Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Сиверский Донец 2006 (Балаклея-Святогорск).

Отчёт Поездника Сергея (Киев) о водном туристском путешествии на байдарках
www.poezdnik.kiev.ua

Водный туристский маршрут по самой крупной реке левобережья - Сиверскому Донцу - один из лучших в Украине. Он отличается тем, что с каждым пройденным километром река становится интереснее, природа - живописнее, а величественные меловые горы, поросшие 300-летними дубами, вековыми соснами, вязами, липами, тополями, клёнами, вербами с древней пещерной церковью в районе Святогорска - буквально потрясают воображение.

В отчёте употребляется название реки, взятое из Географической Энциклопедии Украины - Сиверский Донец. Правильность такого названия подтверждает и город на реке - Сиверск, и летописи Киевской Руси. Но в тексте на картах Киевской военно-картографической фабрики в М 1:100000 (этот русскоязычный текст приводится в отчёте без изменений) и на самих картах применяется почему-то измененное название реки - Северский Донец.

Экипажи байдарок (все из Киева):

Салют-3

Калитюк Юрий - капитан необгоняемого флагмана,
Сафонова Елена - непревзойдённая готовка плова и борщей

Таймень-2

Приходько Виталий - беспрерывная фотосъёмка,
Приходько Наталия - «зайка» и «масик»,
Приходько Тимур - юнга.

Таймень-3

Поездник Сергей - руководство и отчётность (poezd@i.com.ua),
Винниченко Наталия - неутомимый контроль по всем направлениям,
Винниченко Владимир - юнга.

1. Справочные данные о путешествии.

Район путешествия — Европа, Украина (восточная часть, степная зона), Балаклейский и Изюмский районы Харьковской области, Славянский район Донецкой области.

Маршрут — Киев - р.ц. Балаклея (на поезде) - р.Сиверский Донец (сплав от Балаклеи до моста в г.Святогорск) - Киев (на поезде).

Вид туризма — водный.

Средства сплава —байдарка Салют-3 — 1 шт., байдарка Таймень-3 — 1 шт., байдарка Таймень-2 — 1 шт.

Категория сложности — первая.

Время похода — с 29 апреля (выезд из Киева вечером) по 09 мая (приезд в Киев рано утром) 2006 года.

Продолжительность похода — 10 дней, в т. ч.: ж/д заброска и выброска (подъезд к начальной точке маршрута и отъезд) - 2 ночи.

Протяженность сплава — около 187 км.

Уровень воды в реке — средний.

Количество участников похода — 8 (в т. ч. женщин — 3, детей - 2).

2. Сведения о районе путешествия

Из Географической Энциклопедии Украины (на укр. языке):
СІВЕРСЬКИЙ ДОНЕЦЬ - piка, наиб. права прит. Дону (бас. Азовського м.). Довж. 1053 км, пл. бас. 98,9 тис. кв.км. Бере початок на пд. схилах Середньоросійської височини у Белг. обл. (Pociї), далі тече територією Харків., Донец. i Луган. обл. Украіни, впадає в Дон двома рукавами в межах Ростов. обл. (Pociя). Долина С. Д. майже на всьому протязі широка (у верхів'ї до 8 - 10 км, нижче - до 20 - 26 км), часто асиметрична, з високими правими i пологими лівими схилами; при перетині Донецького кряжа долина звужується, схили тут круті, скелясті. Заплава у вepxiв'ї завширшки 0,5 - 0,8 км, нижче розширюється до 3 - 4 км; є заболочені ділянки, стариці, озера. Річище на всьому протязі звивисте, особливо до впадіння р. Оскіл. Найхарактерніші для С. Д. ділянки шир. 35 - 70 м i глиб. 2 - 3 м (на перекатах- до 1 м). Подекуди (напр., вище с.Андріівки, нижче м. Ізюма) шир. річища досягає 200 - 400 м, глиб.- понад 5 м, у пониззi ширина С. Д. становить 200- 250 м. Пересічний похил 0,18 м/км. Осн. Притоки (в межах Украіни): Бабка, Уда, Мож, Берега, Оскіл, Казенний Торець, Бахмут, Лугань, Луганчик, Велика Кам'янка (праві), Вовча, Хотімля, Великий Бурлук, Гнилиця, Середня Балаклійка, Ізюмець, Нетриус, Жеребець, Красна, Борова, Айдар, Євсуг, Дернул (ліві). Живлення переважно снігове (до 65 % річного стоку) i підземне (до 33 %). Замерзає у грудні - січні, скресає у березні. Пересічна витрата води біля м.Лисичанська 110 куб.м/с, у гирлі - до 160 куб.м/с. С. Д. має велике госп. Значення як джерело водопостачання та зрошування. У його бас. Створено водосховища (зокрема, Печенізьке і Червонооскільське), численні ставки. Для вирішення водних проблем Донбасу споруджено Сіверський Донець - Донбас канал та першу чергу Дніпро - Донбас каналу. С. Д. судноплавний у пониззі на протязі бл. 220 км (до шлюзів). На берегах річки - численні місця відпочинку; міста (в межах Украіни); Чугуїв, 3мiїв, Изюм, Лисичанськ, Северодонецьк. Спостерігається забруднення С. Д. стічними і шахтними водами (особливо на ділянці Слов'яногірськ - Северодонецьк).

