Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Болва-Десна 2010 (Людиново-с.Камень)
Отчёт Поездника Сергея (Киев).

Водное туристское путешествие
на www.poezdnik.kiev.ua.
Фотографии см. на http://...

Идея маршрута - расширение географии сплавов по Десне.

Участники (все из Киева):

Экипаж байдарки 1 (Таймень-3):
Баталин Егор - руководство, идея маршрута, фотосъёмка, снабжение рыбой, матрос;
Баталин Фёдор - юнга, снабжение дровами;
Поездник Сергей (poezd@i.com.ua) - разработка маршрута, отчётность, капитан.

Экипаж байдарки 2 (Таймень-3; только до Брянска):
Ермолов Андрей - капитан, снабжение рыбой, заядлый спорщик;
Трунова Елена - матрос, шеф-повар, фотосъёмка;
Трунов Артём - матрос, заядлый спорщик.

Экипаж байдарки 1 (Таймень-3):
Карлюченко Алексей - капитан, специалист по интеллектуальным развлечениям (логические задачи);
Карлюченко Оксана - матрос, шеф-повар, помошник специалиста.

1. Справочные данные о путешествии.

Район путешествия — Европа, Российская федерация (Калужская и Брянская области), Украина (Черниговская область), лесная зона, полесье;

Маршрут — Киев - Брянск - ст. Косичино (по ж/д) - р.Болва (сплав) - р.Десна (сплав до с.Камень) - г.Новгород-Сиверский (авто) - Киев (ж/д).

Вид туризма — водный.

Средства сплава — байдарка Таймень-3  — 3 шт (байдарка 2 - шла только до Брянска).

Категория сложности — третья (по протяженности и продолжительности согласно Нормативов водных (на гребных судах и плотах) походов из «Перечня классифицированных туристских маршрутов на 1989 - 1992 годы», утверждённого Центральным советом СССР по туризму и экскурсиям).

Время похода — с 01 мая (выезд из Киева) по 09 мая (приезд в Киев) 2010 года.

Продолжительность похода — 9 дней, в т. ч.:
- заброска и выброска - 0.5 дня и 2 ночи (по ж/д);
- днёвки — 0 шт.
- активная часть - 8,5 дней.

Протяженность маршрута — - 304 км. в т. ч. сплав по р.Болва - 93 км, сплав по р.Десна - 211 км.

Уровень воды в реках — выше межени на 1 м.

Количество участников похода — 8 (в т. ч. женщин — 2, детей - 1).

Техническая оснащенность группы: картографический материал - топографическая карта Брянской области; М 1:200000 (в 1 см 2 км); 439-я Центральная эксперим. военно-картограф. ф-ка им.Дунаева, г.Москва, 1996.

2. Сведения о районе путешествия

Общая характеристика территории - не приводится.

Туристическая характеристика района. Туристические возможности в районе в районе бассейна реки Десна - значительны. Все притоки Десны, протекающие как по украинской, так и по российской территориям, являются прекрасными водными туристскими маршрутами. Добраться до них легко можно на любых ежедневных поездах в сторону Брянска, например «Киев-Москва» и далее - на электричках. Выезд с конечной точки маршрута можно осуществить на электричках, маршрутных и рейсовых автобусах. Сойти с маршрута можно, практически, в любом населённом пункте, поскольку до ж/д «рукой подать».

3. Техническое описание маршрута

Заброска (подъезд к началу маршрута).

Из Украины до ст.Брянск-Орловский (пункт российского пограничного и таможенного контроля на ж/д «Киев-Москва») быстрее и удобнее добираться скорыми ночными поездами в сторону Москвы, например поездом № 104 «Киев-Москва», который отправляется в 00-30 ежедневно, а прибывает на ст. Брянск-Орловский рано утром - в 07-44 (по Москве). Внимание: В Брянске имеется более 10 станций, от которых курсируют пригородные поезда, поэтому при покупке билетов в Киеве, в зависимости от дальнейшей заброски, очень важным яаляется выбор станции назначения в Брянске (например ст. Брянск-Орловский, ст. Брянск-Льговский и т.д.).
От ст. Брянск-Орловский в сторону реки Болва курсируют электрички (до ст.Фаянсовая). Мы купили билеты на электричку (до ст.Косичино из соображения близости к реке), время отправления которой - 09-35, а прибытие на ст.Косичино - в 11-45.
К реке Болва от станции нужно идти в противоположную сторону движения электрички вдоль полотна по правой тропинке, которая за ЛЭП-110 кВ сворачивает вправо к реке и превращается в дорогу.
Расписание поездов в пределах Украины можно узнать на сайте УКРЗАЛІЗНИЦІ или по Киевскому круглосуточному тел. номеру 503-7005.
Расписание поездов в пределах РФ можно узнать на сайте «Российские Железные Дороги»

