Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Река Рось (открытие водного сезона-2010).

Описание водного туристического байдарочного путешествия
на www.poezdnik.kiev.ua.
Автор - Дмитрий Слинько.

Куда: Богуслав - Корсунь-Шевченковский

Когда: 16.04.10 - 18.04.10

Кто:
Дима и Юля - КНБ "Викинг" (Kizil Yildiz)
Лёша и Надя - каркасная байдарка "Форель"
Макс и Алина - КНБ "Маринка" (Херсон)
Игорь и Таня - КНБ "Викинг"
Рома и Оля - КНБ "Викинг"
Володя и Марина - надувная байдарка "Щука-2"
Джин и Фил - каркасная байдарка "Нерис"
Рома и Вика - каркасная байдарка "Нерис"
Лёша, Саша и Стас - каркасная байдарка "Салют-3"
Макс и Таня - КНБ "Викинг"
Лёва и Милена - КНБ "Викинг".

Преимущества маршрута:
1. Достопримечательности
2. Хорошие места для стоянок
3. Отсутствие проблем с пополнением запасов воды и провианта

Недостатки маршрута:
1. Шкуродёры на порогах даже при высокой воде
2. Длинный участок без течения.

Открывать сезон у водников обычно принято в селе Мигея на Южном Буге. Но в этот раз решили внести свежую струю и выбрали для старта сезона спокойную, но живописную речку Рось. Большой толпы не планировали, но блогосфера и старые знакомства сделали своё дело: штурмовать Рось отправилась флотилия из 11-и судов с 23-мя капитанами и матросами.

Заброска
Изначально планировали ехать на электричке до Мироновки (отправляется с Северной платформы №3 Центрального вокзала в 8:40 и прибывает в Мироновку в 11:18), а оттуда искать заброску в Богуслав. Но выбрали более удобный вариант: арендовать бусик.

За несколько дней до старта я подошёл к водителю обычной маршрутки "Киев-Богуслав-Корсунь" на автостанции "Подол". Водитель, недолго думая, согласился отвезти нашу шумную компанию в Богуслав за 500 грн. В бусике было 18 мест, нас - 13 человек и байдарки. Четверо добирались в Богуслав на машине, двое - поездом из Херсона через Мироновку, ещё четверо присоединились на второй день.

Водитель оказался пунктуальным: ровно в 9:30 он, как и обещал, прибыл на автостанцию "Подол". Дорога заняла около двух часов. Автовокзал Богуслава находится прямо у речки, но стартовать там неудобно. Если пойти по правому рукаву - через полкилометра вас ждёт обнос плотины. Если пойти по левому - придётся проходить порог (проходимый далеко не всегда).

Удобнее всего стартовать от пешеходного моста (N 49 32.341' E 30 52.919') куда можно дойти пешком от автовокзала. Но мы забросились чуть ниже, к монастырю, стоящему над речным порогом (N 49 32.175' E 30 53.409').

День первый (16.04, 12 км.)
Моросил дождик, потому долго "загорать" на стапеле не хотелось. Набрав воды в несколько шестилитровых бутылок, вышли на маршрут около 14:30. До Хохитвы дошли быстро и без приключений, небольшой порог на въезде в село тоже прошли нормально.

Причалив у правого берега, пошли смотреть главный порог Хохитвы. Река здесь делится на два рукава, водники чаще всего ходят правым, который начинается низким бетонным мостиком (N 49 31.472' E 30 54.738'). В апреле 2007 года мы с Юлей, Володей и Мариной участвовали здесь в соревнованиях по гребному слалому "Кубок Маруси Богуславки". Мы с Юлей заняли почётное 9-е место из 10-и, а Володя с Мариной - аж 4-е!

В этот раз, как и три года назад, вода в пороге была невысокой. А вот за неделю до этого, когда мы просматривали Хохитву, под мостом была бочка. Всё дело в плотине в Богуславе: когда она открыта, ниже по течению вода поднимается, и наоборот.