Литература: Давыдов В. Д. Голубое ожерелье Донбасса. Научно-популярный очерк. Донецк, 1980; Мотиенко Я. В. По Северскому Донцу. Путеводитель. Донецк, 1982; Слюсарев А. А. Природа Донбасса. Научно-популярные очерки. Донецк, 1988; Природа Украинской ССР. Моря и внутренние воды. К., 1987.

Автор: В. П. Замковий.

Из текста, приведенного на картах Киевской военно-картографической фабрики в М 1:100000:

Местность представляет собой возвышенную волнистую лессовую равнину, расчлененную долинами рек, оврагами и балками, повышающуюся от долины реки Северский Донец на север, к отрогам Среднерусской возвышенности, и к югу, где расположен Донецкий кряж. В местах соленосных отложений развиваются карстовые формы рельефа. Абсолютные высоты от 50-80 метров до 170-220метров. Недра этого региона содержат запасы каменной соли, различных глин, мела, песка, известняка. Особенно велики здесь залежи соли (Славянско-Артемовская котловина, бывшая в ранние геологические эпохи морским заливом). Богаты солью также озерные и грунтовые воды. Бальнеологическое значение имеют Славянские соляные озера и источники минеральных вод.

Реки территории имеют довольно разветвленную гидрографическую сеть и принадлежат бассейну Дона (река Самара, протекающая на юго-западе территории, принадлежит бассейну Днепра). Крупные реки - Северский Донец и его притоки Казенный Торец и Оскол имеют ширину 30-60 метров, глубину - 1,3-3,0 метра. Берега рек крутые, обрывистые. Правый берег реки Северский Донец сильно изрезан промоинами и оврагами. Дно рек - песчаное, (на реке Казенный Торец - местами твердое). Пойма реки Северский Донец - левосторонняя с многочисленными старицами и озерами, поросшая лесом, местами заболоченная. Долины рек Казенный Торец и Оскол трапециевидные, поймы - двусторонние, сухие. Русла этих рек извилистые. Выше села Червонный Оскол на реке Оскол построена плотина, образовавшая Краснооскольское водохранилище, которое служит источником водоснабжения Донбасса. Берега этого искусственного моря заросли густым лесом; бухты, заливы водоема чередуются с зелеными мысами и песчаными пляжами. У поселка Райгородок берет начало канал Северский Донец-Донбасс, снабжающий водой промышленные районы Донбасса. Небольшие реки имеют ширину до 20 метров, глубину - 1,0-1,5 метра; русла их извилистые, дно - илистое (местами песчаное). Поймы преимущественно заболоченные. Летом небольшие реки и ручьи в верховьях пересыхают. Вблизи населенных пунктов реки и балки часто перегорожены плотинами, выше которых расположены небольшие водохранилища. Реки замерзают, как правило, во второй половине декабря. Ледяной покров неустойчив; в наиболее теплые зимы, при оттепелях, происходят временные вскрытия рек с подъемом уровня воды. Окончательно вскрываются реки во второй половине марта. Весеннее половодье вызывает повышение уровня воды в реках - Северском Донце и Осколе на 2-4 метра, в остальных реках - до 2-х метров. Наиболее низкие уровни воды в реках наблюдаются в августе-сентябре. Водные ресурсы используются для промышленного и бытового водоснабжения, энергетики, орошения земель, рыборазведения. Живописные берега многих рек превращены в рекреационную зону для оздоровления людей.

