Лавируем в камышах в поисках прохода около 0,5 часа, затем выходим из зарослей, оставляя их справа (слева - лес) - течение заметно. Находясь на течении, увлекаемся греблей и попадаем в затоку с лесными берегами (т.к. водорослей нет, опознали по мутной воде). Вернулись назад, потеряв около 0,5 часа, затем обнаружили брешь в правом берегу между камышом-осокой и лесом - туда направлялась река. Первые 150 м лавировали между поваленных деревьев, затем уперлись в солидные завалы. Начиная с этого места, на протяжении около 10 км река шириной 6-9 м течет в лесу, течение быстрое, многочисленные завалы (через каждые 10-30 м) различной сложности. Расчищаем путь топором, скорость прохождения минимальная. К 18-30 подходим к месту впадения р.Рыбицы (мутный ручеек, здесь же к дереву привязана лодка). Завал проходим справа проводкой лодок через грязевую пробку. Далее на протяжении 100 м - группа завалов, замыкающаяся непроходимым завалом (несколько деревьев с обоих берегов упали в реку). Ночуем на высоком правом берегу, прорубив просеку в прибрежной лесополосе, на углу поля. Предпочтительно встать на ночевку в устье Рыбинки, возле дерева с привязанной лодкой -лучше выход, есть тропка.

Устье р. Рыбицы - завалы за хутором Гочево

Дальнейший просмотр реки показал, что за непроходимым завалом, в который мы уперлись, следует серия таких же. Обносим около 250-300 м по правому берегу по тропке в направлении пляжа (здесь ребята из с.Бушмено ловят рыбу). Становимся на воду и продолжаем рубиться в завалах. К 17-00 н левом повороте правый берег реки свободен от леса на протяжении 100-200 м - это хутор Гочево (возможна ночевка с плохим выходом). По совету местных жителей продолжаем движение (они сообщили, что дальше завалы легко проходимые на участке 2-3 км). На самом деле река вся в сильных завалах, некоторые преодолеваем рубкой веток или стволов. В связи с наступившей темнотой останавливаемся в первом попавшемся подходящем месте на левом берегу (густой заросший лес, высокий берег, полная глухомань). Тем не менее палатки поставили и переночевали славно. Остановка в таком мемте продиктована поздним выходом группы и ложной информацией местных жителей. Надо было остановиться в р-не хутора Гочево.

Завалы за хут. Гочево - завалы перед сел. Бобрава

От ночевки продираемся около часа через завалы (последние 20-25 мин. сильно передевшие), и еще примерно через час по открытой реке (кое-где заросшей, что затрудняет движение) с берегами, поросшими то осокой, то лесом. Встречаются легко проходимые завалы. В с. Гочево магазины, колодец. Далее река становится шире, через примерно 1 час - с. Стригослы, после которого река полностью открыта. Места красивые, но мест для стоянок и купания практически нет. Примерно в 1,5 км выше села Бобравы прямо на правом повороте реки - труднопроходимый завал (два дерева упали с разных берегов). Здесь же, перед поворотом реки, возможность выхода на левом берегу, где отличная поляна. Разведка дальнейшего пути показала, что впереди группа аналогичных (непроходимых) завалов. Решили заночевать на поляне, и, кроме того, по требованию участников на следующий день устроить дневку. Место стоянки хорошее, вокруг лес, места купания ниже на 400 м, хотя проселочная дорога рядом, машин нет, проехали два - три велосипедиста. Выход к реке в р-не поляны плохой. Сходили в с. Бобравы за водой и фруктами (заброшенный сад - яблоки).

Завалы перед сел. Бобрава - сосняк (1 час за с. Лошаковка)

Обнос по левому берегу ок. 500 м группы непроходимых завалов до пляжа (загаженного коровами), выход 11-30. Через 20-25 мин. с. Бобрава, через 1 - 1ч 20 мин - удобный пляж с сосняком (облюбован местными). Далее по широкой реке до Лошаковки (выходит на реку вначале верхняя часть села, а потом нижняя). В р-не нижнего выхода Лошаковки и перед ней мели.

Сосняк (1 час за с. Лошаковка) - 0,5 часа перед сел. Борки

На воде - 11-00, через 1 час - с. Песчаное, через 0,5 часа - с. Суходол, Гирьи (1 час). Ночевки возможны возле сел Песчаное и Гирьи. Перед сел. Белица река разбивается на два рукава, образуя остров (левый рукав длиннее в 1,5-2 раза, но красивее). Весь день шел дождь, то усиливаясь, то прерываясь. С 14-00 проливной дождь в течение 1-1,5 часов, перед Белицей постепенно затих. В Белице 3 легко проходимых моста (3-й - ж/д). За Белицей - серьезные проблемы с ночевкой, хотя кажется, что сосняк на правом берегу вот-вот подойдет близко к реке. Останавливаемся (вынужденно) у границы сосняка с лиственным леском, на высоком правом берегу, возле редких деревьев. В 20 мин. по проселку в глубине леса - родник. Всю ночь бушевала гроза, молнии были в 2-5 км от лагеря, дождем зацепило слегка. Решили переждать непогоду на месте. Дождь то усиливался, то пропадал вовсе. Во второй половине четверо участников ушли в сел.Борки за продуктами и водой (на байдарке). К сожалению, вылазка оказалась с перчинкой (пошел сильный дождь, а закупщики продуктов увлеклись, поэтому вернулись в темноте).

