Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Нерусса-Десна (до Новгорода Сиверского) - 2007.

Отчёт Поездника Сергея о водном туристском путешествии
на www.poezdnik.kiev.ua.
Фотографии см. в фотогалерее Александра Щонхора (http://sam.snt.com.ua)

Участники (все из Киева):
Баталин Егор (vim@kiev.web.com.ua) - руководство, фотоохота
Ермолов Андрей - подводная охота
Поездник Сергей (poezd@i.com.ua) - ремонт, отчётность и охрана продуктов (завхоз)
Щонхор Александр (sam@snt.ua) - видео и фотосъёмка.

1. Справочные данные о путешествии.

Район путешествия — Российская федерация (Брянская область) и Украина (Черниговская область); полесье.

Маршрут — Киев - ст. Суземка (по ж/д) - р.Нерусса - р.Десна (сплав до г.Новгорода Сиверского) - г.Киев (по ж/д);

Вид туризма — водный.

Средства сплава — байдарка Таймень-2 — 2 шт.;

Категория сложности — первая по протяженности и продолжительности (согласно Нормативов водных (на гребных судах и плотах) походов из «Перечня классифицированных туристских маршрутов на 1989 - 1992 годы», утверждённого Центральным советом СССР по туризму и экскурсиям).

Время похода — с 04 апреля (выезд из Киева) по 14 апреля (приезд в Киев) 2007 года.

Продолжительность похода — 5 дней, в т. ч.:
- заброска и выброска (по ж/д) - 2 ночи;
- активная часть (сплав) - 5 дней;
- днёвки — 0 шт.

Протяженность маршрута — 170 км., в т. ч. сплав - 170 км.

Уровень воды в реках — высокий.

Количество участников похода — 4 (в т. ч. женщин — 0, детей - 0).

2. Сведения о районе путешествия

Внимание!

Река Нерусса на участке от деревни Ямное до устья протекает по охраняемой территории природного биосферного заповедника «Брянский лес». Посещение заповедника (в т. ч. туристам и туристам-водникам) ЗАПРЕЩЕНО! Более подробную информацию можно узнать у зам.директора по охране заповедника - Бабанина Максима Валерьевича, тел.(48353)2-5774, факс 2-5773, E-mail: zapole@online.debryansk.ru, адрес: ст.Нерусса, Суземский р-н, Брянская обл. 242180, Россия.

Туристическая характеристика района. Туристические возможности в районе бассейна реки Десна - значительны. Все притоки Десны, протекающие как по украинской, так и по российской территориям, являются прекрасными водными туристскими маршрутами. Добраться до них легко можно на любых ежедневных поездах в сторону Брянска, например «Киев-Москва». Выброска (выезд с конечной точки маршрута) можно осуществить также на электричках. Сойти с маршрута можно, практически, в любом населённом пункте, поскольку до ж/д «рукой подать».

3. Техническое описание маршрута

Заброска (подъезд к началу маршрута).

Из Украины до райцентра Суземка (первая ж/д станция на российской территории, она же - пункт российского пограничного и таможенного контроля на ж/д «Киев-Москва») быстрее и удобнее всего добираться поездами в сторону Брянска, например поездом № 56 «Хмельницкий-Москва», который отправляется из Киева в 00-29 ежедневно, а прибывает в Суземку рано утром - в 05-15 (по Москве).
Из Суземки в сторону реки Нерусса курсируют электрички, время отправления которых - 05-00, 08-40, 13-15, 17-11, 20-11. Садиться надо в первый вагон и ехать до остановки «480 км», которая находится в двух км от реки. Внимание! Перед остановкой «480 км» электричка останавливается на неуказанной в рассписании остановке - «483 км» (не спутать и не выгрузиться!).
К сельскому пляжу от станции «480 км» нужно идти в сторону движения электрички вдоль полотна по левой тропинке, которая за избами посёлка превращается в дорогу и вскоре (не доходя 800 м до ж/д моста) сворачивает влево и через 800 м подходит к реке.
Время отправления любого поезда по Украине можно узнать на сервере http://uz.gov.ua «УКРЗАЛІЗНИЦІ».
Расписание движения поездов по территории Российской федерации можно узнать на www.rzd.ru/e3/index.php - «Российские Железные Дороги»

Информация для тех, кто начинает маршрут по Десне из г.Трубчевск или г.Белая Берёзка: первый автобус в г.Трубчевск от вокзала Суземки отправляется в 05-30 (второй - в 15-30), а в г.Белая Берёзка автобусы ходят только из Трубчевска. В г.Белая Берёзка (ст.Витемля) можно попасть и по ж/д - на «дизеле» из г.Унечи.