Северский Донец протекает в живописной местности. В районе поселка Печенеги (восточнее Харькова) река перегорожена плотиной, выше которой образовалось Печенежское водохранилище, дающее воду индустриальному Харькову. Правый берег водохранилища высокий и крутой, рассечен оврагами и одет густым лиственным лесом, а левый - низменный, занят поймой, выше которой желтеют песчаные холмы боровой террасы. От города Чугуев река течет в лесной долине, которая особенно красива между биологической станцией Харьковского университета и поселком Коропово, лежащим в 18 км от Змиева ниже по течению. Заросшие лесами расчлененные глубокими оврагами правобережные кручи напоминают ущелья Карпат. Ниже на правом берегу реки поднимается Казачья гора. С её 60-метровой высоты открывается панорама окрестностей Коропова: насколько может видеть глаз повсюду леса - дрожащие на ветру массивные кроны дубов, ажурные сосны, заостренные ели, а между ними - манящие лужайки, сверкающие на солнце пески боровой террасы и пляжей, многочисленные озера и старицы.

Город Чугуев - 35,1тыс. жит. - районный центр на реке Северский Донец, в 38км от Харькова. Возник как военное поселение в начале XVII в. Здесь в 1844г. родился И.Е.Репин - великий русский художник. Кроме художественно-мемориального музея и памятника, интерес для туриста представляют городища скифского периода и времен Киевской Руси, архитектурные памятники: Покровский собор (1834 г.), Преображенская церковь (1824г), торговые ряды (начало XIX в.). Первоначально утвержден городом в 1780г., повторно в 1938г.

Город Змиев (с 1976 по 1990г. - Готвальд) - 18,2тыс. жит. - расположен на месте впадения реки Мжа в Северский Донец, в 40км от Харькова. Первые исторические сведения о городе (казацкой слободе Змиев) относятся к ХII в. В 1640 г. запорожцы основали здесь крепость, которая вскоре стала одной из наиболее мощных в Слободской Украине. Впервые утвержден городом в 1797г., повторно в 1948г.

Город Балаклея - 32,3 тыс. жит, районный центр в 95 км от Харькова. Поселение основано как сторожевая крепость и центр Балаклейского полка в 1663г. Утвержден городом в 1938г.

Город Изюм (59,9тыс, жит.), раскинулся на берегах Северского Донца в лесной местности Изюмской луки, у подножья горы Кременец - высшей точки Харьковской области. Город областного подчинения, районный центр. Утвержден городом в 1639 году. Имеется железнодорожная станция и автостанция. В прошлом Изюм - наблюдательный пункт укрепленной сторожевой линии, созданной вдоль южных границ Руси. Около 1681 года казаки Харьковского полка построили здесь крепость, ставшую форпостом в борьбе с крымскими татарами. В городе и теперь еще можно увидеть древние рвы, валы и насыпи, некогда окружавшие грозный бастион. Современный Изюм - это индустриальный город, в нем функционируют оптико-механический, приборостроительный, тепловозоремонтный, стройматериалов, пивоваренный, молочный и хлебный заводы; пищевкусовая и мебельная фабрики; медицинское и два профессионально-технических училища. В этом живописном и уютном городе интерес для туристов представляют памятники архитектуры - Преображенский собор (1684г), Николаевская и Вознесенская церкви ХIХ века, экспонаты краеведческого музея, планетарий. Живописная гора Кременец - памятник природы местного значения. Город - родина известного художника С. И. Васильковского. С Изюмом тесно связаны жизнь и деятельность декабриста А. Е. Розена, поэта П. А. Грабовского.

В Славянском районе Донецкой области, на левом берегу Северского Донца расположен город Святогорск (до 1964г. носил название - Банновский, до 2003г. - Славяногорск), в 6 километрах от одноименной железнодорожной станции. Население - 5,3 тыс.жителей. К категории городов отнесен в 1964 году. Как поселок сформировался в 1538-1539г.г. Основан казаками и беглыми крестьянами. Город привлекает туристов многочисленными историческими памятниками, природой исключительной красоты. А. П. Чехов называл окрестности Святогорска "Донецкой Швейцарией". Святогорск - климатический курорт. Микроклимат города обусловливает гряда меловых гор, которые защищают его от летних суховеев и зимних холодных ветров. В окрестностях города расположены санатории, пансионаты, дома отдыха, туристические базы, детские лагеря.

Поселки городского типа насчитывают от 3800 до 16000 жителей. ПГТ Червоный Донец является центром Шебелинского газового промысла. Населенные пункты хорошо озеленены, электрифицированы и обеспечены телефонной связью.