0,5 часа перед сел. Борки - за сосняком перед устьем Суржи

Очень поздний выход (12-00). Вода в с. Борки. За селом через 1-1,5 часа река разливается, правый берег порос старым лесом с высокими деревьями. В 17-30 на правом повороте реки (влево - затока или непроходимый рукав реки) высокий песчаный левый берег с сосняком наверку, облюбованный местными жителями (и хочется, и колется - поднимать байдарки высоко!). Через 15 мин. становимся на левом берегу (хорошая поляна, но следы выпаса скота и колея проселка). С 24-00 - начало охотничьего сезона.

Устье Суржи - сел. Горналь

Выход в 11-30. Сразу от стоянки в течение 1-1,5 час - много отличных мест для биваков (березовые рощицы, сосняки, пляжи - пожалели, что остановились раньше). Через 2часа гребли - техногенный участок реки: песчаный карьер: драга с трубой, по которой смесь песка и воды подается на правый берег. Проход угадывается примерно в 1/3 ширины от правого берега, где часть трубопровода приподнята. Далее на протяжении 15-20 км водя в реке мутная, с песком и грунтом. В с. Гуево - магазин, колодец. Магазин - в старой части села, продукты проще купить в новой части. Остановились за с. Гуево перед сел. Горналь на левом берегу (на правом, видимо, езженная дорога, машин - тьма всю ночь). Выстрелы со всех сторон.

Сел. Горналь - перед больницей за с. Запселье

От села Гуево вплоть до Сум очень красивый участок реки. Сел. Горнал стоит высоко на правом берегу, на холмах с меловыми выходами. Приличное течение и красоты вокруг повышали настроение группы. В районе границы река резко уходит вниз. Никакой отметки (столб или что-то другое) мы не встретили, таможни, пограничников и пр. тоже. О переходе границы узнали от местных жителей. Перед сел. Запселье на правом меловом берегу - родник с отличной водой. Ни в Запселье, ни в Мирополье разжиться продуктами не удалось - воскресенье (в России проблем не было). Остановились на высоком правом берегу, где над пляжем - высокая огромная поляна, над которой возвышается сосняк, в полукилометре перед больницей (она есть на карте), примерно в 1 часе ходьбы от моста в Запселье.

перед больницей за с. Запселье - ночевки за сел Бариловка (ЛЭП)

От стоянки по очень красивым местам (холмы, меловая гора, широкая река при быстром течении) около 2 час. до сел. В.Рыбица (магазин в 100-150 м от шоссейного моста на левом берегу), далее сел. Могрица. От сел. Могрица великолепные пейзажи, приличное течение, ширина реки то больше, то меньше, приличный перекат и несколько проходимых завалов, большие участки мелководья при каменистом дне. Встречаются хорошие места для биваков. Остановились сразу же за сел. Бариловка, на левом берегу с огромной поляной, над которой собственно поля. Вдоль поля наверху - опоры высоковольтной ЛЭП.

Село Бариловка (ЛЭП) - дачный поселок (ок.14 км от Сум)

Неторопливое передвижение при прекрасной погоде и живописных берегах. Проплывали пионерские лагеря (на левом и правом берегах). Остановились за вторым дачным поселком (расположенным на левом берегу), но напротив, на правом берегу, в березняке, перед левым поворотом реки. От березняка к реке выводят два пляжа. Отличное место, с дровами проблем нет.

Дачный поселок (ок.14 км от Сум) - Сумы

От ночевки около 3,5 часов до места высадки в Сумах. Очень много мест для стоянки вплоть до границы города, березовые и др. рощицы, пляжи, дачные поселки и деревушка. Останавливаться в Сумах лучше сразу же за третьим мостом (1-й и 3-й - шоссейные, 2-й - железнодорожный), на правом берегу. К сожалению, территория в тени, и высушить байдарки сразу проблематично (тем более пляжи заняты местными для попоек). В связи с проблемами с сушкой байдарок и с транспортом (уезжать можно только завтра) здесь и ночуем (проблема с дровами, ночью дежурим по очереди).

Отъезд участников путешествия к местам жительства:

Харьковчане - поездом Полтава-Сумы-Харьков (14-00). Мариупольцы - поездом Сумы-Харьков-Луганск до Харькова (отправление из Сум в 17-00), далее поездом Харьков-Мариуполь (отправление из Харькова 23-08).

Техническое описание выполнено Симкиным Александром Исааковичем (г. Мариуполь Донецкой области, тел. (0629) 528428, e-mail: simkinai@mail.ru), a выложено на сайт www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» Поездником Сергеем в 2004 году.

Водный туризм Украины
2002