Поезда и электрички на участке ж/д «Хутор Михайловский-Витемля» (г.Белая Берёзка) - отменены !!! Ж/д транспорт из Суземки до г.Трубчевск и г.Белая Берёзка НЕ ХОДИТ !!! При планировании начала маршрута по Десне от границы Украины с Россией целесообразнее всего забрасываться по ж/д до Новгорода Сиверского и затем автотранспортом до с.Гремяч или (что целесообразнее) до с.Камень.

Стапель (верфь).

Байдарки были собраны на довольно живописном берегу реки Нерусса - лиственное (ольха, дуб, верба, берёза) редколесье на песчаном обрывчике. Здесь мы были в 09-40 по Московскому времени.

Маршрут:

Река Нерусса.

Протяжённость реки от ж/д моста (в двух км от станции «480 км») до впадения в Десну - около 50 км. Ширина русла - от 30 до 50 м, глубина - более 3 м. Вода - светло-коричневая, непрозрачная. Река постоянно меандрирует (петляет) в лесу. Течение видимое, порогов нет, много песчаных пляжей, дно песчано-илистое. Берега живописные, песчаные, обрывистые до 3 м высотой, постепенно понижающиеся. Стоянок и дров - много.

Через час после стапеля - симпатичный ельник на правом берегу (ориентир - воздушный кабель через реку). Ещё через пару км - ж/б мост для автомобилей. На опорах моста надпись: «За селом Ямное начинается заповедник. Туристам, в т. ч. водникам, проход запрещён», на которую мы не обратили особого внимания, а зря. Далее 6 км более-менее прямой участок реки. На левом берегу довольно большая деревня Денисовка поражает отсутствием людей, причалов и лодок.

Перед второй деревней Смелиж на правом берегу опять начинаются зигзаги, водовороты и легко преодолеваемые завалы из упавших в воду деревьев. Много песчаных пляжей на косах. Со стоянками в районе Смилижа - не густо. Мы нашли ночлег в трёх км ниже по течению на левом высоком берегу. Ориентир - две одинокие сосны. От стапеля до с.Смелиж - около 12 км.

Далее река продолжает петлять в лиственном лесу и через 5-6 км слева вдалеке видны крыши деревни Ямное (от дер.Смелиж до Ямного - 7 км). Здесь на левом берегу много рыбацких стоянок, но рыбаков нет. Ещё через час пути реку пересекает линия электропередачи 10 кВ, которая из Ямного идёт в деревню Чухрай. По берегам много табличек, предупреждающих о запрете посещения заповедника «Брянский лес», основанного в 1987 году.

В районе с.Чухрай, которое расположилось на правом берегу, и до которого от Ямного - 9 км, нас встретила охрана заповедника - двое мужчин в камуфляжной форме на моторной лодке с двигателем Меркюри с рацией, оружием, биноклями и фотоаппаратом. Они представились и потребовали наши документы, которые сразу же сфотографировали. Объяснив нам, что мы нарушили режим заповедника, составили протокол и выписали штраф (1000 руб./судно) по безналичному расчету. Ещё мы узнали, что они ждут нас уже второй день, что знают, где мы ночевали и что подобная оперативная информация поступает к ним круглосуточно и круглогодично на всех посетителей заповедника (очевидно от пограничников и местных жителей по мобильной связи). Как это ни странно, но они произвели на нас приятное впечатление не только современной экипировкой, но и тем, что были предельно вежливы, абсолютно трезвы, имели визитки и, что самое удивительное, не брали никаких взяток!