Надувнушки порога даже не заметили. Каркасники чиркнули по камням, причём одному "Нерису" это стоило небольшой пробоины. Хуже всего пришлось дедушке-"Салюту": его брезентовая шкура, не проклеенная по стрингерам и до этого видавшая лишь матрасные реки, прорвалась сразу в пяти местах. Забегая наперёд, скажу, что один из "Викингов", догонявших нас на следующий день, получил явно техногенный порез длиной 30 см.

Профессиональный врач Рома наложил пострадавшему "Салюту" швы, которые потом заклеили армированным скотчем. "Нерису" хватило одного только скотча. На скотче обе байды продержались весь оставшийся маршрут.

Дело шло к вечеру и, пройдя село Дешки с подвесным мостом, мы стали искать место для стоянки. Место нашлось легко: огромная поляна на правом берегу за селом Калиновка, не доезжая села Половецкое. Сухих дров в избытке, причаливать удобно, на другом берегу - живописная скала, а на самой полянке - несколько изгрызенных бобрами деревьев.

День второй (17.04, 23 км.)
Несмотря на бурную ночь с гитарой и приготовленным Володей с Мариной итальянским напитком лимончелло, утром встали очень рано. Солнце посветило недолго, вскоре небо заволокло тучами. Но прохладный воздух и холодная вода Роси не остановили херсонского Макса от традиционного утреннего купания. Стартовали около 10:00.

Очень скоро речка расширилась, а течение замедлилось - начиналось огромное Стеблёвское водохранилище. Дул сильный ветер, правда, попутный - иначе надувным судам пришлось бы несладко. Вертлявая плоскодонная "Форель" в таких ситуациях гораздо менее управляема, чем другие каркасники, однако впервые "объезжавшим" её Лёше с Надей быстро удалось найти общий язык с судном, и большую часть маршрута идти открывающими.

По берегам попадались весьма своеобразные рыбацкие вымостки. Местные рыбаки явно привыкли к комфорту, поэтому каждый мостик был оборудован деревянной беседкой с крышей, окошками и мягкими креслами.

В селе Москаленки зашли за пивом в магазин "Рось" на улице Росевой. Внимание привлекла конструкция местных почтовых ящиков: они сделаны из кусков шиферных труб. Команда "Нериса", пользуясь остановкой, вылила воду и обновила заплатку.

От Москаленок до Стеблёва - самый трудный участок пути. Огромный плёс, открытый всем ветрам, течения нет. За селом по левому берегу идёт сплошная череда баз отдыха, некоторые из них оборудованы песчаными пляжами (вообще, пляжи для Роси - редкость).

На перекус стали на правом берегу на окраине села Хлеровка, от ветра скрылись в небольшом овражке. В Стеблёв вошли около 16:00. Река здесь очень живописная, домики стоят на отвесных гранитных скалах. Посреди села через реку переброшен наплавной пешеходный мост.

Издалека кажется, что обнос неизбежен, но под мостом всё же можно пройти у самого правого берега, аккуратно пригнув голову. Сразу у моста на правом берегу - хата писателя Нечуя-Левицкого и памятник ему.

Плотина в Стеблёве (N 49 24.280' E 31 06.259') - ещё более живописна, чем само село. Из-за внушительного перепада высот здесь образуется настоящий Ниагарский водопад. Но это только когда плотина открыта, а в день нашего прибытия из неё тёк лишь небольшой ручеёк.

Лучше всего фотографировать плотину с высоченной скалы на левом берегу. Обносить удобно тоже по левому берегу, стартовать - в заливе под плотиной, аккуратно пробираясь в основное русло через лабиринты камней. За плотиной появляется заметное течение, а сразу за селом - отличные места для стоянки. Мы стали на полянке в сосновом лесу (левый берег, сразу за островом), в двухстах метрах ниже по течению была ещё одна живописная полянка.