К объектам туризма относятся памятники архитектуры, среди которых Святогорский Успенский монастырь, в комплекс которого входят: Успенский собор (1859-60гг), Николаевская церковь (XVII в.), кельи (1887г), подземный ход (XVII в.), паломнический павильон (XIX в.), башни, трапезная с Покровской церковью (1847-1851 гг.) и другие. Основан на правом берегу Северского Донца в местности, которая издавна называлась "Святые Горы". В ХV веке монахи прокопали в мягкой меловой скале ходы и на ее вершине построили пещерную церковь. Документы XVI века упоминают "Святые, Горы" как один из донецких дозоров. Впервые сам монастырь упоминается в 1624 году. Он был огорожен стенами, которые защищали его от захватчиков. В 1679 году крымские татары захватили и опустошили монастырь. Постепенно он утратил свое значение и в 1783 году был закрыт. В 1844 году монастырь был восстановлен под названием "Святогорская Успенская пустынь". С 1922 года монастырь использовался как дом отдыха и санаторий. В 1969-1973 годах в монастыре были проведены реставрационные работы. (Примечание редактора: в настоящее время - это действующая Свято-Успенская Святогорская лавра (мужской монастырь) и одновременно (с 1974 г.) государственный ландшафтный заповедник площадью 268 га).

Леса занимают значительную территорию. Наиболее крупные массивы леса (дуб, сосна) расположены по реке Северный Донец, южнее г.Харькова, в Изюмском районе Харьковской области и на севере Донецкой области (Славянский, Краснолиманский районы). Между реками Северский Донец и Бабка (восточнее Харькова) на площади более З тыс. га создано охотничье хозяйство, где обитают благородные олени, дикие кабаны, косули, куницы, белки, лисицы и другие животные. За Балаклеей крупные массивы соснового леса расположены на левом берегу реки Северский Донец. Лиственные леса (дуб, ясень), с примесью клена, липы, тополя, распространены в виде небольших массивов. Южнее Краматорска преобладают байрачные леса и отдельные дубравы. Природная степная растительность сохранилась лишь в заповедниках и, местами, на склонах Донецкого кряжа. Широко распространены полезащитные лесные полосы. В поймах рек произрастают кустарники и луговая растительность. Небольшие рощи встречаются в долинах рек, а также по склонам балок и оврагов. Вблизи населенных пунктов значительные площади заняты садами. Распространены лесные полезащитные полосы.

Фауна представлена, в основном, степными и некоторыми лесными животными. Из млекопитающих характерны лиса, заяц-русак, белка, косуля, лось, дикая свинья. Из птиц - жаворонки, овсянки, скворцы, серые куропатки, дикие утки. В реках и озерах водятся лещ, судак, сом.

Климат умеренно континентальный - зима мягкая с частыми оттепелями и гололедицей. Морозы небольшие - минус 3-8 градусов С, в суровые зимы морозы достигают минус 35 градусов С. Устойчивый снежный покров держится со второй половины декабря до середины марта. Весна теплая с ясной погодой. Ночные заморозки возможны до середины апреля. Осадков выпадает мало, преимущественно в виде моросящих дождей или мокрого снега. Лето теплое, с большим количеством солнечных дней. Средняя температура воздуха +18'...+22'С, в отдельные дни достигает +39 градусов С. Осадки выпадают в виде кратковременных ливней, нередко с грозами и ветрами. Для летнего сезона характерны засухи и суховеи. Осень в первой половине теплая и сухая, во второй - прохладная и дождливая. Затяжные моросящие дожди вызывают распутицу. В конце октября наступает похолодание. Ветры в период с октября по апрель преобладают восточные, в остальное время года - западные и северо-западные. Среди неблагоприятных климатических явлений - зимние оттепели, гололед, глубокое промерзание грунта без снежного покрова.

Равнинный рельеф, плодородные земли издавна способствовали развитию земледелия. В наши дни больше половины земель распахано. С давних времен выращивают здесь рожь, овес, ячмень, пшеницу, сахарную свеклу, кукурузу, табак. Еще при Петре I здесь возделывали лекарственные растения: горицвет, ландыш, чистотел, чебрец, белену, тысячелистник, шалфей. Развито животноводство - крупный рогатый скот, свиноводство, птицеводство.

В экономике регион выделяется развитыми отраслями горнометаллургической, строительной, тяжелого машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, производством стройматериалов, огнеупорных материалов. Сельское хозяйство имеет два основных направления специализации - овощемолочное (вокруг промышленных центров) и зерновое с молочно-мясным животноводством.

