Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

КИЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ
ИНСТИТУТ УКРНПОБУМПРОМ
ДСО "СПАРТАК"

ОТЧЕТ (вх. 1404)
о водном туристском путешествии пятой категории сложности по р.Чулышман (Горный Алтай), совершенном с 3 августа по 30 августа 1979 года

Маршрутная книжка № 85/79
Руководитель группы БАРЧУК Э.В.
Адрес руководителя: Киев, Бульвар
Дружбы Народов 3, кв.28

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю как путешествие пятой категории сложности.

Отчет рекомендуется использовать в библиотеке Киевского городского клуба туристов.
Киев-1980г.

Тримаран-тройка конструкции Барчука Э. В.,
тримаран-четверка (шестерка) конструкции Солуэньи-Луиса


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ.

Путешествие по р.Чулышман было совершено группой туристов ДСО "Спартак" в период с 3 августа по 30 августа 1979 года на двух надувных тримаранах с целью освоения нового, для туристов Украины маршрута, испытание нового типа средства сплава /трехместный тримаран конструкции Барчука Э. В./ и повышения спортивного мастерства.

Маршрут проходил в районе Горного Алтая с активным способом передвижения на участке: п. Саратан - п. Язулу - р.Чулышман - Телецкое озеро.

Группа была выпущена МКК при Киевском городском клубе туристов. шифр МКК - 210-00-5455103.

Продолжительность и протяженность маршрута:

1. Перелёт самолетом Киев-Новосибирск - 6 час.

2. Проезд поездом Новосибирск-Бийск - 1б час.

3. Проезд автобусом Бийск - Горно-Алтайск - 3 часа

4. Проезд вертолетом Горно-Алтайск - п.Усть-Улаган - I час 30 мин.

5. Проезд автомашиной п.Усть Улаган - п.Саратан - 2 часа

6. Переход п.Саратан - п.Язулу -70 км - 3 дня

7. Сплав по р.Чулышман до Телецкого озера -160 км -16 дней

8. Проезд теплоходом по Телецкому озеру до пос.Артыбаш - 4 часа.

9. Проезд автобусом пос.Артыбаш - Typoочак - 2 часа

1O. Проезд теплоходом по р.Бия до г.Бийск - 3.5 часа

l1. Проезд поездом г.Бийск - г.Новосибирск - 14 час.

12. Перелёт самолетом г.Новосибирск - г.Киев- 6 час.

Таким образом протяженность маршрута с активным способом передвижения составила 230 км. Прохождение маршрута 20 дней.

2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

2.l. Общий географический обзор.

Алтайский край занимает юго-восток Западной Сибири. По широте Алтайскому краю соответствуют на западе Южный Урал, Среднее Поволжье, северная часть Украины: на востоке - юг Восточной Сибири, север Монголии, южная часть Камчатки.

Основные особенности географического положения Алтайского края следующие: удаленность на тысячи километров от морей и oкeaнов, расположение в умеренном поясе, на границе величайшей в мире Западно-Сибирской равнины и грандиозного пояса гор Южной Сибири.

Поверхность Алтайского края делится на равнины и горы. Равнины расположены в Западной и Центральной частях, на их долю приходится более половины территории; на юго-востоке, востоке и северо-востоке находятся горы.

Рельеф.

Алтайские горы состоят из хребтов, имеющих сложное расположение. В горах Алтая типы рельефа разнообразны: имеется низкогорье, среднегорье, высокогорье, участки древних равнин и межгорные котловины. Низкогорье поднимается над равнинами края на 5Оом и постепенно переходит в среднегорье с высотами до 3000 м. Низкогорье и среднегорье сильно расчленены разрушительной деятельностью воды, ветра, ледников, хребты их расположены веерообразно с северо-запада на юго-восток. Вершины среднегорных хребтов в основном плоские, иногда округлены, склоны пологие. На водоразделах встречаются участки древней равнины в виде плато.

Высокогорье занимает юг и юго-восток края, где находятся наиболее высокие хребты, вершины которых лежат в полосе вечных снегов: Катунский, Северно-и Южно-Чуйские, Курайский, Шапшальский, Чихачева и др.

Принято еще одно деление Алтайской горной страны на Центральный или Внутренний Алтай, Восточный и Южный.

Южный Алтай находится на территории Монголии.

Центральный Алтай состоит из двух горных цепей, вытянутых в почти широтном направлении. Южная цепь состоит из хребтов Ползун, Катунского и Южно-Чуйского, северная цепь - из хребтов Колыванского, Тегерецкого и Северо-Чуйского. Это наиболее поднятый район Алтая, характеризующийся резкими альпийскими формами. На Катунском хребте расположена гора Белуха, имеющая две острые вершины, разделенные широким седлом. Восточная вершина Белухи высотой 4506 м является наивысшей точкой Сибири. Впервые поднялся на седло Белухи в 1898 г. известный исследователь Алтая профессор Томского университета В.В. Сапожников. В 1914 г. восточной вершины удалось достигнуть исследователям алтайских ледников братьям Б.и М.Троновым.

Алтай занимает четвертое место в СССР по площади оледенения, уступая лишь Кавказу, горам Средней Азии и Камчатке. Ледники расположены в основном, в горах Центрального Алтая. Насчитывается l330 различных по размерам ледников. Самый крупный из них - Большой Талдуринский, длиной 8 км, площадью З5 кв.км.- находится на Южно-Чуйском хребте.

Но самые мощные ледники находятся в долинах. Долинный ледник Менсу - наиболее длинный, имеет протяженность 11 км. Он находится на Катунском хребте по реке Иедыгем. Мощность современных ледников Алтая в некоторых местах превышает 350 м, площадь их 980 кв. км.

В ледниках Горного Алтая сконцентрировано огромное количество пресной воды - до 50 млрд. куб. м. На протяжении последних 50 лет ледники Алтая тают и уменьшаются на 5.25 м в год.

Древние и современные ледники в сочетании с выветриванием сильно расчленили высокогорный рельеф. Древние ледники, двигаясь по долинам, выпахивали их дно, образовывали корытообразные долины, называемые трогами. Верхние течения Аргута и Катуни находятся в типичных троговых долинах. Наиболее известным является трог долины реки Чулышман.

Многие хребты высокогорья разделены широкими межгорными котловинами, имеющими ровную почти плоскую поверхность и носящими обычно название "степей". Это Абайская, Курайская и др. степи. Самая большая - Чуйская степь - лежит на высоте 2ООО м.

Восточный Алтай составляет система хребтов Сайлюгимского, Курайского, Чихачева, Шапшальского с высотой 3ООО - 4ООО м и отходящих на северо-запад более низких хребтов.

Восточный Алтай отличается массивностью, крутыми склонами, наличием широких выровненных пространств на водоразделах. 0дин из таких хребтов - Чулышманский - расположен на северо-востоке Алтая между реками Чулышман и Башкаус. Длина его около 125 км, высота- до 3051 м.

В высокогорье встречаются и плоскогорья. Улаганское платовысокогорная равнина с волнистой, слабоизрезанной поверхностью.

Чулышманское плоскогорье, расположенное между долиной реки Чулышман и хребтом Шапшал имеет более расчлиненный рельеф. Над выровненной поверхностью поднимаются отдельные горные массивы. Средняя высота нагорья - 18ОО - 22ОО м, наибольшая - 3148 м.

Алтайские горы постепенно разрушаются под действием сил природы: жара и мороз, снег и дождь, ветер и текучие воды размельчают и уносят верхние слои, обнажая кристаллические породы - граниты, порфиры, мрамор. Каменные вершины растрескиваются на громадные беспорядочно нагроможденные глыбы. По склонам гор спускаются осыпи.

Между хребтами находятся долины, относящиеся к системе peк Бии, Катуни и левых притоков Оби.Реки начинаются от ледников и многочисленных озер. Так река Чулышман, впадающая в Телецкое озеро, берет начало из озера Джу-лу-Куль у юго-западного подножья хребта Шапшал. На некоторых плоских водоразделах расположены верховые болота, которые дают начало рекам /р.Башкаус - приток Чулышмана/.

Реки текут по живописным, узким, темным, иногда мрачным ущельям и каньонам. Они прорезают хребты по тектоническим разломам, образовав долины прорыва, с берегами в виде отвесных каменных стен, поднимающихся на сотни метров.

По каменистому руслу, усеянному огромными валунами и галькой, вода при большом падении устремляется вниз, встречает на пути твердые, кристаллические выступы, пороги, разбивается о них, превращаясь в белую клокочущую пену. Щум порогов сменяется грохотом водопадов, которых много в высокогорье Алтая. Самые красивые и высокие водопады расположены на склонах массива Белухи. Десятки водопадов имеются на реках, стекающих в Телецкое озеро. Широко известен водопад Карбу на Телецком озере, мощный поток его низвергаетоя с высоты 12 метров и Куркуре падающий в р.Чулышман с высоты 40 м.