Увидев, что мы не палим костров и пользуемся печкой, и что охотимся только с фото и видео аппаратами, егеря разрешили нам пройти остаток пути по территории заповедника при условии не делать остановок, за что им огромное спасибо. Надо сказать, что самыми живописными местами оказались именно заповедные, которые мы прошли за 1.5 часа (до автомобильного моста, где нас уже опять ждали егеря, очевидно чтобы убедиться, что группа покинула запретную зону). От деревни Чухрай до моста - 9 км.

Сразу за мостом и правым поворотом на левом берегу имеется неплохая стоянка со столиком. Далее со стоянками всё хуже и хуже - разлив реки. Мы заночевали, очевидно, на последнем пригодном для стоянки месте в трёх км от моста. Ориентир - луг левого берега на левом повороте с маленьким обрывчиком.

Дальше начинаются плавни, вернее разлив реки - русло, иногда сужаясь до 10 м, петляет среди залитых водой кустов верболоза, деревьев всё меньше и меньше, а камыша всё больше и больше. Слева, то приближаясь, то отдаляясь, появляется сосновый лес, к которому выхода нет. Здесь много птицы - цапель (в т. ч. белых), аистов, уток и журавлей. Стоянок нет, кругом вода.

В какой-то момент вдруг открывается вид на город Трубчевск - это начинается пойма Десны. При первой возможности надо поворачивать влево и искать устье Неруссы, которое находится справа (в километре) от странного металлического сооружения, расположенного на левом берегу Десны. Ориентир устья - левее двух отдельных деревьев. Ширина устья около 20 м. Определить правильный путь к Десне по разливу помогают водоросли, которые вытянуты течением. От моста до устья Десны - 16 км.

Река Десна.

Десна в месте впадения Неруссы имеет ширину около 100 м. Течение сильное, вода прозрачная, берега живописные - луг с обеих сторон. Скорость движения байдарки с двумя гребцами - 8-9 км/час. До высокого автомобильного ж/б моста от устья Неруссы - 2.5 км., а до соснового леса с симпатичной небольшой стоянкой на левом обрывистом берегу - ещё 5.5 км. Далее, в т. ч. возле лесничества и с. Жерино - стоянок нет. Очередная удобная стоянка только через 8 км после Жерино на левом берегу за правым поворотом. Ориентир - полянка с глиняным обрывчиком и вытекающими из Десны с двух сторон поляны ручьями. От моста до лесничества (деревня Жерино) - 10 км.

Далее русло петляет среди стоящих в воде кустов и деревьев; со стоянками туговато - через пару км после раздвоения русла (идти нужно по левому) мы заметили посреди разлившейся Десны только две уютные полянки (обе со столами) на левом берегу. После расширения река выходит к живописному дикому (сосна, дуб) лесу с чудесными полянами. Где-то здесь раньше ходил паром, обозначенный не карте. Сюда от лесничества - около 19 км.

За бывшей паромной переправой русло отдаляется от леса и, сделав зигзаг (слева под лесом можно увидеть крыши хутора Грядки) и круг, опять подходит к сосняку на высоком (до 6 м) песчаном обрыве, где можно сделать стоянку. Это место, очевидно, пользуется популярностью у местных жителей, поскольку стоянки обжиты и от близлежащих хуторов сюда подходят лесные дороги.

Далее русло, петляя по залитой разливом пойме, пересекает её слева направо и подходит к деревне Сагутьево, расположившейся на высоком (до 30 м) берегу. Сюда от парома - 17 км. Через пару км пути вдоль обрыва (перед пересекающей реку линией электропередачи 110 кВ) имеется удобное место для перекуса и подъёма на гору, чтобы увидеть пойму с высоты - великолепное зрелище!

От Сагутьево до городка Белая Берёзка река в том же духе (стоянок нет) пересекает пойму обратно. Белая Берёзка не оправдывает своего названия - дымят заводские трубы, над рекой стоят двух и более этажные дома и т. д. Мост через Десну для автомобилей - понтонный (был разведен), дорога к нему из города была затоплена половодьем. Ж/д мост (до которого от Сагутьево - 13 км) - действующий (сообщение с Унечей), ж/б-металлический, охраняемый.