Информация для тех, кто начинает маршрут по Десне из г.Трубчевск или г.Белая Берёзка: первый автобус в г.Трубчевск от вокзала Суземки отправляется в 05-30 (второй - в 15-30), а в г.Белая Берёзка автобусы ходят только из Трубчевска. В г.Белая Берёзка (ст.Витемля) можно попасть и по ж/д - на «дизеле» из г.Унечи.

Поезда и электрички на участке ж/д «Хутор Михайловский-Витемля» (г.Белая Берёзка) - отменены !!! Ж/д транспорт из Суземки до г.Трубчевск и г.Белая Берёзка НЕ КУРСИРУЕТ !!! При планировании начала маршрута по Десне от границы Украины с Россией целесообразнее всего забрасываться по ж/д до Шостки или Новгорода Сиверского и затем автотранспортом (ходят регулярные автобусы от Шостки через Н.Сиверский) до с.Гремяч (от трассы на с.Камень добраться нечем).

Стапель (верфь).

Байдарки были собраны на довольно живописном берегу реки Болва - лиственное (ольха, дуб, верба, верболоз, берёза) редколесье на песчаном обрывчике.

Маршрут:

Река Болва.

01 мая. В месте стапеля течение реки видимое, ширина - 20 м, меандры, берега глинистые и песчаные высотой от 3 до 25 м, иногда болотистые. Первый автомобильный ж/б мост дороги Дядьково-Людиново был пройден без проблем.

За металлическим ж/д мостом река Болва расширяется до 25-50 м, хороших стоянок нет, рыбы нет. Немногочисленные рыбаки ловят мелочь (голавль, плотва) на поплавочную удочку. Заночевали на обрывистом ЛБ (луг, кочки, кусты, редколесье) недалеко за мостом. Прошли около 12 км.

02 мая. После вхождения реки в лесную зону берега становятся живописнее. Лагеря «Юбилейный», обозначенного на карте, мы не заметили так же, как и моста в д.Псурь (только канатно-троссовая переправа). Зато заметили две отличные стоянки с пляжами - перед д.Псурь на острове, образовавшемся после «пробоя» рекой более короткого пути и раздвоения русла (между двумя прямолинейными участками) и напротив впадения левого притока - речки Птичина. Пляжик также имеется на правом повороте в районе лесничества Болвинское (ориентир - опоры ЛЭП-10 кВ без проводов).

В районе впадения левого притока реки Песочная - много рыбаков. Через пару км на меандрах на высоком ЛБ вплотную к реке подходит елово-сосновый лес - место мрачноватое, но стоянку найти можно. Далее на меандрах пришлось обнести завал (по лугу ЛБ) - единственный на всём маршруте. Очень красивое место на левом повороте реки в районе д.Хизовка. Ориентир - на высоком (до 30 м) ПБ в лесу стоит чья-то дача с беседкой. За поворотом вдоль ПБ тянется лесная дорога-тропинка.

Далее река постепенно выходит на редколесье, ПБ понижается, русло плавно заворачивает влево на юго-запад (ЮЗ), а затем и на север. Сделав дугу, Болва принимает очередной левый приток - р.Полянская. В этих местах нам иногда встречались рыбаки. Заночевали на ЛБ в районе д.Романовка. В этот день прошли около 30 км, причём почти весь путь проходил по границе Калужской и Брянской областей.

03 мая. После обрыва с сосновым лесом, Болва входит в зону лугов с живописными невысокими обрывистыми берегами со множеством удобных мест для стоянок. Много рыбаков. Ширина реки здесь меняется - то доходит до 80 м, то опять сужается до 25-30 м. В узких местах течение видимое. Населённых пунктов с воды - не видно, притока Овсорок - не заметили.