Горные реки относятся к алтайскому типу, имеющему особый режим и питание. Прежде всего они многоводны, так как имеют источники питания, непрерывно пополняющие запасы воды из атмосферных осадков, от таяния ледников и притока грунтовых вод. Снег в горах тает с апреля по июнь, причем, сначала сходит на севере Горного Алтая в низкогорье, а затем в высокогорных районах. В июне начинают таять снежники и ледники. В это же время часто идут дожди. Нередко осадки выпадают в виде ливней, и уровень воды в реках быстро и сильно понимается. Для рек высокогорий характерен летний июньский паводок.

Алтай - край тысяч озер. Они расположены по всей его территории. Озера Горного Алтая имеют разное происхождение: тектонические, ледниковые,запрудное и пойменное.

Телецкое озеро - это тектонический грабен, обработанный ледниками. Берегами Телецкого озера являются склоны гор, окружающие его и поднимающиеся на высоту 2000 м. Почти всюду отвесные скалы погружаются в воду на десятки метров. По глубине Телецкое озеро занимает пятое место в СССР после Байкала, Каспийского моря, Иссык-Куля и Сарезкого озер. В прозрачной чистой воде хорошо видны предметы на глубине до 13 м. Объем воды в озере так велик, что оказывает влияние на климат прилегающих районов. Телецкое озеро проточное. В него впадает с юга Чулышман, дающий основную массу воды. Со склонов гор стекают бурными потоками или низвергаются водопадами еще 70 речек. На севере из Телецкого озера вытекает Бия.

Ледниковые озера невелики по размерам, они заполняют кары холодной водой. В высокогорной части Алтая озёра образуются при подпруживании долин моренами и дают начало рекам. Часть озер расположена в углублениях моренных отложений - на Чулышманском плоскогорье, по террасам рек, на плоских участках водоразделов.

В Алтайских горах имеются благоприятные условия для возникновения и развития карста. Здесь насчитывается около ЗОО пещер.

Раньше Горный Алтай называли минералогическим музеем, где есть все, но в ничтожный размерах. Большие разведывательные работы опровергли это представление. На северо-востоке Горного Алтая открыты месторождения с промышленными запасами золота, в Курайском и Чуйском хребтах - ртути, в междуречье Катуни и Бии - полиметаллические, железные и марганцевые руды. Богат Алтай высококачественным мрамором. По долине Чуи тянутся хребты, основной породой которых является белый, фиолетовый и серый мрамор. К полезным ископаемым относятся и термальные воды, имеющие температуру от 40 до 120 град., и содержащие соли хлоридов, йода и брома.

2.2. Климат.

Климат Алтая в целом резко-континентальный: очень жаркое лето и холодная зима. Осадки распределены неравномерно. На характер увлажнения оказывает влияние рельеф. Влажному морскому воздуху, идущему с запада, преграждают путь горы и на западных склонах остается основная часть осадков. Высотный пояс в 1000 - 2000 м получает 1200мм за летние месяцы. На восточные склоны и во внутренние районы Горного Алтая влажный воздух почти не проникает, поэтому там формируется засушливый климат. В долинах Центрального Алтая и особенно Восточного, испытывается сильный недостаток влаги. В Чуйской степи и на плоскогорьях Чулышмана в среднем за год выпадает 110 мм, которые целиком приходятся на июль-август. Вместе с тем, из безводных пустынь Монголии и из полупустынь Казахстана летом периодически дуют суховеи. Наибольшее количество осадков приходится на июнь-июль. Но бывают годы с продолжительными летними дождями. Частые сильные ливни с грозами и ветрами. Летние дожди сменяются ясной солнечной погодой.

Климат Алтая отличается большой неравномерностью. Каждая горная долина, каждый хребет имеют свой собственный климат, резкo отличающийся от климата других близлежащих участков. Так в прилегающих к Телецкому озеру районах климат более тёплый летом и осенью и более прохладный зимой. Сказывается влияние большой массы воды озера. Над озером господствуют местные ветры - "верховка" и "низовка". "Верховка" - сильный нижний теплый ветер из долины Чулышмана. На поверхности озера поднимаются волны более метра высотой и устанавливается сухая, ясная, теплая погода. "Низовка" - северный ветер - приходит из долины Бии, он приносит похолодание, туманы, обильные осадки.

2.3. Растительность.

В Алтайских горах прослеживается три пояса растительности - степной, лесной и альпийский /высокогорный/.

Настоящие степи находятся у подножий Колыванского хребта и по нижнему течению Катуни. Участки со степной растительностью встречаются от предгорий до высокогорных областей.

На южных склонах гор находятся участки каменистых степей, которые прерываются долинами рек и голыми скалами. Они имеют разреженный травостой с преобладанием злаков, таких как ковыль, пырей. Каменистые и сухие степи - пастбища для овец и коз - характерны для долины Чулышмана и южной оконечности Телецкого osepa; Беллинской террасы, которая первая принимает на себя удар сухого ветра, дующего из Чулышманской долины, как из трубы. В этих районах есть даже участки полупустыни. Здесь растут алтайские и монгольские виды растений, приспособленные к суровым условиям высокогорных полупустынь. Это очень низкие стелящиеся растения, листочки у них жесткие, опущенные тоненькими волосиками.

Лесной пояс на Алтае начинается с высоты 400 + 600 м. Верхняя граница леса к югу повышается: хребет Корбу имеет границу леса на высоте 1800м, Чулышманское нагорье - 1900 м, Чулышманский хребет - 1900 - 2100 м, Чуйский хребет - 2400 м. На распространение лесов оказывает влияние экспозиция склонов: на северных растет больше леса, чем на южных, находящихся под воздействием южных ветров.

Леса занимают значительную часть Алтайских гор, площадь их более 5 млн.га. Они состоят в основном, из хвойных пород. По долинам встречаются лиственные породы - береза, осина, тополь лавролистный.

В Горном Алтае наибольшее количество лиственничных лесов. Это светлые чистые леса напоминают естественные парки, раскинувшиеся на склонах гор. Громадные деревья, словно колонны вознесли свои прозрачные кроны к небу. Каждое дерево растет обособленно, солнечные лучи свободно проникают между деревьями, мелкие хвоинки почти не дают тени, поверхность занята сплошным травянистым покровом. Лиственничные парковые леса имеют густой кустарниковый подлесок. Таковы леса между кордонами Язулу и Чодро.

Другой разновидностью лесов Алтая - являются так называемые Черневые леса. Чернь - это труднопроходимый тип темнохвойных лесов, состоящих из пихты, кедра, ели с примесью березы. В черневой тайге множество кустарников - рябины, смородины, малины, черемухи. Темно и сыро в черневой тайге, мох обвисает с сучьев, окутывает стволы деревьев, камни, пни. Местами встречается мягкий ковер мха, с густыми зарослями брусники с блестящими кожистыми листочками и островками черники.

Кедр, сибирская кедровая сосна, образует чистые кедрачи и встречается как примесь в лиственничных лесах. Он может расти высоко в горах, поднимаясь к границе леса. Самые крупные кедровые массивы расположены в прителецкой тайге. Кедр обладает легкой, прочной древесиной, из его живицы делают бальзам, а из кедровых орехов получают масло и халву.

В горных лесах Алтая произрастают десятки видов кустарников. Это рододендрон даурский, можевельник, ива, курильский чай и очень полезный кустарник - облепиха, из ягод которой изготовляют ценное лекарство - облепиховое масло.

Особенностью травяного покрова лесов Алтая является гигантизм. Травы в середине лета достигают исключительной высоты, особенно в местах сильно увлажненных и затемненных. Мощные заросли разнотравья скрывают с головой даже всадника. Среди трав встречаются медоносы, лекарственные и ядовитые растений. Лесные луговицы поросли левзеей /маралий корень/ с розовыми соцветиями и изрезанными листьями, напоминающими рога оленя. В лесах встречаются заросли пиона /марьин корень/. Еще выше на границе кедровых редколесий, по берегам горных ключей можно встретить заросли золотого корня /родиола розовая/. По скалам растет бедан. Прекрасны алпийские луга Алтая - это живой ковер из крупных красивых цветов на фоне мелких зеленых листочков. Синие водосборы чередуются с ярко-оранжевыми жарками, белые анемоны составляют изумительный букет с темно-синими бокальчиками цветущей горечавки; всюду маки, лютики и еще много необычайно красивых цветуших растений.

2.4. Животный мир.

На территории Горного Алтая проживают более 600 видов млекопитающих, 300 видов птиц, 10 видов земноводных и пресмыкщащихся и 20 видов рыб. Многообразие животного мира объясняется наличием разных высотных поясов. Правда, животные мигрируют из одной зоны в другую.

