Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Сейм 2006 (Клепалы-Мутин).

Отчёт Поездника Сергея (Киев) о водном туристском путешествии на байдарках
(место нахождения отчёта - www.poezdnik.kiev.ua)

Трёхдневный водный туристский маршрут по реке Сейм (левому притоку Десны) на участке с.Клепалы-с.Мутин является маршрутом выходного дня и отличается удобными ж/д заброской и выброской. Река очень живописна и напоминает Сиверский Донец - пойменные лиственные леса, луга, обрывистые берега.

Экипажи байдарок (все из Киева):

Таймень-3:

Баталин Егор - организация путешествия и руководство (vim@kievweb.com.ua),
Гулько Вадим - беспрерывная ловля рыбы на спининг и др. снасти
Гулько Аня - юнга

Таймень-2:

Умнов Валерий - регулярное обеспечение рыбой,
Новикова Ольга - непревзойдённая готовка жаренной рыбы,
Умнова Настя - юнга.

Таймень-2:

Поездник Сергей - отчётность (poezd@i.com.ua),
Ермолов Андрей - результативная подводная охота на сома.

1. Справочные данные о путешествии.

Район путешествия — Европа, Украина (северная часть, лесостепная зона), Путивльский и Конотопский районы Сумской области.

Маршрут: Киев - р.ц. Конотоп (на электричке) - с.Клепалы (на «дизеле») - р.Сейм (сплав от с.Клепалы до моста в с.Мутин) - Конотоп (на попутном а/транспорте) - Киев (на поезде).

Вид туризма — водный.

Средства сплава —байдарка Таймень-3 — 1 шт., байдарка Таймень-2 — 2 шт.

Категория сложности — первая.

Время похода — с 9 июня (выезд из Киева вечером) по 13 июня (приезд в Киев ночью) 2006 года.

Продолжительность похода — 3 дня и 2 ночи, в т. ч.: ж/д заброска и выброска (подъезд к начальной точке маршрута и отъезд) - 2 ночи.

Протяженность сплава — 77 км.

Уровень воды в реке — средний.

Количество участников похода — 8 (в т. ч. женщин — 1, детей - 2).

2. Сведения о районе путешествия

Из Географической Энциклопедии Украины (на укр. языке):
СЕЙМ - річка у Белг. і Курській областях Росії, Сум. та Черніг. Областях України, ліва прит. Десни (бас. Дніпра). Довж. 748 км (у межах України - бл. 250 км), пл. бас. 27,5 тис. кв.км. Утв. від злиття двох річок - Сіми і Сімиці на пд. схилах Середньоросійськоі височини. Долина (шир. до 4 км) асиметрична; праві схили підвищені (вис. до 40 м), розчленовані балками і ярами, ліві- пологі, вис. 5 - 10 м. Заплава переважно лівостороння, завширшки понад 2 км; поширені заплавні луки; є озера і стариці. Річище звивисте, розгалужене, шир. до 100 м,.пересічна глиб. 4 - 5 м. Похил річки 0,2 м/км. Осн. притоки (в Україні): Клевень (права), Вир, Бзуч (ліві). Живлення мішане, з переважанням снігового. Замерзає наприкінці листопада - на поч. січня, скресає наприкінці березня. Гідролог. пост біля с. Мутина. У пониззі судноплавний. Воду використовують для госп. водопостачання та зрошування. Вздовж берегів створюють водоохоронні смуги. На С.- місто Путивль.

Автор: І. В. Мирон.

Из текста, приведенного на картах Киевской военно-картографической фабрики в М 1:100000:

Картографируемая территория охватывает часть Сумской и Черниговской областей. Расположена на северо-востоке Украины в лесостепной зоне. Рельеф определяется отрогами Средне-Русской возвышенности и имеет общий наклон на юго-запад. Местность отличается разнообразными ландшафтами. Северная часть (в долине реки Сейм) имеет полесский ландшафт - значительные площади занимают болота, луга и смешанные леса, перемежающиеся с пашней.

