Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Описание водного путешествия по реке Случ
(г. Новоград-Волынский - г. Сарны).
Описание на сайт www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» прислала Nikisha (Киев) в 2003 г.

15.06, первый день пути.
г. Новоград-Волынский - с.Чижовка
Пройдено 20 км, ходовое время 3 часа 50 минут (в т.ч. 1 час 55 минут - преодоление препятствий - проводка, обнос, разведка и прохождение порогов)

Утром из дома учащейся молодёжи двумя ходками переносим байдарки и рюкзаки к музею Леси Украинки (ф.1). Хотя был выходной день, директор - Римская Зинаида Анисимовна - согласи-лась открыть его для нас и провести экскурсию (стоимость экскурсии 5 грн., входные билеты 1 грн. для взрослых и 50 коп - для школьников). После экскурсии двигаемся по переулку вдоль забора консервного завода, который находится напротив музея, к реке. Выходим на берег в 200 м ниже автомобильного моста напротив островка. Здесь левый берег, на котором мы находимся, низкий, луг, место для сбора байдарок достаточно удобное В 12.30, закончив сборку и погрузку, начинаем дви-жение. Через 100 м после островка в русле беспорядочно разбросаны камни. Практически все они из-за высокой воды скрыты под водой, это облегчило прохождение, но требует повышенного внимания (по-видимому, это и есть упоминаемая в описаниях "труднопроходимая шивера", хотя и местные жители, и члены групп, бывавших здесь ранее отрицают наличие сложной шиверы в городе). Камни тянутся около 500м до правого поворота реки. Ориентиром окончания этого участка служит высокий скальный левый берег, на котором виден реставрированный фрагмент древнерусской крепости и памятный знак основания города - колокол.

Сразу за поворотом - несколько камней, расположенных поперек русла, находящихся на небольшой глубине, при низкой воде они могут представлять препятствие для движения Проход - по центру реки. Просмотреть этот участок можно совершая экскурсию по городу со смотровой площадки левого берега (возле памятного знака основания города). Через 200м проходим под Байтовым пешеходным мостом, а за ним вдоль берега - камни в воде, необходима осторожность, движение по центру реки. Через 100м проходим под ЛЭП и минуем спасательную станцию на правом берегу. Еще через 250м проходим остатки паромной переправы (трос поднят высоко над водой и не мешает движению). Далее 350м до быков разрушенного моста, проходим во второй слева пролет. Непосредственно перед быками в русле камни, которые при низкой воде могут создать сложности при прохождении. Через 15 минут подходим к красивому арочному железнодорожному мосту (ф.5). Проход под мостом с воды виден только при приближении к нему с небольшого расстояния, так как он скрыт за мысом левого берега.

Под мостом вся вода устремляется в единственный пролет - первый слева, поэтому в нем сильное течение. Сразу за мостом река делает правый поворот, на нем прижимное течение влево и отдельные камни. Через 300м - строящийся бетонный мост. Мост высокий, после окончания строительства он не будет представлять помехи для движения байдарок, но в настоящее время перед ним ус-тановлен понтонный мост.

Проводим просмотр, остановившись у левого берега в 100м от моста под колейными въездами на мост возможен проход байдарок, однако слева под въездом - камни, справа подводный камень возле берега, но по шивере остается достаточно места для прохода байдарки. Так как сразу за пон-тонным мостом (в 3 - 4м) установлен еще один понтон с оборудованием, который требует быстрого маневра влево, а сильное течение затрудняет маневрирование, организуем проводку байдарок тремя участниками, стоящими у входа под понтонный мост, за ним также находится страхующий участник на понтоне (его действия не понадобились). Просмотр и проводка байдарок заняли около 30 минут (долго, так как это первое препятствие). При прохождении необходима осторожность - пе-ред понтонным мостом (в 5-7м) и от понтона, стоящего за мостом, на левый берег натянуты на небольшой высоте тросы. Через 25 минут подходим к с. Александровка. Буруны порога и шум воды видны и слышны издалека. Ориентиром может также служить красное здание бывшей мельницы на левом берегу. Просмотр порога лучше провести с левого берега. Обнос при низкой воде также лучше делать по левому берегу (200м), хотя возможен обнос и справа.