Туристическая характеристика района. Туристические возможности в районе р.Сиверский Донец, с одной стороны, значительны - можно сплавляться до Дона и дальше. Интерес для туристов-водников представляют также левые притоки - река Оскол, которая впадает ниже Изюма и выше г. Святогорска и малоизученная река Айдар, которая впадает недалеко от Луганска. С другой стороны эти возможности ограничены загрязнением реки промышленными стоками (начиная от Святогорска).

3. Техническое описание маршрута

Заброска (подъезд к началу маршрута).

Из Киева до р. ц. Балаклея Харьковской области удобно доехать на поезде №326 «Киев-Луганск», время отправления которого из Киева - 17-20. Прибытие в Балаклею - в 06-09 следующего дня. Располагая временем можно выйти из этого поезда раньше - на станции «Змиев» или другим поездом доехать до города Чугуева, который расположен ещё выше по течению реки.

На станции Балаклея мы наняли такси (Волга), которое за две ходки по 7 минут (за обе - 25 грн) забросило нас и нашу кошмарную гору груза на городской пляж у реки Балаклейка - притока Сиверского Донца. Все остальные хорошие места для сбора байдарок были (со слов местных жителей) затоплены паводковыми водами. Как оказалось потом, местные жители были правы, хотя у обоих городских мостов через Балаклейку можно было найти неудобные, но достаточно просторные площадки для стапеля на примостовых насыпях. Такси в Балаклее можно заказать и заранее по тел. 8-05749-22285(дом) и 8-050-8423099(моб) Виктор.

Стапель (верфь).

После полноценного завтрака на пустынном пляже (воду можно взять в пляжном кафе, а дрова - в лесу) байдарки были собраны и пошли по течению на ю. в.

Маршрут:

До первого автомобильного ж/б моста по реке Балаклейка надо пройти около 3.5 км. Второй ж/б мост (уже за городом) на карте не обозначен. От него до слияния с р.Волосская Балаклейка - 1 км и до впадения в Сиверский Донец - ещё 2 км. Здесь на слиянии с Сиверским Донцом можно сделать перекус на лугу и половить щуку.

После слияния Сиверский Донец входит в лиственный лес и стоянок до с.Щуровка нет. Этот участок довольно живописен - много поворотов и водоворотов. Река здесь имеет ширину около 25 м, встречаются разливы и проходимые завалы. Село Червоная Гусаровка находится на высоком (до 20 м) обрыве правого берега, который тянется до с Щуровка. После понижения правого берега на нём за правым поворотом можно найти приличные стоянки для ночёвки, особенно на втором зигзаге. Сюда от начала путешествия - 24 км пути.

Далее река продолжает петлять вдоль левобережного леса, а справа на высоком берегу видны дачи. Слева попадаются неплохие стоянки. Вскоре река выходит из леса и вдалеке слева виден сосняк, где стоят палатки и машины. До этого леса, который тянется до с.Савинцы, можно добраться на байдарке по заливным лугам. После нескольких интересных зигзагов река выпрямляется и до газопровода за с.Залиман довольно скучна. Воду на этом учаске можно набрать в сельском колодце на правом берегу; ориентир - пара высоких верб между хатами.

За газопроводом на правом берегу раскинулась живописная роща из огромных верб. Если дело близится к ночи, то стоянку лучше сделать здесь или чуть дальше - за правым поворотом и каналом в соснячке на обрыве левого берега. За следующим левым поворотом река входит в дикий лиственный лес, где на прямом участке (около 2 км) стоянок нет. За первым левым поворотом первую хорошую стоянку на левом берегу занимают коммерческие тургруппы на надувнвх рыбацких лодках. Великолепные стоянки начинаются с зигзагами русла - на каждом лесном мысу имеется пляж и живописная поляна. Это правило будет действовать на протяжении всего маршрута, а именно - «зигзаг-мыс-стоянка с пляжем». Пляж (песок) важен потому, что остальные берега на всём маршруте глинистые и топкие, что значительно затрудняет погрузку-разгрузку и др. Ко всему прочему глей (смесь глины и песка) плохо вымывается из рельефной подошвы обуви, что приводит к систематическому загрязнению судна. Итог второго дня - около 20 км.

В этих местах течение реки - видимое, ширина - 20-50 м. Лучшей стоянкой на этих зигзагах является левый мыс, напротив огромного обрыва (правый берег) с сосняком, но он может быть занят.

При выходе из леса в районе с.Червоный Донец левый берег превращается в живописную гору. Отсюда до с. Ивановка начинается прямой участок. В самом начале с.Левковка можно набрать в колодце воды и купить молока за мостиком в третьем доме справа по первой паралельной реке улице. Там же находится и продуктовый магазинчик (спрашивать - хозяина с трактором). В селе имеется опасное для байдарок препятствие - бетонный мост (или дорога по дну реки (?), через который вода переливается, образуя перекат.