Бурый медведь, всеядный хищник, весной из лесов выходит на солнечные поляны, где есть молодая трава и при этом поднимается все выше и выше, к альпийским лугам, где его привлекают травы с целебными корнями. В конце лета медведь постепенно опускается к полянам с разнотравьем. Осенью - снова в тайгу, к ягодам, кедровым орехам.

Кочует марал, благородный алтайский олень - самый распространенный копытный. Его следы встречаются повсюду. Мелодичен рев моралов: в сентябре со склонов гор по ночам несутся красивейшие звуки, словно играет оромная флейта. Весной олени выходят на солонцы, называемые кудюрами. 3то глинистые или почвенные обнажения, богатые минеральными солями. В таких местах по склонам олени выгрызают целые пещеры, в которые может свободно войти человек.

Кабарга, прирожденный скалолаз, распространена в темно-хвойной тайге, где она находит свой основной корм - древесный лишайник.

На склонах и скальных обрывах Чулышманской долины и по Шапшальскому хребту встречается горный козел /тау-тэке/, горный баран аргали - представители монгольской фауны. На каменистых осыпях встречается маленький интересный зверек - пищуха /сеноставкa/. Здесь же можно отыскать стожки сена, заготовленные зверьком.

Из степных животных часто встречаются сурок, суслик, степной хорь, тушканчик, различные лисы, красный волк. Из птиц - каменный гусь, изредка дрофа, журавель - красавка.

На заболоченном Чулышманском плато, поросшем мелким кустарником гнездится серый журавель.

В лесном поясе обитают белка, горностай, соболь и обладатель ценного меха американская норка, которая заселила почти все лесные водоемы. Встречается там и выдра. Из крупных хищников - медведь, росомаха, реже рысь. В высокогорных районах - снежный барс. В лесах много птиц: кедровка, сойка, клест, рябчик, филин, различные дятлы и мелкие певчие птицы.

Воды горных озер и рек изобилуют рыбой - щукой, окунем, в горных ручьях и реках - хариус, ленок, таймень, в высокогорных озерах - осман.

Из пайкообразных на Алтае обитают клещи, являющиеся разносчиками тяжелейшего заболевания - энцефалита. В районе Чулашмана энцефалитный клещ встречается на участке Язулу-Чодры.

На территории Алтайского края находятся редкие ландшафты, реликтовые, эдемичные растения и животные, сказочные уголки природы, уникальные обнажения, красивейшие водопады, реки, озера и другие сокровища природы. Для охраны их создан Алтайский государственный заповедник.

Заповедник расположен в северо-восточной части Алтайских гор. Площадь заповедника протянулась с северо-запада на юго-восток более чем на 300 км. Границами заповедника с севера и востока служат водораздельные хребты, отделяющие бассейн Телецкого озера от бассейна реки Лебедь и бассейна верховьев Енисея. С запада граница заповедника проходит по Телецкому озеру и долине реки Чулышман, впадающей в него.

Алтайский заповедник организован в 1932 году на площади 1200 тыс.га. В 1951 году заповедник был закрыт, что не могло не сказаться на его природном комплексе. Пострадала, в основном, его промысловая фауна. В 1958 г. Алтайский заповедник восстановлен, но не в прежних границах. Размер заповедника уменьшился до 916 тыс.га. Заповедник лежит на высоте от 450 до 3500 м. В нем охраняется природа части Горного Алтая, вместе с Телецким озером. Охране подлежит весь комплекс природного ландшафта - степные участки на террасах и южных склонах гор, лиственничные, кедровые леса, альпийские луга, горные тундры. Охраняется вся природа заповедника.

2.5. Население.

Алтайский край образован 28 сентября 1937 года. На его долю приходится 1.2% территории СССР, но этот процент составляет 261.7 тыс.кв.км. Среди краев он занимает третье место после Красноярского и Хабаровского. Численность населения его по переписи l970 года составила 2670 тыс. человек. Средняя плотность населения его l0.3 человека на l кв.км. Центр края - город Барнаул.

В состав Алтайского края входит Горно-Алтайская автономная область /площадь 92.6 тыс.кв.км/ с облцентром - городом Горно-Алтайском. Она была образована в июне l923 г. как Ойротская автономная область. В 1948 году была переименована в Горно-Алтайскую. Сейчас на ее территории проживает l68 тыс. человек. В среднем на 1 кв. км проживает I.8 человека.

Коренное население Горно-Алтайской автономной области- алтайцы, которых одно время называли "ойротами", неправильно отождествляя с монгольскими завоевателями джунгарами-ойротами, верхушка которых правила в Горном Алтае в течение ХУП и половины ХУШ в.

Алтайцы относятся к тюрским народностям. В прошлом они состояли из разных племен, отличавшихся диалектами. Различаются северные и южные алтайцы. К южным относятся "алтайкижи "/"кижи"- люди/ или собственно алтайцы. Они заселяют долины Катуни, Песчаной, Чарыша, теленгичты с телесами живут по Чулышману, Чуе,Аргуту; ителеуиты обитают в долинах Маймы и Черги.

Северные алтайские племена расселились в северо-восточной части Горного Алтая. К ним относятся тубалары, живущие к северо - западу от Телецкого озера и по левому берегу Бии. В бассейне р. Лебеди поселились челканцы.

С 1922 года в основу алтайского языка положен диалект алтай-кижи. Письменность развивается с 1938 года на основе русского алфавита.

Алтайцы до революции вели кочевой образ жизни. Половину года они жили в кочевых аилах /многоугольные деревянные юрты с кoнической крышей из лиственничной коры и без окон/. С наступлениеи весны вce население покидало аилы и перекочевывало на места расположения летних пастбищ для скота. В советское время алтайцы перешли на оседлый образ жизни.

В Горном Алтае - 14 городов и 43 поселка городского типа. Большинство населенных пунктов Горного Алтая - сельского типа. Рабочие поселки в горах появились только в местах добычи полезных ископаемых - Aкташ, Веселая Сейка. Городскими поселками являются курорты края - Белокуриха, Чамал.

Горные села обычно небольшие и размещаются на террасах рек. Нередко села имеют одну улицу, зажатую между рекой и склоном горы. В высокогорных районах Алтая - Улаганском, Кош-Агачском - встречаются прежние жилища алтайцев и казахов, которые поселились в высокогорных степях - аилы и юрты. В своих жилищах алтайцы сидели и спали на телячьих шкурах, куске бересты или войлоке. Жилища всех алтайцев делились на мужскую и женскую половины.

Часть сел в горах основана переселенцами, прибывшими после вхождения Горного Алтая в состав России.

Для алтайской национальной одежды характерны рубахи прямого покроя, мужские халаты подпоясанные кушаком, женские длинополые безрукавки-чегедек, длинные овчинные шубы, барашковые шапки, кожанные мягкие сапоги. Женскую одежду украшают вышивкой и бисером.

Основное место в рационе алтайцев занимала молочная пища: различные сыры, чай с молоком и ячменным толокном, каша каша из толокна, салат, кусочки теста в молоке, едят также корни кандыка и сараны. Но есть и мясные блюда: кровяная колбаса, шашлык из почек, по особому приготовленная баранина.

Основная отрасль сельского хозяйства - мясомолочное животноводство. На юго-востоке распространено овцеводство и козоводство. 3десь же в Чуйской и Курайской степях сосредоточено почти все стадо яков и сарлыков. Большую роль играет пантовое оленеводство. Алтайские луга с их пышным травяным покровом и обилием цветов - прекрасная база для широкого развития пчеловодства. Животноводство оказало сильное влияние и на полеводство, в котором больше половины посевных площадей занято кормовыми культурами, 46% приходится на зерновые и только 3% на картофелевые культуры, которые хорошо вызревают в долине Катуни, на ее притоках. Вокруг Телецкого озера начинает развиваться и садоводство.

Коренным образом изменился и охотничий промысел - традиционное занятие местного населения. Растет здесь новая отрасль хозяйства - разведение черно-серебристых лисиц.

В дореволюционном Алтае почти не было промышленности, имелось лишь несколько маслодельных заводов, ремонтных мастерских да кое-где промывалось золото.

Теперь все шире осваиваются огромные горные и лесные богатства Алтая, все больше становится в области предприятий перерабатывающих местную высокохозяйственную продукцию, возникает промышленность и по обработке сырья, преимущественно для местных нужд. В бассейне Бии добывается золото. В поселке Алтая получают ртуть. Растет промышленность строительных материалов.

В недалеком прошлом через Алтайские горы тянулись только узкие вьючные тропы да кое-где плохие переселенческие дороги, на которых всадник во многих местах рисковал свалиться в ущелье или погибнуть, переправляясь через бурные горные потоки. Теперь восточную часть Горного Алтая на протяжении 617 км пересекает Чуйский тракт - автомобильная магистраль, идущая от Бийска до границы с Монгольской Республикой. Это одна из живописнейших дорог.