Благодаря достаточному уровню воды - прошли дожди - оказалось возможным пройти порог. Порог трёхступенчатый. Первую ступень на входе в порог (начинается напротив направляющей стенки мельницы), проходим ближе к левому берегу (в 3-5м от левого берега). Здесь река разделена каменистым островком на два рукава, идём слева от него. Далее через 30м - вторая ступень и ещё через20м - третья. Вторую ступень порога также проходим вдоль левого берега. Перед третьей ступенью смещаемся вправо, так как по левому берегу - камни. Порог прошли все экипажи. Одно-временно с прохождением (байдарки при прохождении порога разгружаем, гребцы в спасжилетах, касках) делаем на левом берегу ниже порога перекус. Просмотр, прохождение и перекус заняли около 2-х часов. Много времени (около 1 часа) ушло на приготовление пищи - мало дров, сыро после дождя.

На участке Новоград-Волынский - Александровка правый берег преимущественно луговой, левый - высокий, покрытый лиственным лесом. Через 500м от порога - остров в русле, обходим его справа, еще через 150м над водой перекинут трубопровод, проходим левым пролетом. Через 30 минут проходим линию электропередач, пересекающую реку на левом ее повороте и входим в село Чижовка. На повороте, на высоком правом берегу виден двухамбразурный ДОТ. Делаем остановку и осматриваем его. ДОТ сохранился, имея две амбразуры со станинами и остатками шаровых креплений крупнокалиберных артиллерийских орудий. Вход через вертикальный люк (лестница из металлических скоб сохранилась) или амбразуру. При осмотре нужен фонарь.

Чижевской картонной фабрике (в настоящее время не работает, здание типичной промышленной дореволюционной застройки на правом берегу). Плотина находится прямо возле этих зданий, но слив сверху почти не заметен, требуется повышенное внимание. Причаливаем к левому берегу возле плотины. Водослив около З м, прохождение невозможно, поэтому обносим по левому берегу. Для спуска байдарок есть место сразу за плотиной, но при этом есть опасность задеть проложенную под водой на небольшой глубине трубу (о ней сказали местные жители). Кроме того, время уже требует постановки бивуака. Поэтому проносим байдарки по грунтовой дороге, проходящей рядом вдоль берега, 150м до луга, а затем по нему 50м вправо к берегу реки, где и останавливаемся на ночлег. Воду берем в домах в селе Чижовка на левом берегу реки, дров хотя и немного, но для приготовления пищи достаточно. На ночлег стали в 18.05.

16 нюня, второй день пути
с.Александровка - порог у с.Лобтов (заброшенного)
Пройдено 22 км, ходовое время 4 часов 25 минут (в том числе 2 часа 10 минут - преодоление препятствий - порога и слива)

Начали движение в 9.00. Через 100м проходим в средний пролёт под высоким автомобильным мостом, при этом двигаемся ближе к небольшому покрытому зеленью островку, так как справа камни. Через 500 м проходим 30-ти метровый участок стоячих волн. Далее течение ускоряется, ширина ре-ки 15-25 м, берега высокие, поросшие кустарником и вербой, за которыми - луга. Через 35 минут подходим к деревянному, низкому (высота пролёта над водой 1.2 м) автомобильному мосту. Проходим его в байдарках, пригнувшись, в четвёртый справа пролёт. Под мостом препятствий нет. На обоих берегах реки - с.Вербовка (ранее с.Могильное), а не Береговое, как обозначено на карте.

Сразу за порогом на правом берегу становимся на ночлег. Здесь, по-видимому, стоит много групп, но дров вполне достаточно, на левом берегу реки - дом и сарай заброшенного села Лобтов, которое стояло возле мельницы (порог - остатки ее плотины). Подошли к порогу в 16.40. Закончили прохождение и стали на ночлег в 17.50.