Равнинный рельеф, плодородные земли издавна способствовали развитию в крае земледелия. С давних времен выращивают люди здесь рожь, овес, ячмень, пшеницу и другие культуры.

В недрах территории встречаются полезные ископаемые. Недалеко от городов Конотоп и Ромны добывают торф, а в Роменском районе обнаружены месторождения нефти и газа. На территории имеются запасы каменной и калийных солей, глины и других полезных ископаемых. На территории обнаружены источники минеральных вод.

По территории протекают реки, которые принадлежат бассейну Днепра. Наиболее крупные реки данной местности - Сейм, Сула и Ромен. Они текут в широких долинах, местами асимметричных. Русла рек Сейма и Сулы извилистые, берега Сейма крутые, обрывистые. Поймы рек луговые, заболоченные, поросшие лесом, кустарником и камышом. В пойме рек Сейма и Сулы встречаются озера, старицы, протоки. На реках Сула и Ромен имеются торфянники. Остальные реки небольшие, являются притоками крупных рек. Питание всех рек - талыми водами и дождевыми осадками. Воды рек используются для технического водоснабжения, орошения полей, рыболовства. Живописные берега многих рек являются местом отдыха .

Города территории небольшие. Возникли как крепости на южных берегах России и неоднократно становились опорными пунктами во времена Киевской Руси и последующие периоды в сражениях славянских племен с печенегами, половцами, полчищами хана Батыя. Поселки городского типа представляют собой крупные, вытянутые на несколько километров, населенные пункты, которые в основном, расположены вдоль рек, балок и основных путей сообщения. Многие поселки и села напоминают города. В них широкие, обсаженные деревьями, улицы, красивые деревянные и кирпичные дома.

Город Конотоп (96,2тыс.жит.) - районный центр на берегах реки Езуч (приток Сейма), в 127 километрах от Сум. Впервые упоминается в исторических документах 1638 года. Основан как крепость переселенцами с Правобережной Украины. Утвержден городом в 1648 году. В течение длительного времени был сотенным местечком Нежинского полка. Сегодня Конотоп - промышленный город. Здесь развиты машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность, стройиндустрия. Город крупный железнодорожный узел на линии Москва- Киев, который обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки. В Конотопе неоднократно бывал Н. В. Гоголь. В 1859 году город Конотоп и село Гиревку посетил Т. Г. Шевченко. В Конотопе действует краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают об истории города и района.

Город Путивль (19,2 тыс.жит.) - районный центр на правом берегу реки Сейм, в 101 километре от Сум. Впервые упоминается в исторических документах в 1146 году как оборонительная крепость. В XII в. город являлся родиной новгород-северских князей Олеговичей. С Путивлем связана одна из поэтических страниц гениального литературного памятника "Слово о полку Игореве" - плач Ярославны, жены князя Игоря Святославича, который весной 1185 года выступил со своим войском против половцев. В 1240 году город был разрушен татаро-монголами. С 1356 года Путивль находился под властью Великого княжества Литовского. В 1500 году вошел в состав России. С начала XVII века Путивль становится одной из главных крепостей по защите южных границ России. Здесь скрещивались торговые пути, ведшие из стран Ближнего Востока, Балкан, Юго-Восточной Европы и Киева в центральные районы Российского государства. О той эпохе в городе напоминают сохранившиеся остатки некогда грозных укреплений. В 1606 году в Путивле вспыхнуло пламя антифеодальной крестьянской войны во главе с Иваном Болотниковым. В дальнейшие годы население города принимало активное участие в востаниях под руководством T. Федоровича, Я. Острянина в народно-освободительной войне 1648-54 годов. 1 ноября 1653 года в Путивль прибыло и почти 2 месяца находилось полномочное российское посольство с боярином В. В. Бутурлиным, направленное российским правительством для оформления исторического акта воссоединения Украины с Россией. В XVIII-начале ХХ веков - уездный город. В 1926 году включен в состав Украины.