Далее гора (высотой более 30 м) на левом берегу заросла лиственным лесом. Ивановку с воды не видно, она где-то наверху и видны только вырытые в земле лестницы к реке. За селом слева на очень высокой горе (где находится обзорная площадка со столиком и скамейкой) начинается Изюмский сосновый лес, но река здесь уходит о него вправо и начинает петлять по живописным лугам.

Километровый залив правого берега - жуткое, безрыбное и гиблое место. Мы его обследовали (привлёк сосновый лес на его северном берегу) и только потеряли время - стоянок нет.

Далее начинается 5-километровый более-менее прямой участок реки, где со стоянками очень плохо. Единственная - в соснячке правого берега (ориентир - высокая раскидистая сосна и высокие тополя) с крутым (высота - 3 м) выходом на глинистый берег. Итог третьего дня пути - 20 км

Хорошие стоянки, как уже говорилось ранее, начинаются с лесными зигзагами русла. Здесь встречаются рыбаки и стоит вагончик в районе петли, которую когда-то делала река (сейчас стоит плотина). Далее русло выходит из леса своим правым берегом и делает крутой левый поворот на 180 градусов. Здесь, если нет ветра, на левом мысу можно сделать перекус в сосновом лесу. За поворотом встречается много черепах, греющихся на солнце. Луга по правому берегу, как всегда - живописны, а по левому, как всегда - затопленый лес. После вхождения правого берега в лес и нескольких поворотов, на левом берегу появляется обрывчик с небольшой полянкой (ориентир 1). За ним - левый поворот и отличная стоянка с пляжем, столиком и скамейками на левом берегу (ориентир 2 - на повороте на правом берегу растут три высоких тополя в виде буквы «И»; в дальнейшем они могут упасть в связи с подмыванием правого берега на повороте). Итог четвёртого дня - 16 км

Через несколько км на левом повороте (90 град) - сужение реки и сильные водовороты, за которыми справа вдали открывается вид на меловые скалы. Начинается более-менее прямой и нудный участок реки, огибающий изюмский лес с запада. Здесь стоянок мало, но найти, при желании, можно. В районе живописных тополей на правом берегу за перегораживающим реку тросом и каналом можно сходить в магазин с.Протопоповка (далековато). В с.Загороднее - навесной мост. Остатков разрушенного моста в с.Петровское мы не видели. На втором левом повороте на левом берегу - возможная стоянка за кустами (с реки видна только тропа). Отсюда начинается движение реки на запад. Несколько поворотов (слева стоянок нет, а на правом берегу - неуютно) и справа появляется канал «Северский Донец-Донбасс», который снабжает водой Донбасс. Сразу за каналом - левый поворот реки, где русло разделяется и образует остров, причём левая узкая и скоростная протока, с первого взгляда, незаметна, поскольку отделяется и течёт в лесу и в обратном направлении от основного правого широкого русла. На этом острове (если её, как обычно, очистить от мусора) имеется шикарная стоянка с пляжиком и столиком. Справа - луг с горой вдалеке, которая тянется вдоль реки до г.Изюма. Остров довольно большой - около 350 м в длину, оба русла проходимы и соединяются в живописном месте - в районе правого поворота русла, трёх маленьких островков, завалов и водоворотов. Итог 5 дня пути - 25 км

За этим зигзагообразным поворотом на правом берегу также много приличных стоянок до сближения реки с горой. Через некоторое время на левом берегу (ориентир - квартальный белый столбик лесничества) появляются живописные луга с редколесьем (вплоть до с.Заводы). Ж/б мост в с.Червоный Шахтар проходится без проблем. За излучиной река опять приближается к горе и поворачивает опять на запад. До дома отдыха (д/о) - со стоянками плохо. Исключение составляет высокий левый берег с дубами на правом повороте.

Перед д/о река отходит от горы и на левом берегу - неплохое место в соснячке (ориентир - кормушка для животных или что-то подобное). Пляж д/о - на правом берегу. Далее река петляет, стоянок хороших мало, но за последним левым поворотом - отличная уютная стоянка с пляжем и заливом, где можно побросать спининг (ориентир - сближение с горой). Итог 6 дня - 22 км.