Река становится шире, до 50-100 метров, течение слабое. На левом берегу - лес, справа лес местами. Через 35 минут лес на левом берегу лес отходит от реки, слева появляются три дома. Река делает левый поворот, справа холм, поросший лесом. Слышен шум падающей реки, видны барашки. Причаливаем к правому берегу в 20 метрах от порога. Просматриваем порог с двух точек - напротив первого перепада и снизу. После просмотра и разгрузки байдарки группы идущей поход 1 к.с. обнесшие порог и одна из них становится ниже порога, обеспечивая подстраховку. Один из участников сигнализирует с камней правого берега, корректируя направление движения на первой сту-пени, а со страхующей байдарки корректируют движение на второй ступени порога. Порог прошли все байдарки группы, совершающей поход второй категории сложности.

17 июня, третий день пути.
с.Лобтов (заброшенное) - сосновый лес в 2км ниже пгт.Городница
Пройдено 22 км, ходовое время 2 часа 30 минут.

Начинаем движение в 9.45.Через 800 м в воде у левого берега - большой камень. Он может служить ориентиром участка беспорядочно разбросанный по руслу подводных и частично затопленных камней, которые требуют внимания и маневрирования. Увеличиваем интервалы, снижаем скорость. Длина участка - около 150 м. Через 25 минут после порога на правом берегу хорошие места для ночевки или дневки - смешанный лес, хороший выход к реке, у отдельно стоящего дерева прямо над рекой - родник с питьевой водой. Еще через 15 минут - шивера длиной 100 м, проходится по высокой воде легко, но требуется аккуратное и точное маневрирование. Отсюда 10 минут до с. Ма-лая Анастасиевка на левом берегу (с. Анастасиевка с реки почти не просматривается). Ещё через 10 минут проходим под нитками ЛЭП. Справа - холм, поросший смешанным лесом, на вершине видна вышка с триангуляционным знаком, вправо продолжается село. Огибая холм, река поворачивает на право и открывается пгт.Городница - церковь с зелёными куполами, труба фарфорового завода, дома.

Через 300 м справа на холме кладбище, напротив него начинаются заросли камыша, идем вдоль правого берега, где наиболее сильное течение. Через 20 минут после того, как увидели Городницу, останавливаемся на правом берегу в 250-ти м выше автомобильного моста (в 11.15). Оставив дежурных, идём вдоль берега, затем вправо вверх по переулку, который выводит к церкви, а затем к фарфоровому заводу. Завод - один из старейших в Украине, в следующем году ему исполняется 200 лет. По разрешению директора завода - Горбань Михаила Павловича - посещаем музей заво-да, а так же осматриваем цеха, где изготавливают фарфоровую посуду. Экскурсии в музее Городницкого. Рядом с заводом - магазины (есть хлеб, кондитерские изделия, крупы, рыбные консервы, чай), аптека, отделения связи. В сквере - памятник красноармейцам, расстрелянным поляками в 1920 г. Возвращаясь, осматриваем небольшой порог перед мостом и проход под ним, пополняем запас воды.

Возобновляем движение в 14.30. Камни, расположенные напротив собора поперёк русла проходим ближе к правому берегу (виден достаточно четкий язык). Через 50 м - высокий бетонный мост (4 пролёта). Хотя в описаниях рекомендуется прохождение через левый пролет, мы после просмотра с моста и с берега, а так же учитывая высокий уровень воды, решаем проходить по (?)

На входе в него установлена веха, которую оставляем слева от себя. В более низкую воду прохож-дение здесь, повидимому, действительно будет затруднено или невозможно, из-за малой глубины. Через 300 м - шивера - перекат возле островка Сильный шум падающей воды создаётся потоком в правом рукаве, но мы идём влево. Здесь надо двигаться по центру протоки, затем на траверзе нижней оконечности островка смещаемся по струе вправо, обходя отмель, поросшую камышом. Через 200 м - перекат с камнями в русле. Идём слева, затем смещаемся вправо (струя достаточно чётко заметна). Ориентиром может служить высокая наблюдательная пожарная вышка лесничества на правом берегу. Через 100 м - еще" один перекат. Идём немного левее центра. Ещё через 300 м - четвёртый, самый простой перекат, проходим его по центру. Далее встречаются отдельные камни в русле, но река в основном спокойная, течение быстрое. Ширина реки 25-30 м. По правому берегу смешанный, местами сосновый лес. Через 2 км от пгт. Городница начинается сосновый лес н на левом берегу. Здесь крутой поворот влево. Через 200 м от него возле ложбины - русло пересохшего ручья на опушке леса становится на ночлег. Дров достаточно. Стали на ночлег в 15.30, что связано с жаркой погодой и необходимостью сушки вещей после вчерашнего дождя.