Путивль древен, но не только этим знаменит он. Старина и современность здесь находится рядом. В советское время Путивль превратился в промышленный и культурный город. Здесь работают небольшие предприятия пищевой промышленности, а молодежь учится в плодоовощном техникуме, педагогическом и строительном училищах. В городе расположены санаторий, турбаза "Ярославна", музей Радия Руднева и краеведческий музей. К памятникам архитектуры относятся: ансамбль Молчанского монастыря (ХVI-XIX вв.), Спасский монастырь со Спасско-Преображенским собором (1617-1707 гг.), церковь Николы Казацкого (1735-1737 гг.). В Путивле воздвигнуты памятники С.А. Ковпаку и С. В. Рудневу, которые возглавляли в годы Великой Отечественной войны партизанский отряд и вместе с партизанами отряда А. Н. Сабурова совершили отсюда смелый рейд по тылам врага до Карпат.

Район отличается хорошими путями сообщения. Сеть железных и автомобильных дорог связывают населенные пункты областей с другими районами и областями. Стальные пути, идущие с севера на юг и с востока на запад, пересекаются в городе Конотопе и расходятся отсюда по семи направлениям: московскому, киевскому, харьковскому, гомельскому, курскому, полтавскому и витебскому. Почти все населенные пункты соединены между собой автодорогами с твердым покрытием.

Климатические условия сказываются на особенностях растительности территории. Большинство территории распахано. Широколиственные леса (дуб, клен, ольха, осина, липа, ясень) сохранились по долинам рек, в древних балках, да кое-где на поймах. Севернее города Конотопа распространены сосновые леса. Подлесок - (лещина, крушина, берест) редкий. Вблизи населенных пунктов значительные площади занимают фруктовые сады. Распространены полезащитные лесные полосы, которые создают впечатления лесистости.

Климат территории умеренно континентальный и характеризуется теплым солнечным летом (со средней температурой июля месяца плюс 19-20'С), умеренно холодной зимой (со средней температурой января месяца минус 7-8'С) и достаточным количеством осадков. Зимой бывают оттепели, а сильные морозы бывают, когда в пределы района вторгается арктический воздух, вызывающий резкое похолодание. Среди неблагоприятных климатических явлений отмечаются засухи, град, сильные ветры, осенние и весенние заморозки.

Туристическая характеристика района. Туристические возможности в районе р.Сейм значительны - можно сплавляться до Десны, по ней до Киева и дальше. Интерес для туристов-водников представляют также верховья реки (маршрут описан в По рекам Сейм и Свапа из России в Украину. ).

3. Техническое описание маршрута

Заброска (подъезд к началу маршрута).

Из Киева до г. Конотопа Сумской области удобно доехать на электричке № 814, время отправления которой из Киева - 17-00. Прибытие в Конотоп - в 20-10 этого же дня. Эта электричка идёт до Хутора Михайловского (и дальше) и на ней можно доехать до реки Сейм (ст. Сейм) в районе с.Лысогубовка, откуда так же можно начать сплав. Но мы хотели здесь не начать, а закончить путешествие и, чтобы заброситься выше по течению, пересели на дизель-поезд «Щорс-Ворожба», который подошёл на эту же платформу Конотопского вокзала через 20 минут после прибытия киевской электрички. Около 22-00 вышли на станции «Клепалы» которая расположена ниже по течению реки Сейм чем ст.Ворожба. Если путешествие начинать от с.Ворожбы (граница с Россией), то целесообразнее брать билеты на прямой поезд (время отпр. из Киева в 16-00), который в Клепалах не останавливается.

На станции мы наняли авто (Москвич с прицепом) и за 20 минут (10 грн) были у заросшей тропинки-спуска к реке (село стоит на горе). Перетащив вещи к Сейму, мы в темноте разбили лагерь и заночевали среди буйного разнотравья.

Стапель (верфь).

После полноценного завтрака на лугу байдарки были собраны и пошли по течению.