Неожиданно после правого поворота появляются дома пос.Любохна. Проход над полуутопленным ж/б автомостом и под металлическим ж/д мостом - не представляет сложности, затем на ЛБ открывается вид на гигантский чугунно-литейный завод, который на карте обозначен как Фокино. На всём протяжении в пределах завода (около 4 км) река меандрирует в довольно живописных берегах, поросших верболозом и ольхой, имеются пляжи. Автомобильный мост из ж/б - заканчивает промышленный пейзаж на ЛБ и после настоящего посёлка Фокино на ПБ с дачными участками и многочисленными рыбаками начинается глухой лес и самый живописный участок реки Болва. Заночевали мы на высоком (2.5-4 м) ЛБ, не доходя до пионерского лагеря, куда идёт непроходимая весной лесная дорога. Ориентир стоянки - маленький полуостров на ЛБ. В этот день (03 мая) мы прошли около 30 км.

Внимание! Согласно статье на странице http://infox.ru/science/planet/2010/04/20/Atlas_radioaktivnogo.phtml участок реки Болва от пос.Дятьково до пос.Фокино (особенно между ними — около Любохны) является зоной, где «концентрация радионуклидов почти достигает порога отселения».

04 мая. Далее река делает огромный зигзаг в лесной зоне и выходит к пионерскому лагерю, расположенному на нескольких огромных полянах ЛБ. С воды он не виден (видны только скамеечки и пеньки в качестве столиков на обрыве до 3 м). Берега здесь очень живописны - много полян с отдельно стоящими дубами-красавцами, много хороших мест для стоянок с пляжами, рыбаков, практически, нет. И такая картина тянется до самого Брянска.

Пригороды Брянска (вернее промышленная зона) начинаются сразу после двух рядом стоящих ж/д мостов, где река делится на два русла (мы шли по левому - с перекатами). От них до автомоста номер 1 начинается очень неприятный, сильно замусоренный, мрачный с сильным странным запахом участок - горы непонятной породы на берегах, угрюмые строения без окон и дверей за высокими ж/б заборами, увитыми колючей проволокой. Фильм Сталкер, очевидно, снимали здесь.

Затем русло вливается или превращается в озеро, по которому идти надо на ЮВ. За городским автомостом номер 1 (которого с озера не видно за деревьями) река опять разливается. Двигаться по второму озеру надо в том же ЮВ направлении до просветов в густо поросшей вербами береговой лесополосе. Хотя высокий ПБ Десны и был виден издалека, река открывается внезапно. Её узнаёшь по ширине, быстрому течению и по какому-то родному запаху. Переправившись на ПБ, сразу же достали сало и сделали перекус. Жизнь начала налаживаться. Итак - Болва пройдена!

Река Десна.

Ширина Десны в месте слияния с Болвой - 100-120 м. Течение - видимое, около 5 км/час (на 4 мая). Участок реки от устья Болвы до городского автомоста номер 2 (около 6 км) прямолинеен и довольно живописен, хотя проходит в центре города Брянска. Это связано с тем, что пойменный лес (верболоз, ива и др.) закрывает городские строения на далёком высоком ПБ и автодорогу на ЛБ. На этом шестикилометровом участке имеется озеро, при прохождении которого следует держаться правого берега. За озером река делит Брянск на жилую зону (ПБ) и зону отдыха (ЛБ), соединённые новым пешеходным мостом, не обозначенным на карте. Впечатление портит только зона строгого режима на ПБ (за пешеходным мостом) с вышками для охраны, двойными заборами с колючей проволокой, бараками и т. д. Перед автомостом номер 2 Десна расширяется ещё больше и к городскому пляжу на ЛБ приходится лопатить по-взрослому. От пляжа близко к ж/д ст. Брянск-Орловский (около 200 метров), поэтому здесь удобно сойти с маршрута и уехать в Киев, например, москвским поездом номер 41, отправление которого из Брянска-Орловского в 23-19, а прибытие - в 5-10. Стоимость билета: около 860-00 рублей. На пляже мы закупили хлеба в пляжном магазинчике.

За городским автомостом номер 2 в центре Брянска Десна меняет направление с ЮВ на ЮЗ. Здесь ширина реки около 200 м. На ПБ видны всё те же зоны строгого режима. На всём протяжении городской черты берега Десны сильно засорены бытовым мусором, стоит неприятный запах. Всё это создаёт гнетущее впечатление.