На протяжении нескольких км далее оба берега реки Сиверский Донец сильно заросли лесом и только в районе с.Шпаковка на левом берегу в дубраве высокого берега (3 м) можно поставить лагерь. Бега становятся всё живописнее и вплоть до города Изюма на безлюдных лугах с залиными озёрами и огромными вербами левого берега можно становиться на ночлег. Правый берег заселён довольно плотно. Уже на повороте реки к городу Изюму на горе виден обелиск мемориала (Изюм-Барвенковской битвы во время Великой Отечественной Войны), откуда открывается впечатляющая панорама на пройденный по реке путь. Лучший путь к мемориалу - по тропинке от кирпичной насосной станции, которая находится сразу за излучиной реки. Возле обелиска вкопаны уникальные каменные идолы времён дохристианской Киевской Руси, о которых, к сожалению, нет никакой информации.

В Изюме имеется три моста, два из которых - авто и ж/б, а средний - пешеходный и металлический. За мостами начинаются живописные берега, усеянные рыбаками и стоянками вплоть до с.Каменка. Течение здесь видимое (до 5 км/час), появляются берёзовые рощицы. За Каменкой за левым поворотом и маленьким островком - уютная стоянка на левом берегу (видна тропа). На правом мысу (напротив) - стоянка ещё лучше (на обрыве и внизу имеется пляж), но туда забредают местные рыбаки. Итог 7 дня пути - 31 км.

За ухоженой турбазой на правом берегу начинается живописное село Синичино, где русло Сиверского Донца разделяется на два рукава, образуя остров. В левый рукав впадает река Оскол. На правом берегу до слияния двух рукавов и на левом после вплоть до границы с Донецкой областью, где очень живописные берега - много авто и др. рыбаков. За границей - автолюбители только с правой стороны (дорога). Река здесь уже очень широкая - до 100 м. Очень приличная стоянка с пляжем на одном из левых мысов недалеко за границей областей (ориентир - за 100 м до поворота на левом берегу отдельностоящий 100-летний дуб, одна ветка которого отломалась и вонзилась в землю). Если от этой стоянки прогуляться по тропе левого берега вниз по течению, то через 150 м можно увидеть 200-летний дуб-красавец. Итог 8 дня пути - 17 км.

Далее берега продолжают оставаться очень красивыми - лес, повороты, лужки, разливы и обрывчики. После сближения реки с горой правого берега и левого поворота возникает проблема со стоянками. Вдалеке видна высокая меловая скала посреди леса правого берега - только напротив этой скалы имеется стоянка. За мостом с.Богородичное (справа) открывается величественная картина - огромная (почти вертикальная) меловая гора вдоль правого берега, поросшая вековыми дубами, тополями и соснами с редкими белыми обвалами (обнажениями) меловой скалы. Слева - огромный природный живописный луг с редколесьем и озёрами. Этот изумительный пейзаж - с 1974 государственный ландшафтный заповедник площадью 268 га - тянется до древней церкви XVII в., расположенной на меловой скале (высота около 50 м над рекой) среди леса. За церковью начинаются строения Святогорской лавры, которую с городком Святогорск (левый берег) связывает мост. Здесь (под мостом справа) можно закончить путешествие в дождливую погоду. Если погода хорошая, то байдарки удобно разобрать до моста на левом берегу в парке после лодочной станции. Для экскурсии по лавре требуется от 4 до 6 часов; Музей работает до 16-00, экскурсовода можно заказать до 13-00. Итог 9-го дня пути - 12 км.

Выброска (отъезд с маршрута).

До ж/д станции «Святогорск» ходят городские автобусы по маршруту «Святогорская лавра-вокзал». Курсируют они примерно до 18-00, поэтому с заброской рюкзаков на ж/д станцию надо побеспокоится заранее, в вечернее время поймать грузовой транспорт - проблема; такая же проблема и с кипятком на станции - его нам с трудом дали, как и свежий хлеб, на станционной пекарне. В районе станции ни в жилых домах, ни в любых других в вечернее время двери никто не открывает, продукты купить негде, людей на улице не увидишь, кругом лес.

От станции «Святогорск» до Киева удобно ехать на поезде №326 «Луганск-Киев», время отправления - 23-27. Прибытие в Киев - в 09-05 следующего дня.

4. Продукты и рацион питания

В этом путешествии продукты закупались по универсальной системе питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода» (см.  раздел сайта «Памятка»), при которых к группе может присоединяться и отсоединяться в любой момент любое количество человек без ущерба для других членов коллектива.