В конце ХУШ века русские купцы начали принимать участие в ярмарке, организованной в верховьях р.Чуи. Дорога, на которой возили товары стала называться Чуйской. Тогда это была вьючная тропа, необыкновенно сложная и опасная. К концу I903 года был проложен тракт, на всем протяжении пригодный для проезда на пoвозкax. Современный тракт проектировал в 1913-3914 г.г. известный писатель В.В. Шишков. Империалистическая война остановила работы по строительству тракта и он был завершен только после революции.

До Октябрьской революции среди алтайского населения было всего 6% грамотных. Сейчас же неграмотность полностью ликвидирована. Из алтайского народа вышли свои художники, писатели, ученые и государственные деятели.

Большой известностью пользуются картины ученика И. Шишкина талантливого художника-алтайца Г.Гуркина. Художник с большим мастерством отразил на своих полотнах изумительную красоту алтайской природы. Особенно известны его картины "Озеро горных духов", "Катунь и Белуха", "Весна на Алтае" и др. Известный за пределами Алтая зачинатель алтайской литературы П. Кучшек, народный сказитель Н.Улагашев.

Богат алтайский фольклор. Много интересных сказок и легенд знают сказители Алтая. Под аккомпонимент двухструнного инструмента типа домры - топшура вечером у костра алтайцы любят слушать легенды своих сказителей о подвигах народных богатырей.

2.6. Страницы истории.

l5-20 тысяч лет назад /а может быть и ранее/, в древнекаменную эпоху предгорья Алтая заселили племена охотников-рыболовов, собиравшими также съедобные растения. С начала бронзового века, т.е. примерно 5 тысяч лет назад, алтайские племена стали уже разводить лощадей, овец, а затем и крупный рогатый скот; тогда же появились у них зачатки мотыжного земледелия. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в те далекие времена население Горного Алтая плавило руды и выделывало хозяйственные и художественные изделия из меди, бронзы, золота, а несколько поздней из железа, а также из камня, керамики, рогa, войлока, дерева. В многочисленных алтайских курганах обнаружены искуссные произведения живописи и скульптуры древних племён сибирско-скифского времени. Особую славу приобрели археологические памятники мирового значения - сокрвища Пазырыкских курганов, расположенных вблизи села Усть-Улаган. Самые разнообразные предметы, обнаруженные в них /от домовых срубов и тяжелых четырехколесных повозок до вырезанных из рога и дерева зверинннх фигурок/, были созданы 2.5 тыс. лет назад.

В У-УП вв. на Алтае сформировались племена теле и тюкю, предки современных тюркоязычных алтайцев. Эти племена объединяло сложившееся тогда в Центральной Азии крупное полуфеодальное государство - Тюркский каганат. В УШ в. Алтай подпал под власть уйгуров, а затем хакасов, но хозяйственный уклад древних алтайцев сохранялся, в основном, и в эти времена; отчасти развилось плужное земледелие и орошение полей. До сих пор сохранились в центральной части Алтая вытесанные из камня скульптуры того времени - "каменные бабы".

В конце ХП вв. южная часть Западной Сибири была захвачена татаро-монгольскими племенами чингизхановской империи. Почти весь Алтай оказался под властью западных монголов - ойратов или калмыков, известных тогда под именем джунгаров. Пришлые кочевники почти полностью уничтожили местное земледелие и металлургию. Русские давно интересовались Алтаем и предпринимали попытки пройти в центр этой богатой страны. О багатствах Алтая доходили слухи от беглых крестьян и старообрядцев, которые старались уйти в "ничейные земли".

В 1633 г. русским удалось проникнуть в глубь Алтая. Это был козачий отряд под руководством боярского сына Петрa Со6анского. Его отряд вышел на земли, лещашие между слиянием Бии и Катуни, а затем к Телецкому озеру.

Племена, населившие земли Алтая, в 1756 году обратились к русским властям в Бийске с просьбой принять их под свою защиту. Русское правительство через сибирского губернатора удовлетворило их просьбу и 1756 год считается официальной датой добровольного вхожцения алтайцев в состав России.

Сильнейшее влияние на уклад жизни Алтая оказало возникновение здесь в ХУШ в сначала горнодобывающего, а затем и металлургического производства. С тех пор Алтай стал одним из важнейших промышленных районов России. До 60-х годов XIX в Алтай вырабатывал почти все серебро в России, давал значительное по тем временам количество свинца и меди.

2.8. Заброска на маршрут.

Заброску на маршрут можно осуществить по нескольким вариантам в зависимости от финансового обеспечения группы и временем, которым она располагает. При подготовке к походу группа сама определит наилучший вариант заброски, исходя из представленной схемы.

Железнодорожный вариант. Здесь два варианта маршрута: Киев-Новосибирск-Бийск или Киев-Москва-Барнаул-Бийск. По времени они примерно равнозначны. Далее автобусом Бийск-Горно-Алтайск.

Самолетный вариант.Здесь также два варианта заброски: Киев /Борисполь/- Новосибирск-Горно-Алтайск или Киев/Борисполь/ - Барнаул - Горно-Алтайск. При четкой работе Аэрофлота наиболее благоприятный вариант заброски через Новосибирск,т.к. в тот же день будете в Горно-Алтайске, а при втором варианте заброски необходимо ночевать в Барнауле. Однако, из Барнаула в Горно-Алтайск - 5 рейсов, а из Новосибирска - только 2.

Нами был разработан самолетный вариант заброски Киев-Новосибирск-Горно-Алтайск. Однако, в связи с нечеткостью работы Аэрофлота / задержка рейса в Киеве/ нам в Новосибирске пришлось прервать полет и до Бийска добираться поездом.Таким образом, наша заброска выглядела следующим образом:

1. Киев/Борисполь/ - Новосибирск -самолет - 5 час. -70 руб.

2. Новосибирск - Бийск - поездом -10 часов 7 руб.

3. Бийск-Горно-Алтайск - автобус - 3 часа - 3 руб.

4. Горно-Алтайск-Усть-Улатан - вертолет -1.5 часа - 26 руб.>

5. Усть-Улатан-Саратан - а/машина -3 часа - 2 руб.

6. Саратан - р.Чулышман /пос.Язулу/ - пешком с караваном, трактор/ - 3 дня. В

Усть-Улатон можно также заброситься из Бийска или Горноалтайска автобусом в Акташ - 24 часа -8 руб. и далее почтовой машиной - 3 часа - 3 руб.

2.9. Выезд с маршрута.

Маршрут заканчивается в устье р.Чулышман, на Телецком озере. Здесь от мыса Кырсай ежедневно в 15-00 отходит теплоход "Пионер Алтая", который совершает прогулочный рейс до т/б "Золотое озеро" /пос.Артыбаш/. Стоимость проезда 1 руб.90 коп.

Варианты выезда из п.Артыбаш.

1. Автобус турбазы Артыбаш - оз.Киреево - 2 часа - 3 руб.

2. Теплоход озеро Киреево-Бийск - 4 часа - 6 руб.

3. Вертолет Артыбаш-Горно-Алтайск - 12 руб.

Далее самолетом из Горно-Алтайска в Новосибирск или автобусом до Бийска и далее поездом в Новосибирск. Возможен выезд с маршрута через Барнаул.

2.10. Туристская характеристика.

Река Чулышман берет свое начало из озера Доулу-Куль на высоте 2199м и через 232 км впадает в Телецкое озеро, лежащее на высоте 435м. Площадь водосброса - 16600 кв.км.

Истоки реки находятся между хребтами Чулышманским, Чихачева и Шапшальским, покрытым обширными снежными полями. Поэтому для Чулышмана характерно смешанное питание талыми водами /снег тает не одновременно на разной высоте/. Наибольший наблюдаемый расход 24ОО куб.м/сек. Основная масса воды сбрасывается в летние месяцы,причем, наиболее многоводны, при любых условиях, являются июнь-июль.Это нужно учитывать, готовясь к походу.

Из притоков Чулышмана пригодны для сплава Башкаус и, возможно Шавло и Чульча.

На всем протяжении вдоль реки есть тропа. Тропа правого берега доходит до устья р.Шавла и переходит по конному броду на левый берег. Ниже Шавлы тропа на правом берегу снова появляется и дальше тропы идут по обоим берегам.

Перед порогом "Труба" тропа на правом берегу, через лодочную переправу переходит на левый берег.

2.ll. Краткая характеристика участков маршрута.

Весь маршрут,условно, можно разделить на два участка: пешеходный, протяженностью 70 км и водный, протяженностью l60 км.

Пешеходный участок.