Понтонный мост и затем двойной городской автомост номер 3 - проходятся без проблем. Начинаются меандры и знаменитые разливы Десны. За последним автомостом номер 4 русло реки приходится искать по направлению движения водорослей, течение слабое, разливы - значительные. В районе д.Добрунь, которая стоит на высоком ПБ и которая превратилась в дачный городок, река делится на два русла. В поисках уединённого места для ночёвки решено было идти по левому (более протяженному). Заночевали на лужке в зарослях верболоза и черёмухи. В этот день (4 мая) мы прошли около 41 км (21 - по Болве и 20 - по Десне).

05 мая. Уром вышли к слиянию русел, где реку пересекает ЛЭП-10 кВ, идущая, очевидно, к охотхозяйству на ЛБ в районе д.Полужье. За слиянием Десна течёт среди лугов и редколесья. Слышен шум поездов. Охотхозяйство на ЛБ можно увидеть издалека - по плакату «Полужье». Далее начинаются меандры среди живописных берегов, поросших вербой и цветущей черёмухой. После петляний по лугам в районе д.Скрябино слышен шум а/дороги. За 1 км виден ж/д металлический мост. За ним опять меандры, понтонный мост и неожиданно открывается живописный вид на д.Лопушь, которая стоит на горе.

За деревней Лопушь река опять начинает петлять (меандрировать) среди живописных лугов, болот, заливных озёр. Берегов, как таковых, нет - всё залито водой. Вдалеке за поймой виден сосновый лес ЛБ. Стоянку найти проблематично, но можно, ориентируясь по многочисленным стационарным летним стоянкам отдыхающих (столикам и скамейкам на берегу). Мы заночевали за ВЛ-10 кВ в районе д.Мякишево. В этот день наши байдарки прошли около 34 км.

Вечером мы видели фонарики каких-то людей в 700 м от нас в зарослях болота, а ночью по реке прошла моторная лодка и ещё через некоторое время наш лагерь осветили издали прожектором. На следующий день местные рыбаки объяснили нам, что ночные гости - это милиция, которая так ловит рыбу.

06 мая. Утром в д.Переторги обнесли охраняемый понтонный мост. На нас внимания не обратили, но шлагбаум, перегораживающий выезд машин с дороги на мост, был закрыт. Может быть люди так зарабатывают деньги? Далее берега очень красивые вплоть до Трубчевска. Правый берег (ПБ) - высокий, ЛБ - пойменный (луга). За д.Рясное - отличное место для стоянки. Перед Павловкой за лугом на ПБ и крутым зигзагом русла - сосновый лес на высоком ПБ. Далее вплоть до Трубчевска Десна имеет классические берега - высокий (иногда крутой) поросший лесом ПБ, на котором находятся невидимые с воды деревни, и пологий ЛБ, поросший пойменной растительностью. Русло Десны на этом участке более-менее прямолинейное, скорость больше чем на разливах, берега - живописны.

В деревне с красивым названием Любожичи понтонного моста не оказалось. Левый значительный приток - река Навля - вливается в Десну незаметно (под углом). В устье Навли стоит табличка с предупреждением о запрете ходить по Навле под мотором. Заночевали на ЛБ перед д.Острая Лука, прошли в этот день (6 мая) около 60 км.

Ночью нас разбудил бобёр, который как-то странно рычал. А утром подъехал охотрыбнадзор на моторной лодке - спрашивали не видели ли мы браконьеров.

07 мая. За поворотом на ЮЗ в районе д.Острая Лука русло Десны имеет прямолинейный характер. Все паромные переправы на этом участке не работали. В Трубчевске имеется ж/б автомобильный мост через Десну, который мы проходили в 2007 году - см. отчёт на этом сайте «Нерусса-Десна (до Новгорода Сиверского) - 2007». В этом отчёте уже описан участок от Трубчевска до Новгорода Сиверского, но я опишу его опять (до с.Камень) с изменениями и дополнениями.

Десна здесь имеет ширину около 100 м. Течение сильное, вода прозрачная, берега живописные. Скорость движения байдарки с двумя гребцами - 8-9 км/час. До соснового леса с симпатичной небольшой стоянкой на левом обрывистом берегу от моста - 5.5 км. Далее, в т. ч. и возле лесничества в с. Жерино - стоянок нет (от моста до лесничества - 10 км). Очередная удобная стоянка только через 8 км после Жерино на левом берегу за правым поворотом. Ориентир - полянка с глиняным обрывчиком и вытекающими из Десны с двух сторон поляны ручьями.