Внимание!

За 5 км до границы России с Украиной начинается приграничная зона. Согласно Приказу Федеральной службы безопасности (ФСБ) Российской Федерации от 28 сентября 2006 г. N 452 «Об утверждении Правил пограничного режима», туристам для посещения приграничных зон Российской Федерации необходимо заранее оформлять индивидуальный или коллективный пропуск. При этом на маршруте дополнительно к паспортам, миграционным картам и упомянутым пропускам организованная тургруппа обязана иметь маршрутный лист. Адрес пограничного управления ФСБ по Брянской обл: ул.3-го июля, дом 1, г.Брянск, Россия; тел. 8(4832)648307, 722610. Подробности - в статье Муниципального предприятия ЯНАО «Студия Факт» «Как приехать на Ямал?».

В этом походе у нас никто пропуск не требовал, хотя мы имели на эту тему разговор с пограничниками. Очевидно, бюрократическая машина ещё не набрала обороты.

За мостом на правом берегу на протяжении 3 км (до границы) в травяном редколесье имеются неплохие места для стоянок. Далее до с.Камень стоянок нет - всё залито водой. Этот участок со стоящими в воде деревьями довольно живописен, несмотря на покосившийся и стоящий в воде необитаемый пограничный пункт (фанерный домик). В районе с.Муравьи Десна разливается особенно широко благодаря правому притоку - р.Судость, по которому, очевидно, можно из с.Гремяч выйти в Десну.

После очередных петляний по залитому Десной лесу, неожиданно на правом высоком и обрывистом берегу появляются крайние хаты с.Камень (от границы - 12 км). За селом начинается лиственный лес, который (как и обрыв) тянется километров пять и заканчивается уютной опушкой и лугом. От Камня до моста в г.Новгород Сиверский - около 50 км, которые мы прошли за один последний день.

После с.Камень русло плавно поворачивает влево и сделав пару зигзагов подходит к с.Очкино на левом берегу. Затем в том же духе, пересекая пойму в обратном направлении, подходит к высокому правому берегу, где расположилось с.Пушкари. Сюда от с.Камень - 16 км. Село Пушкари запомнилось тем, что через пару км у подножья размытой рекой белой горы высотой около 30 м мы нашли окаменевшие кости, плавники и зубы (до 15 см длиной) неизвестного древнего млекопитающего или рыбы. В конце горы имеется удобное место для стоянки.

От с.Пушкари до с.Роговка, где можно купить молока - 6 км по прямой. Удобные стоянки дальше - на левом берегу или около соснового леса, к которому, очевидно, можно доплыть по протокам. За лесом русло плавно поворачивает к правому берегу и приближается к нему за с.Лесконоги. От с.Роговка до поворота с бывшей пристанью у с.Лесконоги - 5 км. Далее река входит в птичье царство - через три поворота кроме уток и крачек появляются бакланы, гнёзда которых, на удивление, соседствуют с гнёздами цапель. Целый город на деревьях между озёрами Куркуть и Селище. Последняя удобная стоянка - на опушке соснового леса возле устья речушки Торкна (левый берег напротив с.Леньков).

От соснового леса русло постепенно отходит вправо, последний (перед городом) раз пересекая пойму и подходя к высокому, крутому, густозаселённому и живописному правому берегу. На этом участке уже постоянно видны не только вышка сотовой связи, но и купола Новгород Сиверского монастыря. Вплотную приблизившись к обрыву и плавно поворачивая влево, река делает огромную дугу, постоянно подмывая правый берег, на котором стоит город. Отсюда древнейший город Новгород Сиверский (известен с 1044 г., а основан в 10 в.) виден как на ладони. Постепенно Спасо-Преображенский монастырь (11 век) и уже под самим городом - деревянная церковь Николая (1760 г) предстают во всём своём великолепии (Спасский собор 12-13 веков находится ниже по течению). Лучшее место для посещения монастыря, а возможно и сбора байдарок - за лодочной станцией возле лестницы на гору. Сюда от с.Лесконоги - 20 км. До автомобильного моста через Десну, куда может подъехать такси - ещё 3 км.