Представляет собой 70-ти километровый переход через Чулышманский хребет из пос. Саратан до пос. Язулу. Этот переход занимает 4-5 дней, и с технической точки зрения особой сложности не представляет, так как проходит в основном по тракторной дороге и вдоль peк Кара-Таш и Нижний Тар-Тагай.

Сначала дорога круто поднимается в гору и проходит через ряд растительных зон Алтая. Тут и лиственничный лес и огромные кедрачи, полынная и ковыльные степи, высокогорный кустарник. А вдали синеют в дымке цепи гор Чулышманского хребта. От аила к аилу идет дорога. Это летние стоянки, куда на лето выезжают пастухи.

После перевала начинается спуск к Чулышману. Дорога проходит вдоль левого притока Чулышмана р. Н.Тар-Тагай. Не доходя 14 км до р. Чулышман, возле последнего аила, тракторная дорога заканчивается и начинается конная тропа, которая выходит в paйонe пос. Язулу к мосту через р.Чулышман.

Водный участок.

От пос.Язулу до входа в Шавлинское ущелье Чулышман особой сложности не представляет, хоть и насыщен шиверами и порогами. Причем сложность препятствий с каждым километром возрастает. C учетом того, что на Чулышман должна выходить хорошо подготовленная группа, имеющая достаточный опыт сплава по горным рекам, все препятствия до входа в Шавлинское ущелье можно проходить без осмотра. Осмотр же препятствий в ущелье обязателен. Здесь русло Чулышмана усыпано валунами, достигающими в диаметре 4-5 метров и имеет весьма сложную топографию. Сложность порогов возрастает и достигает своей кульминации на пороге "Кульминация". А после порога "Пустячек" сложность препятствий уменьшается, и после впадения р.Шавла начинается 12-ти километровый плес, с множеством островов и быстринами.

После впадения р.Шавла значительно прибавляется воды в Чулышмане. Характер препятствий резко меняется. Значительно увеличивается уклон реки. Вода в порогах вспененная, высокие и очень короткие валы буквально разрывают лодку. Высота сливов в порогах достигает 3-х - 4-х метров. Наиболее опасные пороги "каша", весь "Туданский каскад" и первые 300 м "Итыкайского каскада". После "Итыкайского каскада" река постепенно успокаивается, а приняв в себя воды р.Чульча приобретает равнинный характер.

Берега на всем участке очень красивые. В чистой воде Чулышмана великолепно ловится хариус, встречается таймень и ленок.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Подготовка к походу началась в конце 1978 года, и прежде всего, с изучения материала в отчетах групп, путешествующих по Чулышыану. В результате анализа были выявлены особенности и характер реки, откуда и определились требования к участником похода, - это физическая и техническая подготовка, опыт участия в походах не ниже У категории сложности, психологическая совместимость. Это и требования к средствам сплава, и организация рабочего дня в походе с целью недопущения психологической усталости. Это и требование к индивидуальным средствам, и организация заброски с целью минимального потери времени и сохранения сил участников.

Успех похода во многом зависит от подбора группы, от психологической совместимости его участников. А высокая техническая сложность маршрута накладывает еще и дополнительные требования, т.е. уменаие владеть слаломной техникой, быстро ориентироваться и находить правильные решения в сложных ситуациях. С этой целью подбор группы был произведен так, чтобы участники хотя бы один раз находились вместе в походе не ниже У категории сложности. Кроме общефизической подготовки, по заранее paзработанной программе проводились тренировки на Днепре по овладению слаломной техникой с последующим участием в соревнованиях по TBT. А регулярные походы выходного дня окончательно сформировали крепкий дружный коллектив.

Учитывая сложную топографию порогов с мощными сливами водопадного типа, большую протяженность порогов с высокими и короткими валами, было решено разработать и изготовить маневренные и достаточно остойчивые средства сплава. Судно должно совместить в себе маневренность ЛАСа и прохоцимость плота, иметь высокую посадку и большую грузоподъемность, иметь хорошую транспортабельнюсть. Такое судно - трехместный тримаран /см. рис.1 - 2 и фото/ было разрабютано и изготовлено руководителем похода Барчуком Э.В. и успешню прошло испытания. Второй тримаран был изготовлен участником похода Солуэнья Луисом, но, так как этот тримаран был расчитан на 6-7 человек, а на нем шло 4 человека, мы не смогли подвергнуть его полной программе испытаний.

Очень много внимания было уделено средствам индивидуальной безопасности. Все участники похода имели усиленные спасжилеты, шлемы, наколенники, щитки для голени, гидрокостюмы, что обеспечило уверенное прохождение сложных и опасных порогов. А доработка авиационного спасжилета Солуэнья Луисом и Гончаром А.С. заслуживает большого внимания и, очевидно, найдет широкое применение среди туристов-водников.

Благодаря четкой организации заброски, схему которой вазрабютал зам. руковоцителя - Гончар А.С., мы сохранили силы участников и затратили минимум времени для выхода на маршрут. Вылетев из Киева 4 августа, днем 6 августа мы уже были в пос. Саратан.

Прохождение технически сложных маршрутов высшей категории сложности требует полной отдачи как физических сил, так и огромного нервного напряжения. Причем последнее может привести к нежелательному результату. Чтобы максимально возможно исключить перегрузку был разработан такой режим дня, при котором участники похода могли хорошо отдохнуть, расслабиться. 3а редким исключением группа останавливалась на стоянку позднее 3-х часов пополудня. Для нас не было самоцелью только спортивная сторона прохождения сложного маршрута. Основная задача - зто изучение нового для киевских туристов-водников маршрута и активный отдых. Мы хотели, не обкрадывая себя, в полной мере ощутить эмоциональную сторону маршрута. У нас на все хватало времени: ловить рыбу и побродить по великолепной Алтайской тайге, собирая ягоды и грибы, подниматься в горы, любуясь суровой красотой заснеженных вершин и панорамой реки. А вечером, с прекрасным настроением хорошо отдохнувшего человека, сидя у костра послушать туристские бывальщины или пол звуки гитары спеть хорошую песню.

С грустью мы расставались с Чулышманом, но знали, что выполнили поставленную перед собой задачу.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

4.I. Пешеходная часть.

Поход начинается в пос.Саратан. Отсюда, вдоль Башкауса, идет тракторная дорога, которая через 8 км поднимается круто вверх и выходит в долину р.Кара-Таш. Долина р.Кара-Taш заболочена и, поэтому, дорога идет в 700-800 м от реки, пересекая несколько небольших болот и бродов. У истоков р.Кара-Таш начинается подъем на перевал. Высота перевала над уровнем моря 2303 м. Подъем на перевал сложности не представляет.

Преодолев водораздел, дорога выходит в долину р. Н. Тар-Тагай и идет по правому берегу. Затем брод через H. Гар-Тагай и летник на левом берегу. Здесь тракторная дорога заканчивается и начинается конная тропа, которая через 14 км выходит на р.Чулышман в районе моста.

Весь участок тракторной дороги мы прошли с легкими рюкзаками. Весь основной груз был водружен на трактор и доставлен до летника на р. Н. Тар-Тагай. Отсюда по конной тропе началась челночная заброска груза на р.Чулышман.

4.2. Водная часть.

Сплав по Чулышману мы начали выше моста, через который идет тропа в пос. Язулу.

1. Шивepa - средней сложности. Расположена перед мостом через Чулышман. Протяженность шиверы порядка ЗООм. В русле обливные камни. Перед мостом небольшое сужение и вал до I.5 м. Заходили в шиверу со стороны левого берега, постепенно смещаясь к правому берегу. До Еландинского порога река насыщена несложными порогами, шиверами, быстринами, которые можно проходить без разведки.

2. Еландинский порог - средней мощности /рис. 3/. Расположен на Z-образном повороте реки. Протяженность порога порядка 200 м. Леcистый остров делит порог на две протоки. Правая протока загромождена валунами. На входе левой протоки небольшой перекат. В конце лесистого острова протока разделена валунным островом. Основная струя между островами. Здесь в струе камни, осложняющие прохождение. Порог прошли чисто по основной струе. После порога шивера с п/подводными камнями, за которой открывается вид на обрывистый, глинистый берег. В конце глинистого берега необходимо остановиться, т.к. впереди начинается Шавлинское ущелье. На правобережной полке хорошее место для стоянки.

3. Порог Мини-Каша - мощный порог с больным уклоном, считается входом в Шавлинское ущелье. Это почти двухкилометровый порожистый участок. Начинается шиверой сразу за обрывистым глинистым берегом. В пороге очень много п/подводных и надводных глыб. Разведку порога производили по правому берегу до скального бона. Затем, пройдя с лавировкой просмотренный участок, остановились за скальным боном и продолжили разведку по правому берегу. Прохождение порога требует лавировки судна с переходом от одного берега к другому. Оба экипажа хорошо прошли порог (рис. 4-5).