Далее русло петляет среди стоящих в воде кустов и деревьев. Теперь здесь создан заказник «Будимирская пойма» охотхозяйства Порубы. Со стоянками туговато - через пару км после раздвоения русла (идти нужно по левому) мы заметили посреди разлившейся Десны только две уютные полянки - обе со столами (один металлический) и обе на левом берегу. Также мы прошли мимо домика с моторной лодкой и двориком на ЛБ, построенных, очевидно, в этом году. После бесконечных петляний и расширения река выходит к живописному дикому (сосна, дуб) лесу с чудесными полянами. Где-то здесь раньше ходил паром, обозначенный не карте. И мы видели в лесу нечто напоминающее понтоны. Сюда от лесничества - около 19 км.

За бывшей паромной переправой русло отдаляется от леса и, сделав зигзаг (слева под лесом можно увидеть крыши хутора Грядки) и круг, опять подходит к сосняку на высоком (до 6 м) песчаном обрыве, где можно сделать стоянку. Это место, очевидно, пользуется популярностью у местных жителей, поскольку стоянки были заняты (от близлежащих хуторов сюда подходят лесные дороги). Мы заночевали на этой круче, вернее на второй её половине. В этот день (07 мая) наши суда прошли около 52 км.

08 мая. Далее русло, петляя по залитой разливом пойме, пересекает её слева направо и подходит к деревне Сагутьево, расположившейся на высоком (до 30 м) берегу. Сюда от парома - 17 км. Через пару км пути вдоль обрыва (перед пересекающей реку линией электропередачи 110 кВ) имеется удобное место для перекуса и подъёма на гору, чтобы увидеть пойму с высоты - великолепное зрелище!

От Сагутьево до городка Белая Берёзка река в том же духе (стоянок нет) пересекает пойму обратно. Белая Берёзка не оправдывает своего названия - заводские трубы (уже не дымят), над рекой стоят двух и более этажные дома и т. д. Понтонный мост через Десну для автомобилей был разведен, дорога к нему из города была затоплена половодьем. Ж/д мост (до которого от Сагутьево - 13 км) - действующий (сообщение с Унечей), ж/б-металлический, охраняемый.

В этом походе, как и в прошлом (2007) при пересечении по Десне границы у нас никто пропуск не требовал и мы никого не видели.

За ж/д мостом на правом берегу на протяжении 3 км (до границы) в травяном редколесье имеются неплохие места для стоянок. Далее до с.Камень стоянок нет - всё залито водой. Этот участок со стоящими в воде деревьями довольно живописен. В отличии от прошлого похода появились таблички по обоим берегам о государственной границе Украины. Стоящий на островке и окруженный деревьями Украинский пограничный пункт (деревянный дом) был отремонтирован, но к нам никто не вышел. В районе с.Муравьи Десна разливается особенно широко благодаря правому притоку - р.Судость, по которому, очевидно, можно из с.Гремяч выйти в Десну.

После очередных петляний по залитому Десной лесу, неожиданно на правом высоком и обрывистом берегу появляются крайние хаты с.Камень (от границы - 12 км). Здесь мы вышли на берег и нашли транспорт, который через час забрал нас и собранные байдарки. В этот дегнь (08 мая) мы прошли 45 км. Для справки: от с.Камень до моста в г.Новгород Сиверский по Десне - около 50 км, которые мы в прошлый раз прошли за один последний день.

Выброска (отъезд с маршрута).

Луг в с.Камень, где удобно собирать байдарки и куда подходит дорога, находится немного ниже по течению. Ориентир луга - чёрно-белый шлагбаум. "Газелька" отвезла нас за 50 грн к трассе "Гремяч-Щорс" (8 км), где вся группа с грузом дождалась рейсового автобуса, на котором благополучно доехала до ж/д вокзала в Новгород-Сиверском.

В городе Новгород Сиверский можно заказать такси в любое время суток по тел. 3-13-33 или 8-096-436 3109, 8-066-912 2459, 8-096-110 0674. Расценки от расстояния и багажа в 2007 году не зависели, доставка в любой конец города имела одну цену - 8 грн. Из Новгорода Сиверского (новенький ж/д вокзал с гостиничными номерами по 26 грн/чел.сутки) уже не ходят прямые поезда (прицепные выгоны) на Киев, Харьков и Москву. До Киева можно добраться на «дизеле» (отправление в 03-15) с пересадкой либо в г.Шостке на электричку «Шостка-Киев», либо на станции Воронежская на любой поезд.