Маршрут:

Начало маршрута довольно живописно - высокий левый берег, заросший лиственным лесом, кое-где глинистые обрывы, высокое (по пояс) разнотравье и редколесье вдоль поймы. Река здесь шириной около 40 м, глубиной до 3 м, имеются заливы и разливы. До первого автомобильного ж/б моста надо пройти 7 км. Далее около 4 км прямой участок и река начинает петлять до разделения на два русла перед г.Путивль. Идти надо правым, чтобы посмотреть с реки на величественный и очень необычный монастырь, от которого веет Киевской Русью и который стоит на высоком правом берегу Сейма. Надо сказать, что в Путивле имеется на что посмотреть, начиная с памятников архитектуры ХVI в. Сюда от стапеля - 27 км.

Вдоль Путивля и далее до слияния обеих проток река течет без меандров, ширина - около 50 м, течение слабое. На окраине города её пересекают два моста - новый ж/б (справа хлебопекарня и магазин) и чуть дальше - старый, который образовал затор и возможен обнос. Хорошее место для ночёвки - на слиянии на правом высоком мысу острова, образованного непроходимой правой излучиной. Итог первого дня - 32 км.

Далее река становится ещё более живописна - появляются песчаные косы, много упавших в воду крупных тополей, большое количество удобных стоянок. Берега обрывистые до 3 м, много поворотов и водоворотов. В конце села Красное можно купить молока, а в конце соснового леса (на карте обозначено "лесничество") - удобное место для стоянки. Этот лес растёт на высоком обрыве правого берега и очень живописен. К реке он подходит только краешком, называется Спадщанский и знаменит партизанским движением Ковпака во времена ВО войны.

Далее река продолжает петлять в лиственном пойменном лесу, чередующимся с лугами и через 10 км подходит к очередному сосновому бору на правом берегу (на карте обозн. "землянка"). Здесь очень живописная и ухоженная стоянка на обрывчике и здесь впадает правый приток Звань. Русло становится шире (до 100 м) и поворачивает на запад к уютному с.Хижки.

Ещё через 6 км в Сейм впадает правый приток - р.Клевень и русло местами расширяется до 120 м. За с. Камень интерес представляет старое русло реки под названием Старый Сейм - дикий заросший двухкилометровый залив левого берега. Говорят, что там водится крупный сом. Старое русло имеется и дальше - в районе сёл Прилужье и Новомутин, через которые Сейм не течёт. Заночевали мы за с. Камень на берегу живописного замаскированного камышем залива левого берега реки (ориентир - за соснячком на левом берегу и левым поворотом). К старому руслу ходили от соснового леса через луг пешком. Итог второго дня пути - 36 км.

На следуущий день, взвесив шансы дойти до с.Лысогубовка, где планировалось сесть на электричку (станция «Сейм»), мы поняли, что не преодолеем за последний день 47 км и решили идти до моста в с.Мутин. Река до Мутина живописна - много заливов, берега заросли высокими деревьями и подлеском, много пляжей и уютных стоянок. Видели гнездовья аистов на деревьях. Перед селом Камень появляются луга, течение медленное. Удобное место для чалки - у моста в редколесье на правом берегу. Итог третьего дня пути - 9 км. Отсюда до села Желдаки - 13 км., а от Желдаков до ж/д - 25 км.

Выброска (отъезд с маршрута).

От с.Камень до ж/д станции «Конотоп» ходят маршрутки (одна из них в 17-30), но мы вызвали микроавтобус на 6 мест (плюс место для багажа) из Конотопа и за 30 минут доехали до вокзала. Скорый поезд «Москва-Черкассы» № 141, который из Конотопа отправляется в 22-23 прибыл вместе с нами в Киев через 2 часа 47 минут (в 01-06). О выброске на ж/д станцию надо побеспокоится заранее, в вечернее время и в праздничные дни поймать грузовой транспорт - проблема.

От станции «Конотоп» до Киева удобно уезжать до 18-00. Из Нежина последняя электричка уходит в 21-00. В Конотопе ходят трамваи, которые нас удивили тем, что в отличии от киевских не оставляют на шпалах масляные следы. Поэтому между рельсами там растёт трава и создаётся впечатление движения трамвая по газону.