4. Шивера Катушка - очень мощная шивера. Расположена после Мини-Каши на левом повороте реки. Протяженность - метров 400. На входе, перед левым поворотом реки, обломки скал создают крутые сливы. Затем, на левом повороте - "горка" длиной метров I00. Вода на большой скорости стекает по множеству валунов средних размеров. Надводных камней почти нет, зато масса обливных зубьев. Все в пене. Валы и ямы по всей шивере. После "горки" - участок с сильной струей и большими обломками скал. Шивера заканчивается резким 1.5 метровым сливом. Разведку производили по правому берегу. Первый тримаран заходил со стороны левого берега и вышел на "горку" по центру потока. Здесь, в момент сваливания по "горке" мощным потоком судно было брошено на валун, но мгновенная реакция экипажа, и судно уже идет по намеченной линии движения - к левому берегу. В конце "горки" небольшой прыжок. Последний участок проходили с лавировкой между обломками скал по основному потоку и он сложности не представляет.

Второй тримаран начал заход со стороны правого берега, но был прижат к валунам. Снявшись с валунов, прохождение было продолжено под правым берегом, а последний участок был пройден по основному потоку. /Рис. 6/.

5. Слив "Башни" - одиночный, прямой, несложный. Следует после небольшого плеса. Проходили в левой части. На левом берегу есть неплохое место для лагеря. Напротив слива, на правом берегу, высокие конгломератные столбы - башни с огромными валунами на макушках. Правый берег становится местами труднопроходимым.

6. Порог "Поперечный" - средней мощности. Начинается шиверой с огромными валунами и мощными сливами. Длина шиверы метров 300. Затем за правым поворотом остров с березами делит поток на две протоки. Вход в левую протоку забит валунами, а в правой протоке валунами забит выход. После тщательной разведки выяснили, что можно пройти по правой стороне протоки и сразу за островом круто свернуть влево /перпендикулярное направление к левому берегу/, дальнейшее прохождение осуществляется вдоль левого берега. Здесь шивера средней мощности. Очень крутые сливы с полуподводных плит. После левого поворота река мощным потоком катится с "горки", в центре потока треугольный камень, который необходимо пройти правым бортом. Длина порога около 1 км. После порога - плес.

Первый тримаран чисто прошел порог, строго придерживаясь намеченной линии движения. Второй тримаран при прохождении наскочил на острый "зуб" и разорвал два баллона, однако благополучно пристал к берегу и, произведя ремонт, успешно закончил прохождение порога. После короткого плеса остров. Основной поток в левой протоке. В начале острова в левую протоку впадает р. Адулюгем.

7. Порог "Длинный" - мощный и очень сложный порог. Начинается шиверой перед островом и представляет собой 2-х километровый порожистый участок с мощными сливами и крупными глыбами. Валы в пороге до 1.5 метров и очень короткие по длине. Разведку порога производили по правому берегу по участкам. Оба судна хорошо прошли порог, четко придерживаясь намеченной линии движения, которая проходила по основному потоку.

8. Порог "Стадо Бегемотов 1" - очень мощный порог. Расположен за островом с березами. Разведка порога по левому берегу (Рис. 7). В первой ступени можно видеть три сложных места: серия ворот на входе, косые ворота и обход ряда камней в середине и прохождение мощного выходного слива с боем в скалу левого берега и последующим прыжком между двумя обливными глыбами. На входе возможно движение двумя вариантами: проходом ближе к середине, в ворота между двумя огромными надводными камнями, с уходом в прыжке от обливного камня в сливном треугольнике или проход у самого левого берега через обливные камни. В соответствии выбранной линией движения строится и прохождение левой протоки у острова. В средней части порога нужно уходить влево через "перчатку" между многочисленными камнями. В выходной части порога вариант движения один - по основной струе. Оба судна шли на входе средними воротами. Первый тримаран чисто прошел порог. Второй - на выходе был прижат к скале левого берега и перевернулся. Ниже порога хорошее улово, так что авария быстро была ликвидирована силами экипажа. После улова несложная шивера, пройдя которую остановились на левом берегу. Место для стоянки очень удобное.

9. Порог "Стадо Бегемотов 2" - очень мощный порог. Начинается после короткого быстротока. Порог короче предыдущего, но несколько сложнее за счет большой скорости потока и нагромождения обливных камней - "грибов". Наиболее сложна и круто падает входная часть порога, где нужно идти "по ниточке" между грибами и пенными ямами. В конце порога в левой части лежит огромная плита, за которой образуется пенная яма до I,5 метра глубиной. Разведка производилась как с левого, так и с правого берегов. Линия движения - очень тонко войти в прыжок первого слива, а затем с лавировкой по основной струе. Оба судна хорошо прошли порог /Рис. 8/.

I0. Шивера. Мощная. Расположена за правым поворотом реки, после левобережного бона. За коротким быстротоком глыбы в центре русла, затем каменистая отмель посредине реки. В левой протоке прохода нет. Правая протока сильно "засорена" валунами. Основной поток здесь. Проходили шиверу по основному потоку с колоссальной лавировкой. Разведка шиверы по правому берегу и обязательна, т.к. сразу после нее начинаетсн порог "Черный клык".

II. Порог "Чёрный клык" - мощный. Расположен сразу после шиверы. Мощный поток двигаясь по диагонали с правого берега к левому, натыкается в середине слива на огромный обломок скалы и вспухая на нем бугром расскекается на две части. Одна часть сваливается вправо сливом - водопадом. Единственный проход - в правой части струи. Оба экипажа чисто прошли порог.

12.13. Шиверы средней мощности. Расположены после короткого плеса. Первая шивера с крупными глыбами в русле, в ее начало впадает р.Нижний Кулаш, дальше, перед островом, в начале которого стоит большая глыба серого цвета и растет несколько деревьев, начинается следующая шивера, состоящая из двух частей с небольшим участком быстротока между ними. На выходе первой шиверы довольно сильный бой в скалу левого берега в локальном правом повороте. Оба судна прошли по одной линии движения, прижавшись на входе ближе к острову, а затем по основной струе.

I4. Порог "Кульминация" - очень мощный. Расположен сразу после шиверы I3. Порог вполне оправдывает свое название. Это действительно самый технически сложный порог Шавлинского ущелья. Порог можно разделить на две части: первую - собственно порог и вторую - очень мощную шиверу - порог с крутыми сливами и валами до 1,5 м. В первой части наиболее впечатляет "котел". Масса воды, прорвавшись через лабиринт валунов, падает с 1,5 м высоты косого слива и идет на камни, замыкающие левую и частично нижнюю по течению стенку котла. На дне котла лежит громадный подводный камень, ориентированный вдоль направления русла. Образуется левый и правый полукотлы. Вода, разогнавшись в сливе, втекает в левый полукотел, частично, через щель в камнях, выливается к левому берегу, но основная масса воды переливается через донный камень в правый полукотел /образуется донное отсечение поперек котла/. Правый полукотел ограничен справа серединным валуном и еще одним скальным обломком, стоящим сразу ниже валуна по течению. В щель между этими валунами идет вода. За котлом небольшой плес. После плеса серия мощных сливов - водопадов, где линия движения проходит от берега к берегу. Выход из порога весьма сложен. Вся река перегорожена валунами. Остается небольшой проход у левого берега. Вода, перекатываясь через п/подводные камни мощным потоком валит в 2-х метровую щель и упирается в обломок скалы. После порога плес метров 70. Разведку порога производили по левому берегу. В связи с тем, что к порогу подошли во второй половине дня было решено отложить прохождение, сделав дневку. Весь следующий день посвятили изучению порога и профилактическому ремонту лодок. Основное внимание было уделено "котлу". После целого ряда промеров и экспериментов мы пришли к выводу, что второй тримаран по своим габаритам не вписывается на разворот в "котле", а прохождение первого тримарана весьма проблематично из-за сильно вспененной воды в котле. Дальнейшее прохождение "Кульминации" было осуществлено по основному потоку с маневрами от одного берега к другому. Выходили из порога под левым берегом, обойдя левым бортом обломок скалы (Рис. 9,11).