Через Новгород Сиверский мы решили ехать ради посещения действующего Спасо-Преображенского мужского монастыря, основанного в 1033 году Черниговским князем Мстиславом (Тьмутараканским) - родным братом Ярослава Мудрого. Монастырь является археологическим, историческим и архитектурным памятником, напоминающем о могуществе Киевской Руси. Особенно впечатляют скелеты людей в закрытых стеклом раскопках более древнего храма (город основан в 10 веке) и древние каменные стены с башнями. Очень живописен вид из угловой башни стены на пойму Десны.

Новгород-Сиверский - один из древнейших городов Украины, имеет очень богатую историю, с конца 11 века являлся центром удельного Новгород-Сиверского княжества Чернигово-Сиверской земли, входившей в состав Киевской Руси. Первое литературное упоминание о городе было сделано в начале 11 века великим Киевским князем Владимиром Мономахом. С этим городом и с этими кручами связано написание поэмы «Слово о полку Игореве», поскольку именно о Новгород-Сиверском князе Игоре Святославиче идёт речь в литературном памятнике. Свой поход на половцев князь Игорь совершил в 1185 году и сразу же неизвестным автором Киевской Руси была написана поэма. Её переводили с древнерусского Жуковский и Бальмонт, а Бородин написал по мотивам оперу «Князь Игорь». В монастыре имеется даже музей этого лирико-эпического произведения.

Имеет смысл посетить также деревянную церковь Николая (1760 г) и Спасский собор (12-13 век).

В 03-15 мы выехали из Новгород Сиверского в Шостку на дизеле, а там нас уже ждала скоростная электричка 812 (отправление в 04-53), которая доставила нас в Киев к 09-10.

4. Продукты и рацион питания

В этом путешествии у нас была применена универсальная система питания «Поезд» и «Меню одного дня похода» (см.  раздел сайта «Памятка»), при которых к группе может присоединяться и отсоединяться в любой момент любое количество человек без ущерба для других членов коллектива.

5. Смета расходов в расчёте на одного человека (курс - 0.27 грн/руб):

Билет плацк. из Киева на поезд № 104 «Киев-Москва» до Брянска - 249.01 грн.,
билет на электричку из Брянска до остановки «Косичино» - 120.00 руб. (32.4 грн),
проезд на "газели" (выброска) от с.Камень к трассе "Гремяч-Щорс" - 50.0 грн:5 чел= 10 грн,
билет на автобус до Новгорода Сиверского - 9.0 грн,
билет из Новгорода Сиверского на дизель-поезд «Семёновка-Воронежская» до Щорса - 4.8 грн,
билет на скоростную электричку 812 из Щорса до Киева + багаж (11грн:5чел) - 32.27 + 1.2 грн = 33.47 грн,
питание - 200.00 грн.
Итого - 538.68 грн.

6. Выводы и рекомендации.

Очень резко, по сравнению с 2007 годом, подорожало пересечение границы поездом (в 3.57 раза !!!), поэтому заканчивать маршрут целесообразнее в Украине (пересекать границу по Десне).

Группам, которые пойдут этим маршрутом, рекомендуется уделить особое внимание вопросам, связанным с посещением радиационно-зараженных зон.

Проблемы с пересечением границы по Десне и посещний приграничной зоны - нет.

Оптимальным плавсредством на маршруте является любая туристская байдарка, например «Таймень».

Лучшее время для путешествия - апрель-август.

Рекомендуется максимально использовать информацию, приведенную в отчетах, относительно стоянок, поскольку хороших стоянок на некоторых участках (залитых весенним паводком), практически, нет.

На маршруте рыба не ловилась.

Количество встреченных туристских групп на маршруте - 0.

Воду из рек пить можно (кипяченую).

Недостатком маршрута является пересечение границы Украины со всеми вытекающими из этого последствиями и несколько нервная, в связи с этим, обстановка.

Вторым недостатком является прохождение г.Брянска.

Использованные материалы: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.

От себя хочу добавить, что книга "100 избранных маршрутов..." в отношении р.Болва никакой конкретной информации для водника не содержит. Очевидно, автор (Воронов Ю.Б.) если и прошел этот маршрут, то описывал его намного позже, сидя перед картой дома без путевого дневника.

Отчёт подготовлен и выложен 14 мая 2010 года. Автор - Поездник Сергей, тел. в Киеве — 450–5910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»

Водный туризм Украины
2002