4. Продукты и рацион питания

В этом коротком путешествии продукты закупались каждым экипажем по универсальной системе питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода» (см.  раздел сайта «Памятка»), при которых к группе может присоединяться и отсоединяться в любой момент любое количество человек без ущерба для других членов коллектива.

5. Смета расходов в расчёте на одного человека:

Проезд: на электричке из Киева до Конотопа (6.45 грн), дизеле до с.Клепалы (2.99 грн) и поезде из Конотопа до Киева (21.85 - после подорожания) - 31.29 грн.;
Проезд от реки к станции 14 грн.
Питание с алкоголем - 50 грн;
Итого - 95.29 грн/чел

6. Выводы и рекомендации.

Маршрут подходит водникам с любым туристским стажем. Опыта прохождения порожистых рек не требуется.

Оптимальным плавсредством на маршруте является любая байдарка, например, туристская байдарка «Таймень».

Лучшее время для путешествия - апрель-август.

Самые красивые места - от Путивля.

Дров в поймах рек хватает, но при численности группы более 10 человек двуручная пила или пила-цепь не помешает.

Рыба на маршруте на спининг и удочки не ловилась. Причина - высокая вода. В реке есть точно - сом, голавль, щука и окунь.

Для быстрых и удобных закупок продуктов перед путешествием и для сбалансированного питания группы на маршруте рекомендуется применять универсальнаую систему питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода», приведенных в разделе сайта «Памятка».

Вода из реки - непригодна для употребления в сыром виде.

Хорошие стоянки имеются в изобилии на протяжении всего маршрута, а, начиная от Путивля, на каждом мысу имеется ещё и пляж. Пляж (т. е. песочный берег) важен потому, что остальные берега на всём маршруте глинистые и топкие, что значительно затрудняет погрузку-разгрузку и др. Ко всему прочему глей (смесь глины и песка) плохо вымывается из рельефной подошвы обуви, что приводит к систематическому загрязнению судна. Глей легче выбить из подошвы, высушив обувь на солнце, чем вымыть.

Недостатком маршрута является большое количество отдыхающих разных мастей на протяжении всего маршрута. Это объясняется, очевидно, праздничными днями (Троица) и густозаселённым регионом. Отношение местного населения к туристам - благожелательное.

В нашем походе укусов клещей не было. Клещи в Украине - штука не опасная. Встречи с этими неприятными насекомыми можно избежать, выбирая стоянки на лугах, а не в лесу. Рекомендуется не разбрасывать спальники и одежду на траве и систематически осматривать друг друга. Клещ падает с деревьев, разносится ветром, заползает в одежду и спальники из травы и кусает безболезненно, но если он уже впился, то его надо без всяких масел выдернуть. Если клещ обнаружен через 12 и более часов после укуса, то при удалении, обычно, головка клеща остаётся в коже человека, но это не страшно — со временем она «выйдет» сама. Зуд в месте укуса после такой «операции» может беспокоить до месяца. Заболеваний энцефалитом, переносчиком которого является клещ, в Украине не зарегистрировано (кроме Крыма).

Маршрут целесообразно удлинить до села Лысогубовка и уехать в Киев со станции «Сейм» на электричке, на что потребуется дополнительный четвёртый день. Можно, как уже говорилось, начать сплав от села Новые Вирки (станция «Ворожба», от которой до Сейма - 10 км по дороге), ещё более удлинив маршрут (на 23 км) - для этого потребуется пятый день.

Туристы, берегите природу! Если на стоянке кто-то оставил мусор - не ищите другую, уберите её (мусор надо сжечь, консервные банки - обжечь и закопать с несжигаемым мусором). Только личным примером можно воспитать тех, кого воспитывать некому.

Отчёт выложен на www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» 14 июня 2006 года. Автор - Поездник Сергей, тел. в Киеве — 450–5910, e-mail: poezd@i.com.ua.

Водный туризм Украины
2002