I5. Порог - мощный. Технически очень сложный. Состоит жз двух частей, разделенных быстротоком, протяженностью 40-50 метров. Первая часть порога - короткий крутой слив - горка. Нагромождение валунов в середине русла образуют два варианта входа в порог. Правый слив шире. Но здесь мощный косой вал может бросить на береговой камень. Левый слив чистый, хотя очень крутой. Оба наши судна входили в порог через левый слив. Затем шиверистый участок о нагромождением валунов и короткий быстроток. Вторая ступень очень сложная. Заход осуществляли левее глыбовой группы. Здесь нужен очень четкий маневр. Мощный поток, ждущий вдоль левобережного обломка скалы подрезается в перпендикулярном направлении потоком идущим от глыбовой группы и падает с 1,5 метровой высоты на п/подводный камень. Подрезанная струя образует мощный косой вал (Рис. 10). Сложность захода в том, чтобы струя не вынесла на косой вал, а в момент приземления, после прыжка, необходимо успеть уйти от п/подводного валуна. Этот маневр был успешно осуществлен обоими судами. Дальнейшее прохождение через I,5 метровые очень короткие и мощные валы. Вода сильно вспенена. На выходе из порога узкие ворота между надводным камнем и "грибом" в середине потока. Косой вал от предыдущих камней бросает на "гриб". Оба судна хорошо прошли пороги. Разведку порога осуществляли как по правому, так и по левому берегу. Протяженность порога около 1 км.

16.I7. Пороги - мощные. Один порог переходит в другой. По всей реке крупные скальные обломки. Мощность порогов нарастает к концу. Появляются крутые сливы. Требуется лавировка в прямых и косых воротах. Порог 17 переходит в порог-водопад "Пустячек". Разведку порогов нужно производить по правому берегу и лучше по участкам, т.к. протяженность их около 2 км. Проходили пороги с лавировкой по центру русла и остановились перед водопадом у правого берега в небольшом улове.

18. Порог "Пустячёк" - мощный порог-водопад. Проход только у правого берега, через 2х метровую щель между огромными глыбами. Высота слива порядка I м. После слива поперек реки лежит валун, образующий еще два слива. Левый слив прямой, но в сливе находится рваный камень и обойти его невозможно. Для того, чтобы попасть в правый слив необходимо сразу после прыжка уйти вправо, но так, чтобы лодку не выбросило на валун, лежащий поперек реки. За валуном резко развернуться влево и снова прыжок около 2-х метров, затем еще левый поворот к плёс (Рис. 12). Первый тримаран осуществил маневр через правый слив и успешно прошел порог. Второй тримаран не вписывался в развороты и поэтому экипаж осуществил проводку под левым берегом. Разведка порога производилась по правому берегу.

19. Шивера - очень мощная. Расположена после небольшого плеса на правом повороте реки. Вал очень крутой и высокий. В левой части шиверы - валунная отмель, река идет по валунному желобу. Все бело и разлиновано валами подобно стиральной доске. Длина шиверы порядка ЗОО м. Оба судна проходили шиверу справа.

20.21. Шиверы - мощные длинные с крупными глыбами и высоким валом. Проходили шиверы с лавировкой.

22.23. Шиверы средней мощности. Вал до 1 м. Шли без осмотра. До устья р.Шавла серия перекатов с отдельными крупными камнями. После впадения р.Шавла спокойный участок 10-12 км. Появляются острова.

24. Порог "Бегемот" - средней мощности. Особой сложности не представляет. Состоит из трех ступеней с разрывами метров 70-100. В пороге отдельные крупные глыбы. Вал до 1,5 м. До порога и за ним по две несложные шиверы. Проходили порог без разведки. Разведка порога возможна с обоих берегов, но предпочтительно с правого. После порога длинный плесс. Километра через два, на правом берегу появляется мощный скальный бом. Здесь и заканчивается тропа, идущая по правому берегу. Через 20 минут справа - порог "Труба".

25. Порог "Труба" - мощный, прямой порог с широкими проходами в сливах. Разведка порога производилась по левому берегу. Особой сложности для прохождения не представляет. Линия движения судов проходила по основной струе. Валы в пороге до 2-х метров. После порога плес метров 70. Здесь необходимо обязательно остановиться на левом берегу для разведки шиверы "Предкаша" и порога "Каша".

26. Шивера "Предкаша" - средней мощности, переходит в порог "Каша" практически без разрыва. Река делает левый поворот, упираясь в конгломератную осыпь высотой до 15 метров и резко ускоряется. В русле появляется множество валунов и глыб. Оба тримарана хорошо прошли шиверу и остановились на левом берегу для осмотра "Каши".

27. Порог "Каша" - очень мощный. Длина активной части порога около 2-х км. Для всего порога характерны: высокая скорость течения, множество обливных и надводных глыб, пенных ям, сливов-водопадов. Линия движения не отличается извилистостью, но маневр осложнен постоянной высокой скоростью течения, изрытостью струи валами до 2,5 м и пенными ямами. В "Каше" пять ключевых сливов, особенно сложны и мощны первый второй и пятый. Ниже "Каши" - плес-быстроток, протяженностью 60-7О м. После тщательной разведки порога было решено: первый тримаран проходит первый слив. В это время экипаж второго тримарана организовывает страховку. Затем первый экипаж осуществляет проводку вдоль правого берега второго и третьего сливов, а второй экипаж в это время осуществляет обнос своего тримарана за пятый слив и организует страховку первого экипажа при прохождении четвертого и пятого сливов. Такое решение было продиктовано обеспечением безопасности членов экипажа, оказавшихся за бортом, что в "Каше" весьма вероятно. Учитывая конструкцию первого тримарана, показавшего великолепные ходовые качества, мы определили ключевые места возможного переворота судна и организации страховки с берега. Мест организации страховки оказалось только два - короткий быстроток с уловом после первого слива, и плес после пятого слива. Конструкция тримарана обеспечивала безаварийное прохождение третьего и четвертого сливов, но пройдя второй слив, невозможно было выйти на линию движения. Поэтому прохождение "Каши" было решено продолжить с четвертого слива. В связи с малочисленностью страховщиков /4 человека/ киносъемка не производилась. Пройдя первый слив, судно причалило к правому берегу и экипаж приступил к проводке. Необходимо отметить, что проводка была очень сложной и заняла три с половиной часа. Дальнейшее прoxoждение было осуществлено в строгом соответствии с планом. Обнос второго тримарана произвели по хорошей тропе левого берега.

28. Шивера. Мощная. Камни, в основном, обливные. Протяженность порядка 15О м. Валы до I,5 м. Входили в шиверу несколько правее середины, затем смещение вправо в обход серединных валунов и резкий уход к середине и влево в выходной слив.

29.30. Шиверы. Мощные. Довольно сложные с беспорядочным нагромождением крупных валунов, сливами и валом до I,5 метра. Прохождение осуществлялось с колоссальной лавировкой.

31. Порог "Ворота" - очень мощный. Образован тремя огромными глыбами, перегораживающими реку. Одна глыба лежит на левом берегу, две другие ближе к правому берегу реки. Проход у левого берега. Река в этом месте правый делает поворот и большая часть воды уходит к правому берегу, наваливаясь на глыбы, образуя могучую подушку и уходит в щель между двумя валунами и валуном и правым берегом. Меньшая часть воды /левая/ идет в проход шириной метров пять у левого берега. Крутизна сливa порядка 45 град. Ниже слива поток бьет в отдельно стоящие скальные выходы, падает еще с одной ступеньки и успокаивается на плесе. Входили в порог по основному потоку, выдерживая курс на серединную глыбу. У глыбы, используя водяную подушку, развернулись на 90 град. и вошли в слив между левой глыбой и берегом. В конце слива резкий поворот на 90 град. вправо, далее короткий слив и плес. Порог был пройден чисто. Разведка порога обязательна по левому берегу. Для разведки лучше всего остановиться сразу после шиверы за левым поворотом реки.

32.33.34. Шиверы - мощные, средней сложности, слабеющие по мере удаления от порога "Ворота". Шиверы проходились без разведки.

Река Куркуре впадает в Чулышман мощным потоком. А в 300 метрах вверх по Куркуре имеется очень красивый водопад. Через р.Куркуре есть мостик. Так что осмотр водопада можно производить как с левого, так и с правого берегов. От р.Куркуре до начала Туданского каскада препятствий нет. Есть несложная шивера 35 м, несколько перекатов. На берегах появляются кусты облепихи, усыпанные ягодами. Урочище Кату-Ярык представляет собой несколько изб и сараев для скота. Людей здесь можно встретить только случайно.

Туданскжй каскад порогов начинается не сложной шиверой 36. С крупными надводными камнями и ленивым течением.

37. Порог средней мощности, протяженность 150 м, начинается на левом повороте реки несложной шиверой. Затем правый поворот и река перегорожена тремя глыбами /немного меньше чем в пороге "Ворота"/. Основной поток наваливает на центральную глыбу и проходит между первой /считая от правого берега/ и центральной глыбой, и разбивается в камнях. Чистый проход есть только между центральной и третьей /левой/ глыбой. Слив пологий. Входили в порог по основной струе. За правым поворотом прижавшись левым бортом к полуобливным камням. Перед центральной глыбой развернулись и на левом выносе вписались в слив между центральной и левой глыбой. Второй тримаран также успешно прошел порог. Разведку порога удобней производить по левому берегу. Отсюда можно разведать следующую шиверу, и весь Туданский каскад.