5. Смета расходов в расчёте на одного человека:

Проезд на поезде «Киев-Луганск» туда (30.82 грн) и обратно (33.67) - 64.49 грн.;
Проезд от станции к реке и от реки к станции 25 грн + 50 грн = 75 грн : 8 чел =10 грн.
Питание с алкоголем (100 грн), постель в поезде (18 грн), 2 шт. фотоплёнки (22 грн) и другие затраты на маршруте - 160 грн;
Итого - 234.49 грн/чел

6. Выводы и рекомендации.

Маршрут подходит водникам с любым туристским стажем. Опыта прохождения порожистых рек не требуется.

Рекомендуется максимально использовать информацию, приведенную в отчетах, относительно стоянок, поскольку хороших стоянок хотя и достаточно, но летом незанятых - мало (большое количество туристских групп, рыбаков и автолюбителей).

Особое внимание необходимо уделить графику путешествия (в города заходить утром) и планированию стоянок - в противном случае группа может закончить гребной день глубокой ночью.

Оптимальным плавсредством на маршруте является любая байдарка, например, туристская байдарка «Таймень».

Лучшее время для путешествия - апрель-май, когда ещё нет комаров и автотуристов.

Самые красивые места - это луга с озёрами, огромными вербами и тополями, зигзаги русла в лесу и Святые горы.

Для связи при разделении группы и др. не помешает пара портативных раций с радиусом действия до 5 км.

Дров в поймах рек хватает, но при численности группы более 10 человек двуручная пила или пила-цепь не помешает.

Рыба на маршруте не ловилась. Причина - холод. В реке есть точно - сом, голавль, щука и окунь.

Для быстрых и удобных закупок продуктов перед путешествием и для сбалансированного питания группы на маршруте рекомендуется применять универсальнаую систему питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода», приведенных в разделе сайта «Памятка».

Вода из реки - непригодна для употребления в сыром виде.

На протяжении всего маршрута по реке Сиверский Донец стоянок в СОСНОВОМ лесу практически нет, хотя с воды частенько заметны сосны в глубине лиственного леса. Совет - не пытайтесь дойти до сосняка «за поворотом» - этот «недостаток» с лихвой компенсируется великолепным лиственным лесом - дубравами и рощами, а также лугами со столетними вербами и тополями.

Хорошие стоянки в лесу начинаются с зигзагами русла - на каждом лесном мысу имеется пляж и живописная поляна. Это правило, а именно - «зигзаг-мыс-стоянка с пляжем», действует на протяжении всего маршрута. Пляж (т. е. песочный берег) важен потому, что остальные берега на всём маршруте глинистые и топкие, что значительно затрудняет погрузку-разгрузку и др. Ко всему прочему глей (смесь глины и песка) плохо вымывается из рельефной подошвы обуви, что приводит к систематическому загрязнению судна. Глей легче выбить из подошвы, высушив обувь на солнце, чем вымыть.

Недостатком маршрута является поразительно-огромное количество мусора (особенно бутылок), оставляемого отдыхающими разных мастей на протяжении всего маршрута. Это заметно даже весной после половодья. Что же там творится осенью? Что же там творится на дне? Очевидно, что такие груды мусора оставляют бесчисленные толпы «людей» летом, поскольку река в густозаселённом регионе всего одна. Эта проблема постоянно обостряется и ЗАМЕТНО влияет (в сторону уменьшения) на поголовье диких животных и рыбы. У туристов-водников давно вошло в привычку правило - стоянку перед ночёвкой надо убрать, мусор - сжечь, а несжигаемый мусор - закопать.

Ко второму недостатку маршрута можно отнести небольшое количество клещей в мае месяце. Клещи в Украине - штука не опасная. Встречи с этими неприятными насекомыми можно избежать, выбирая стоянки на лугах, а не в лесу. Рекомендуется не разбрасывать спальники и одежду на траве и систематически осматривать друг друга. Клещ падает с деревьев, разносится ветром, заползает в одежду и спальники из травы и кусает безболезненно, но если он уже впился, то его надо без всяких масел выдернуть. Если клещ обнаружен через 12 и более часов после укуса, то при удалении, обычно, головка клеща остаётся в коже человека, но это не страшно — со временем она «выйдет» сама. Зуд в месте укуса после такой «операции» может беспокоить до месяца. Заболеваний энцефалитом, переносчиком которого является клещ, в Украине не зарегистрировано (кроме Крыма). В нашем походе укусов клещей не было.

Отчёт выложен на www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» 15 мая 2006 года. Автор - Поездник Сергей, тел. в Киеве — 450–5910, e-mail: poezd@i.com.ua.

Водный туризм Украины
2002