День третий (18.04, 15 км.)
Погода резко улучшилась: с самого утра светило солнце, ветер утих, и было даже жарко. Километраж предстоял небольшой, поэтому сильно не спешили. За пару километров до Корсуня на 10 минут сцепили всю нашу флотилию в одного плавучего монстра, по которому стали прогуливаться, как по понтонному мосту.

В Корсуне, пройдя под двумя автомобильными мостами и обогнув остров с железным витязем, зачалились у левого берега возле плотины (N 49 24.820' E 31 15.626'). Сразу за плотиной начинается Корсуньский парк. Это - усадьба князей Лопухиных-Демидовых, от которой, кроме парка, сохранился дворец в восточном стиле, швейцарский домик, въездные ворота с зубчатыми башенками и загадочный грот на правом берегу реки.

В этом месте Рось разливается на четыре рукава. В высокую воду два левых проходимы, причём самый левый достаточно сложный и требует навыков. Второй рукав огибает скалу с дворцом и сливается с остальными за пешеходным мостиком в парке. Изначально мы задумывали пройти именно по этому рукаву и устроить антистапель прямо в парке. Но корсуньская плотина, как и две предыдущие, оказалась закрыта, и воды было явно недостаточно.

Поэтому антистапель решили проводить прямо у плотины, сюда же и вызвать бусик. А байдарочную экскурсию по парку заменить пешей. Кроме памятников XVIII-XIX веков, в парке есть музей Корсунь-Шевченковской битвы 1944 года. На площадке прямо у дворца выставлены танки и пушки времён Второй Мировой и более современная боевая техника во главе с самолётом Миг-17. А в глубине парка стоит скульптура девушки с оленёнком, которой местные жители зачем-то регулярно красят ногти на ногах.

Автовокзал Корсуня находится в километре от плотины (по улице вверх, затем повернуть налево и идти прямо мимо центральной площади), но уехать автотранспортом на Киев в воскресенье непросто. С ж/д вокзала (N 49 25.786' E 31 18.713'), до которого от парка можно за 1,5-2 часа доплыть по Роси, в 19:01 ходит электричка на Мироновку (прибывает в 19:43), а из Мироновки в 20:25 можно уехать киевской электричкой (идёт через Фастов, прибывает в Киев в 23:49).

Мы же договорились о выброске с тем же водителем, который вёз нас в Богуслав. Он прибыл в Корсунь в 18:00, мы встретили его на автовокзале и проводили до места нашего антистапеля. Но когда загрузились, оказалось, что часть группы, не помещавшаяся в бус, не смогла уехать рейсовым автобусом. Пришлось останавливаться на автовокзале и паковать в 18-местный бус 19 человек со всем шмотьём. Водитель был явно не в восторге, но дело удалось уладить повышением цены с 600 до 700 грн. ("тiльки грошi вперед!") и задёргиванием всех штор на окнах ("шоб менти не побачили"). Во время технической остановки пассажиры с галёрки вылазили на свежий воздух через багажные двери, а из середины - по горе шмоток, касаясь головой потолка. Но до метро "Выдубичи" добрались вовремя и без потерь.

Выводы:
1. Рось отлично подходит для весеннего ПВД, ещё лучше - для открытия сезона. А вот для летнего похода река (по крайней мере, на нашем отрезке) менее удобна из-за отсутствия пляжей и низкого уровня воды на порогах.
2. Описанный маршрут понравится любителям совмещать поход с осмотром достопримечательностей
3. Несмотря на кажущееся удобство заброски, лучше не рассчитывать на общественный транспорт (особенно на автобусы, особенно в праздничные дни)
4. 23 человека в походе - это не страшно. Но чтобы организовать такую армию, придётся попотеть.


Автор - Дмитрий Слинько (редактор журнала "Фокус. Красивая страна",). E-mail: dimskiy@mail.ru;

Выложено на www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» 29.08.2010.

Водный туризм Украины
2002