18 нюня, четвертый день пути.
Сосновый лес в 2км ниже пгт.Городница - с. Маринин
Пройдено 34 км, ходовое время 3 час 35 минут.

Из-за дождя выходим на маршрут в 12.00. Через 50 м проходим островок, обходя его слева. Через 10 минут проходим под ЛЭП, на обоих берегах - дома с. Лучище. Через 50 м после ЛЭП - деревянный пешеходный мостик, проход свободный. Через 15 мин после с. Лучище - 50-ти метровый перекат. Слева видны камни, поэтому двигаемся по правой стороне. Ещё через 7 минут проходим границу Житомирской и Ровенской областей. Непосредственно на ней - крутой правый поворот реки, на которой находится 100-метровый порог. Проходим его вдоль правого берега. Порог состо-ит из трёх ступеней со сливами, но линия движения четко просматривается с воды.

В 200 м ниже, в Случь впадает правый приток, а ещё через 500 м возле островка, - высокий пра-вый берег с сосновым лесом, есть места для выхода на берег - неплохое место для ночлега. Через 15 минут проходим устье левого притока Случи и входим в с. Устье (слева на холме). От первых домов села до второй ЛЭП - 300-метровый перекат. Через 200 м после него - деревянный пешеходный мостик. Мост трехпролётный низкий. По словам местных жителей, в правом и среднем пролётах под водой находятся балки с гвоздями, есть опасность повреждения. Кроме того, струя течения среднего пролёта несёт прямо на полузатопленную балку в 5-ти метрах ниже моста. Левый пролёт низкий, но струя чистая и сильная. На выходе из-под моста - стоячие волны. Сняв с от-дельных байдарок высоко лежащий груз, проходим мост (в касках) через левый пролет, лежа в байдарках. Просмотр и прохождение заняли 35 минут. Через 400 м на повороте - небольшой перекат, через 300 м (за 100 м перед ЛЭП) - камень справа, идти следует по центру или левее. Через 15 мин после моста - на правом повороте реки, слева на горе сосновый лес, два отдельный дома Справа - луг, холм со скалами - валунами. Напротив начала леса на холме на левом берегу и через 200 м напротив его окончания - перекаты с камнями вдоль берегов. Через 10 м на левом берегу - дома и трубы Бельчаковского заготовительного цеха Березнянского фарфорового завода. Отсюда 500 м до правого поворота, сразу за которым автомобильный мост с каменно-деревянными опорами и деревянным настилом. Мост четырёхпролетный, но 2 левых - непроходимы из-за камней. Во втором пролете справа - высокие стоячие волны. Решаем идти по правому пролёту. Здесь сложность состоит в наличие на выходе из пролёта валуна слева и подводного камня справа, однако, струя при точном попадании в неб несет байдарку между ними. За мостом - стоячие волны. После разгрузки байдарки проходят мост. При этом на мосту выставляем сигнальщика, который корректирует движение байдарки, помогая ей попасть в струю.