Выброска (отъезд с маршрута).

В городе Новгород Сиверский можно заказать такси в любое время суток по тел. 3-13-33 или 8-096-436 3109, 8-066-912 2459, 8-096-110 0674. Расценки от расстояния и багажа не зависят, доставка в любой конец города имеет одну цену - 8 грн. Из Новгорода Сиверского (новенький ж/д вокзал с гостиничными номерами по 26 грн/чел.сутки) ходят прямые поезда (прицепные выгоны) на Киев (отправление в 03-35, прибытие в 10-17), Харьков и Москву. На Киев можно также добраться на «дизеле» (отправление также в 03-35) с пересадкой либо в г.Шостке на электричку «Шостка-Киев», либо на любой поезд на станции Воронежская.

В Новгород Сиверском целесообразно посетить действующий Спасо-Преображенский мужской монастырь, основанный в 1033 году Черниговским князем Мстиславом (Тьмутараканским) - родным братом Ярослава Мудрого. Монастырь является археологическим, историческим и архитектурным памятником, напоминающем о могуществе Киевской Руси. Особенно впечатляют скелеты людей в закрытых стеклом раскопках более древнего храма (город основан в 10 веке) и древние каменные стены с башнями. Очень живописен вид из угловой башни стены на пойму Десны.

Новгород-Сиверский - один из древнейших городов Украины, имеет очень богатую историю, с конца 11 века являлся центром удельного Новгород-Сиверского княжества Чернигово-Сиверской земли, входившей в состав Киевской Руси. Первое литературное упоминание о городе было сделано в начале 11 века великим Киевским князем Владимиром Мономахом. С этим городом и с этими кручами связано написание поэмы «Слово о полку Игореве», поскольку именно о Новгород-Сиверском князе Игоре Святославиче идёт речь в литературном памятнике. Свой поход на половцев князь Игорь совершил в 1185 году и сразу же неизвестным автором Киевской Руси была написана поэма. Её переводили с древнерусского Жуковский и Бальмонт, а Бородин написал по мотивам оперу «Князь Игорь». В монастыре имеется даже музей этого лирико-эпического произведения.

Имеет смысл посетить также деревянную церковь Николая (1760 г) и Спасский собор (12-13 век).

4. Продукты и рацион питания

В этом путешествии у нас был завхоз, который разработал рацион и закупил продукты по универсальной системе питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода» (см.  раздел сайта «Памятка»), при которых к группе может присоединяться и отсоединяться в любой момент любое количество человек без ущерба для других членов коллектива. К концу маршрута все члены группы стали стройными, лёгкими и изящными, но завхоз остался жив.

5. Смета расходов в расчёте на одного человека (курс - 5.04 грн/дол, 26.6 руб/дол):

Билет (плацк. из Киева) на поезд № 56 «Хмельницкий-Москва» до Навли - 79.57 грн.,
билет на электричку из Суземки до остановки «480 км» - 9.00 руб. (2.0 грн),
билет (плацк.) из Новгорода Сиверского на поезд № 956 «Семёновка-Киев» - 27.03 грн,
питание - 85.40 грн.
Итого - 195.00 грн.

6. Выводы и рекомендации.

Группам, которые пойдут этим маршрутом, рекомендуется уделить особое внимание вопросам, связанным с посещением приграничной зоны и объездом запретных зон природного российского биосферного заповедника «Брянский лес».

Оптимальным плавсредством на маршруте является любая туристская байдарка, например «Таймень».

Лучшее время для путешествия - апрель-август.

Рекомендуется максимально использовать информацию, приведенную в отчетах, относительно стоянок, поскольку хороших стоянок на некоторых участках (залитых весенним паводком), практически, нет.

На маршруте рыба не ловилась.

Количество встреченных туристских групп на маршруте - 0.

Воду из рек пить можно.

Недостатком маршрута является пересечение границы Украины со всеми вытекающими из этого последствиями и несколько нервная, в связи с этим, обстановка.

Отчёт подготовлен 27 апреля 2007 года. Автор - Поездник Сергей, тел. в Киеве — 450–5910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»

Водный туризм Украины
2002