После прохождения (заняло 20 минут), делаем перекус, пополняем запас воды. Хотели докупить хлеб, но в магазине его не оказалось. По предложению местных жителей осматриваем местный цех Березнянского фарфорового завода, где заготавливается сырьё. В 17.00 уходим от моста. Через 100 м по правой протоке обходим островок, а ещё через 500 м начинаются высокие берега. Через 30 мин на левом берегу - дома с. Маринин. Сразу за ЛЭП напротив села и скал левого берега - пе-рекат, проходим его по центру. Ещё через 5 мин - снова ЛЭП и в 50 м за ней - небольшой перекат. Через 10 минут на правом повороте реки - левый приток, возле его устья бетонное сооружение, напоминающее отстойник. После поворота на левом берегу - смешанный лес, а на правом че-рез 100 м - песчаный берег, за ним луг. В глубине берега в 100 м - холм со скалистыми выходами, смешанный лес. Так как завтра планируется днёвка, во время которой наметили тренировку на скалах, а место достаточно удобное и красивое, становимся на ночлег. Дров много в лесу на холме со скальными выходами, есть неплохая поляна. Не успели поставить лагерь, как около 18.15 начал-ся ливень, продолжался более часа! Переждали под тентами. После его окончания разбили лагерь. Весь вечер шел дождь переменной силы, лишь временами - небольшое затишье. Около 1.00 - сильнейший шквал, ветер штормовой силы. Как стало известно нам в последующие дни по району ночью прошел ураган, повредив линии электропередач, дома, но нас он зацепил лишь краем.

19 июня, пятый день пути. Днёвка.

Весь день идет дождь, временами переходящий в ливень. Лишь временами - небольшое затишье, которым пользуемся для пополнения запаса дров, мелкого ремонта палаток после вчерашнего ура-гана из-за дождя не удалось провести запланированную тренировку на скалах.

20 июня, шестой день пути.
с.Маринин - с.Быстричи
Пройдено 22 км, ходовое время 1 час 30 минут

Несмотря на продолжающуюся дождливую погоду, собираем лагерь и в 10.40 начинаем движение. Места чрезвычайно красивые и живописные - высокие лесистые берега, скалы. Несколько краси-вых каменистых ручьёв-притоков слева. Много возможных мест стоянки. Делаем остановку возле руин замка, поднимаемся к церкви, за ней школа и чуть дальше магазин. Докупаем хлеб и продол-жаем движение. Отсюда 15 минут до с. Сосновое (движение замедляет сильный встречный ветер). В Сосновом реку пересекает высокий автомобильный мост, прохождение которого не представляет труда. Проходим по центральному пролету. Через 900 м от моста - небольшой перекат, река начи-нает петлять. Несмотря на значительную ширину реки - достаточно сильное течение. Через час после моста на левом берегу показались дома сел Ивановка и Быстричи (они практически слились и граница между ними с реки абсолютно не заметна). Еще через 30 минут обходим по правой протоке большой остров напротив с.Быстричи и через 7 минут выходим к автомобильному мосту. Слышен сильный шум воды, но проход не виден. Делаем разведку, причалив к правому берегу. Выяснилось, что в результате высокого уровня воды, проход или даже проводка под мостом невозможны - вода полностью заполнила пролёты. Но одновременно она залила подходы к мосту с левого берега и там, по-видимому, возможен проход. Проходим ближе к левому берегу между зарослями кустарника, находящегося по центру потока, и камнями у левого берега По словам местных жителей, мы про-шли над залитой насыпью дороги, ведущей к мосту. За мостом по левому берегу - центр с. Быст-ричи, видна церковь, корпуса Быстрицкого механического завода. В селе есть магазин, школа, поч-та, детский сад, кафе. На школе установлена мемориальная доска руководителю Полесской Сечи в годы второй мировой войны Бульбе-Боровцу, первому организатору УПА (ОУН С.Бандеры позднее позаимствовала это наименование у Бульбы-Боровца), который здесь родился. Через 100 м - быки старого моста. Пришли сюда в 13.50. Учитывая штормовой ветер, непрекращающийся дождь и не-благоприятный прогноз (по словам жителей по радио дано штормовое предупреждение), принима-ем решение по возможности остановиться на ночлег в селе. Директор механического завода предос-тавил нам несколько комнат в пустующем общежитии завода (второй этаж здания магазина), одна из жительниц - бывшая учительница разрешила оставить байдарки во дворе своего дома, стоящего у реки и приготовить у нее еду.

21 июня, седьмой день пути
с.Быстричи - сосновый лес ниже с.Витковичи.
Пройдено 35 км, ходовое время 4 часа 25 минут.

Начинаем движение в 11.00. Проходим быки старого моста Проход свободный. Двигаемся вдоль с. Быстричи, которое тянется по левому берегу. На этом участке сильное течение, несмотря на значи-тельную ширину реки (до 70 и). Правый берег - луга, левый - луг, за ним село. Через 300 м - широкий плес шириной до 100 м, на котором глубина уменьшается до 30 см (несмотря на очень вы-сокий уровень воды), через 10 мин проходим группу мелких островков, а на левом берегу начинает-ся с. Колодезное. Село тянется вдоль реки, издалека видна его церковь, возле которой находится деревянный автомобильный мост. Проход под мостом невозможен, но так как вода затопила низкий правый берег, стал возможен проход байдарок поверх дороги ведущей к мосту правого берега. Река по-прежнему широкая, течение заметное. Через 20 мин на левом берегу - с. Прислучь, в котором выделяется двухэтажное белое здание школы. Напротив неё сразу за крутым правым поворотом ре-ки - низкий деревянный мост. Благодаря высокому уровню воды проходим его аналогично преды-дущему мосту. Через 8 мин - запив правого берега, подходящего к самому лесу в стороне. Ориен-тиром может быть белый песчаный холм на опушке леса. Через 200 м после залива на правом бере-гу - церковь, кладбище, дома с.Хотин. В 100 м за церковью - ЛЭП и деревянный пешеходный мост. Высота достаточная для прохода байдарок, пролёты свободны. Отсюда 35 мин до пгт Моквин. Перед Моквином - остров, который обходим справа. От острова 5мин хода до зданий бумажной фабрики на левом берегу. Возле фабрики - крутой поворот реки с песчаным перекатом, особенно мелкими у правого берега.

Далее река петляет между практически голых берегов, лишь местами встречаются кустарники. От Моквина около 1 часа до пгт. Берёзное. Берёзное расположено на левом берегу, в конце посёлка - высокий бетонный автомобильный мост. Проходим его в 2-3-й пролёты слева. Необходимо учиты-вать сильное свальное течение влево. За мостом справа луг, есть выходы на берег. . Река на участке ниже Москвина сильно петляет, сёла несколько в стороне от реки. Проходим с. Городнище слева (15 мин от моста), Витковичи справа (45 мин. от моста). За Витковичами - остатки деревянного моста (сохранились лишь несколько пролётов у правого берега и отдельные сваи в центре. По сло-вам местных жителей, мост снесен нынешним паводком). Проходим вдоль сохранившейся части моста. Сразу за мостом на правом берегу - сосновая роща, но к ней нет выходов. Через 20 минут к реке на правом берегу подходит сосновый лес. Есть хорошие места для причаливания. Однако трудно сказать, насколько удобно будет использование этого места для ночлега при нормальном уровне воды - мы. Судя по всему, подошли к лесу частично по затопленному берегу. Становимся на ночлег. Много дров, удобные поляны. Стали на ночлег в 16.15.

22 июня, восьмой день пути.
Сосновый лес ниже с.Витковичи - г.Сарны.
Пройдено 45 км, ходовое время б часов 45 минут.

Начинаем движение в 9 часов 40 минут. Через 15 минут проходим под низким деревянным пеше-ходным мостом. Так как высокий уровень воды мешает проходу байдарок, проводим их вдоль бере-га (оказалось возможным провести их вдоль обоих берегов, что ускорило проводку, которая заняла всего 5 минут). Еще через 15 минут проходим мимо насыпи старой (еще польских времен) узкоко-лейной дороги, которая в этом месте пересекала реку. Местный житель-пастух сказал, что на левом берегу возле небольшого озера находится старый польский паровоз узкоколейки. Сделали останов-ку и попытались найти его, но нам это не удалось. Продолжаем движение. Через 25 минут прохо-дим слияние двух рукавов реки (мы шли по правому) и за правым поворотом выходим к низкому деревянному пешеходному мосту. Высокая вода залила его, и мы прошли над настилом вдоль пра-вого берега Щи менее высокой воде необходима осторожность и внимание при выходе из-за пово-рота, ориентиром может быть большой ДОТ на левом берегу - первый крупный ДОТ польской ли-нии обороны, тянущейся по левому берегу.

Отсюда еще 15 минут до с.Князевка. расположенного на правом берегу. У реки - церковь, лесни-чество с наблюдательной вышкой. В лесничестве набрали в колодце воду, но отметить маршрутную книжку не удалось - не было лесничего и бухгалтера, у которых находятся печать и штамп. Не до-ходя 200 м до села на левом берегу - еще один ДОТ. Через 1 км после Князевки река выходит к красивому сосновому лесу на левом берегу и делает крутой поворот направо, идя вдоль леса. Лес тянется на 4 км, во многих местах возможен выход на берег и организация бивуака для ночлега или дневки. В начале участка леса - разрушенный ДОТ, через 15 минут - домик лесника. Перед окон-чанием участка леса - остатки старого польского шлюза-регулятора, но перепада воды сейчас нет, проходим его вдоль левого берега. Через 200м справа в реку впадает р. Крушина, есть хорошее ме-сто для ночлега. Отсюда 15 минут до начала с.Тынное, на входе в которое на левом берегу ДОТ. Ре-ка достаточно широкая, но течение сильное. Село тянется по левому берегу за зарослями кустарни-ка. Через 10 минут, не доходя 200м до автомобильного моста, останавливаемся, чтобы пополнить запас хлеба. По совету жителей прошли в находящийся неподалеку магазин горячий хлеб при мест-ной пекарне. Здесь же магазины, но с 13 до 17 часов во всех магазинах перерыв, в субботу и воскре-сенье они работают до 14.00. Купив в пекарне хлеб, продолжаем движение. Мост высокий четырех-пролетный, проход свободный.

В 100м за мостом проходим небольшой островок (проходим слева от него), напротив него на левом берегу - сохранившийся ДОТ, а через 100м после него - линия электропередач над рекой. Река петляет по лугам, местами делится на протоки, однако течение довольно сильное. По берегам по-стоянно встречаются разрушенные и сохранившиеся Доты, причем слева - это Доты польской ли-нии обороны, а справа - советские. Через 1 час после с.Тынное на правом берегу появляются раз-валины крупного Дота, принимаем решение остановиться и осмотреть его. ДОТ, по-видимому, взо-рван изнутри, но сохранившиеся плиты, конструкции, позволяют оценить его мощь - толщина стен и крыши достигают 1,5-2 м бетона, армированного железом. Осмотрев ДОТ, возобновляем движение. Через 200 м на правом берегу стоит металлический ангар. Возле него требуется особое внимание - в 30 м перед ним низко над водой протянут трос паромной переправы. При этом трос очень тонкий и, особенно при встречном солнце, практически незаметен с байдарок. Этот ангар - практически единственное сооружение с.Каменно-Случанское, выходящее к реке. Отсюда еще 30 минут до с.Чудель, расположенного в основном на правом приподнятом берегу р. Случь.

В селе есть деревянный автомобильный мост, однако он разрушен паводком, а подходы к нему с левого берега залиты водой. Это позволило нам пройти над полотном автодороги вдоль левого бе-рега. Через 100м за автомобильным мостом - подвесной деревянный пешеходный мост. Река по-степенно расширяется, берега безлесные, лишь местами покрыты кустарниками и ивняком, практи-чески нет мест, удобных для ночлега. Проходим с.Дубняки на левом берегу, хутор Мурашинцы на правом (здесь можно при необходимости стать на ночлег - единственное место от места предыду-щей ночевки до Сарн, где лес подходит к реке), затем вдали слева показывается с.Немовичи. Напро-тив села - длинный автомобильный мост на бетонных сваях с металлическими балками и деревян-ным настилом. Мост многопролетный, прохождение возможно в любые пролеты по центру реки. Отсюда еще чуть меньше час до большого автомобильного моста г.Сарны. Необходимо отметить, что мост виден издалека и уже после того, как он показался идти до него еще около 20 минут. Река здесь широкая, течение спокойное, но достаточно ощутимое. Недалеко от моста на правом берегу - участок леса, возможно там можно стать на ночлег, но рядом международная автотрасса, много людей. Перед мостом река образовала залив на левом берегу, заходим в него и здесь заканчиваем маршрут. К мосту пришли в 18.25.

Просушиваем и разбираем байдарки, собираем вещи и, выяснив маршрут, двигаемся к вокзалу. До него около 3 км, поэтому желательно прибыть в Сарны в первой половине дня, так как автобус в сторону вокзала ходит только до 19.30. Нам помог водитель микроавтобуса, который догнал нас. Поздно вечером поездом Львов-Киев выезжаем домой.

График движения по р. Случ
ДЕНЬ ПУТИДАТАУЧАСТОК ПУТИКИЛОМЕТРАЖХОДОВОЕ ВРЕМЯХАРАКТЕР ПУТИ, ПРЕПЯТСТВИЯ, ОБЪЕКТЫМЕТЕОУСЛОВИЯ
115.06г.Новоград-Волынский - с.Чижовка203 ч. 50 мин.Порог у с.Александровка, строящийся мост в г. Новоград-Волынском, железнодорожный мост с быстриной и свальным течением в г. Новоград-Волынский. Музей Л.Украинки в г. Новоград-Волынский.Утром - переменная облачность, около 11 ч. - ливень. Днём - облачность 5-7 баллов, временами сплошная облачность. Ветер слабый (3-4 м/с)
216.06с.Чижовка - порог у с.Лобтов (заброшенного)224 ч. 25 мин.Порог у с.Лобтов, мост со сливом и стоячими волнами в с.Курчица.Утром солнечно, облачность 3 балла, около 15.00 и 18.30 ч. ливень гроза. Ветер переменной силы, при грозе усиление, шквалы.
317.06с.Лобтов (заброшенное) - сосновый лес в 2км ниже пгт. Городница222 ч. 30 мин.Шиверы ниже с.Лобтов, у с.Анастасиевка, пгт. Городница. Мост с камнями под ним в пгт. Городница. Фарфоровый завод пгт. Городница и его музей.Весь день ясно, облачность 2-3 бала. Ветер слабый, вечером штиль.
418.06Порог на границе Житомирской и Ровенской областей, перекаты в районе с.Лучище и Устье, мосты со сливами и стоячими волнами в с.Устье и Бельчаки343 ч. 35 мин.Порог на границе Житомирской и Ровенской областей, перекаты в районе с.Лучище и Устье, мосты со сливами и стоячими волнами в с.Устье и БельчакиС утра до 9.00 - дождь. Днем пасмурно, ветер слабый. С 16.45 до 17.10 и после 18.00 - дождь, переходящий в ливень, порывистый ветер. Около 1.00 - сильный шквал с грозой и ливнем.
519.06Дневка---Весь день дождь, временами ливень. Ветер переменной силы, временами до порывы до штормовой силы.
620.06с.Маринин - с.Быстричи221 ч. 30 мин.Мост в с.Быстричи. Памятники и мемориальные знаки с.БыстричиСплошная низкая облачность, ветер сильный, с постепенным усилением до штормового, дождь, морось, временами ливень. Ночью усиление ветра, гроза, ливень.
721.06с.Быстричи - сосновый лес ниже с.Витковичи354 ч. 35 мин.Низкие мосты в селах Колодезное, Прислучь, Витковичи, перекат в районе пгт. МосквинПеременная облачность 8-10 баллов, временами небольшой дождь. Ветер днём сильный, вечером слабый
822.06Сосновый лес ниже с.Витковичи - г. Сарны456 ч. 45 мин.Низкий пешеходный мостик, трос парома в районе с.Каменно-Случанское. Доты и их развалины советской и польской линий обороны.Сильный ветер, переменная облачность, временами моросящий дождь.

Обработка Поездника Сергея. Выложено на сайт www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» в 2004 году.

Водный туризм Украины
2002