38. Шивера - средней мощности. Начинается после короткого плеса и имеет протяженность около 150 м. Река стеснена мелью из крупных валунов, сходящих с правого берега. Основное русло усеяно обливными камнями и небольшими "грибами", плохо заметными с воды. Проходили шиверу по основному потоку.

39. Туданский порог - очень мощный и очень сложный. Протяженность около 700 м. Река настолько сильно подперта порогом, что течения после шиверы 38, практически, нет. Короткий плес, напоминающий озеро, т.к. выхода реки не видно. Река перегорожена громадными глыбами; слева и справа от центральной глыбы два чистых прохода. Это сливы-водопады высотой порядка 3-х метров. Поток среднего слива отжимается левым к середине потока, что затрудняет вход в следующий слив. Здесь река делится надвое скалой. Слив в левой части очень сложный но проходимый. Его сложность в заходе, т. к. существует мощный навал на скалу. Правый слив - непроходим. Это частокол острых скальных надолбов. На выходе из первой части порога мощные "грибы" и валы до 2,5 метров. За правым поворотом стоит оригинальная скала, напоминающая динозавра с поднятой головой, обращенной к середине реки. Туловище глыбы похоже на решето, у которого многочисленные дыры промыты водой. Напротив "динозавра" у левого берега небольшая суводь, где можно зачалиться и продолжить осмотр второй части порога. Вторая часть порога менее мощная, но достаточно сложная. Надводные и полуобливные камни усложняют маневр. После тщательной разведки, определив ключевые места переворота, была организована береговая страховка, и первый тримаран пошел на прохождение порога. Заходили в порог правее центральной глыбы. После прыжка несложным маневром, избежав навала на cкaлу, вошли во второй слив. За вторым сливом мощные, высокие и короткие валы сильно затрудняют маневр. На правом повороте реки тримаран выбросило на полуподводную плиту. Экипаж мгновенно снялся с плиты, но продолжил движение кормой вперед. Метров через десять тримаран уже шел носом по курсу и причалив в суводь к левому берегу, стал на страховку второго тримарана. Второй тримаран удачно прошел первую часть порога, не избежав, правда, столкновения с той же плитой. Еще раз осмотрев вторую часть порога, оба экипажа успешно прошли порог и остановились на отдых на левом берегу. Здесь очень удобное место для стоянки и удобно проделать разведку оставшейся части Туданского каскада /рис. 14/.

40. Шивера - мощная с отдельными крупными глыбами в русле. Протяженность порядка 200 м, Валы до 2-х метров, мощные сливы. Однако, особой сложности для прохождения ие представляет. Проходили по основному потоку с незначительным маневром. После шиверы плес около I00 и. Разведка по левому берегу обязательна.

4I. Порог - мощный и весьма сложный, хотя выглядит не так эффектно, как Туданский. Порог состоит из двух частей. В первой части с левого берега выдается гряда громадных глыб, проход остается только в правой части. Это узкий мощный коридор между скальными выходами справа и полуобливными и надводными камнями слева. Протяженность ступени метров 70, за ступенью участок быстротока метров 40-50. Струя, выходящая из правой части порога, наваливает на камни правого берега. Вторая ступень чрезвычайно коварна. Пологий длинный язык входного слива перечеркнут мощным /до 2м высотой/ косым крученым валом, расположенным под 45 град. к течению. Это односторонний вал образуется потоком, отраженным от левобережной глыбовой группы. Вал перекрывает всю реку от берега к берегу. Средняя часть второй ступени чиста, только валы до 2-х метров. На выходе из порога стоят "ворота", образованные двумя полуобливными глыбами, лежащими в русле. Проходить наметили между ними, хотя возможен проход и у левого и у правого берега. После порога 200 м тянется шиверистый участок /рис. 13/. Весь порог хорошо просматривается с левого берега, а вход не мешало бы просмотреть и с правого берега. Порог прошли по намеченной линии движения, по основной струе. Остановились на правом берегу и пошли смотреть Туманский водопад. Но он значительно уступает по всем параметрам водопаду Куркуре.

42. Шивера - мощная с большим валом в средней части и сливом с обливного камня, с ямой глубиной не менее 2-х метров в середиие струи на выходе. И валы и яма обходятся у левого берега. Скала на выходе, стоящая на середине peки, хорошо обходится слева. Прошли шиверу чисто. После шиверы - плес, затем остров с простым перекатом в правом русле. За перекатом на плесе необходимо пристать к левому берегу для осмотра Итыкайского порога.

43. Итыкайсиий порог - самый мощный порог всего Итыскайского каскада. Река в пороге делится островом на две протоки. Левая протока непроходима. Основной поток и сам порог - в правой протоке. Осмотреть вход в порог, который невороятно завален валунами и наметить линию движения со стороны левого берега невозможно из-за острова, заросшего деревьями, а со стороны правого берега из-за того, что основная струя - в левой трети русла. С левого берега хорошо просматривается выход и следующая за Итыкайским порогом мощная шивера. В пороге мощная струя с высоким валом. На выходе из порога в районе слияния проток есть несколько камней "грибов", разбросанных в беспорядке. Давать какие-то рекомендации по прохождению этого порога трудно: выбор линии движения зависит от уровня воды, квалификации экипажей, выбора средства сплава и т.р. Мы заходили в порог в левой трети русла, и продвигались вперед с колоссальной лавировкой между глыбами. Выйдя за гряду валунов, шли по основному потоку метрах в 10 от острова. Оба экипажа хорошо прошли порог, только второй тримаран на входе у острова сел на полуобливной камень, так как по габаритам не вписывался.

44.45. Пороги мощные средней сложности. Протяженность первого порога метров 200, второго -300-350м. В первом пороге преобладают обливные камни, "грибы" и вал до 2-х метров, во втором - уклон и скорость течения меньше, но много крупных надводных глыб и сливов между ними. Первый порог осмотрели по левому берегу и шли по середине с небольшой лавировкой. Второй порог и последующие проходили без осмотра, т. к. с наплыва они хорошо просматриваются.

46-47. Шиверы - двухкаскадные с высокой скоростью потока. Местами высота вала достигает I,5 метра. Уклон реки постепенно уменьшается. Горы "расступаются". На смену шиверам и порогам приходят простенькие перекаты. Река принимает характер близкий к равнинному.

После р.Чульча препятствий вообще нет. В русле появляются острова, протоки с ленивым течением. До Телецкого озера 50 км - 7 часов споюйного сплава. В устье Чулышмана остров. Здесь необходимо уйти в левую протоку, что сократит путь к мысу Кырсай километров на IO.

Ежедневно, в I5.00 от мыса Кырсай отправляется теплоход "Пионер Алтая" на турбазу "Золотое Озеро" пос.Артыбаш. Здесь наша группа и закончила поход.

5. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

Путешествие по Чулышману прошло безаварийно, в запланированные сроки и, кaк в спортивном, так и в познавательном плане, принесло полное удовлетворение всем участникам.

Нагрузки в путешествии довольно значительные, однако, при правильно организованном режиме, создавались условия для хорошего отдыха и полного восстановления сил.

Участки маршрута по сложности почти равноценные, однако некоторые /"Кaша", "Ворота", Туданский и Итыкаский каскады/ можно отнести к высшей (шестой) категории сложности.

Сплав по Чулышману требует от его участников хорошей технической подготовки, а также полного напряжения физических и моральных сил и психологической совместимости в группе.

Выбирая линию движения судна во время разведки порога, зачастую приходилось решать довольно сложные задачи. Однако,маневренность и надежность разработанных и изготовленных нами средств сплава позволяла уверенно проходить весьма сложные пороги, зачастую водопадного типа, практически выдерживая заранее намеченную линию движения.

На наш взгляд, наиболее пригодны для сплава по Чулышману катамараны /тримараны/, возможно надувные плоты ПСH, СП, менее пригодны лодки типа ЛАС,НДЛ и совершенно не рекомендуется сплав на байдарках. Участники должны иметь в своем активе опыт сплава по горным рекам Алтая, Памира, Тянь-Шаня не ниже пятой категории сложности. Учитывая сложный характер реки, каждый участник должен иметь срдства защиты: наколенники, щитки для голени, гидрокостюм /брюки/, усиленный спасжилет и шлем. А каждое судно должно быть оснащено дополнительно вспомогательными веревками. В плане обеспечения безопасности следует иметь в виду почти полную ненаселенность маршрута, что обязывает к особой тщательности при закупке продуктов и медикаментов. Экипажи должны иметь навыки в оказании доврачебной помощи.

При подготовке к походу использовались лоции и картографический материал Челябинских и Алтайских туристов, т.к. материалов по Чулышману в г.Киеве не было.

Для тех, кто собирается совершить достаточно сложное и весьма увлекательное путешествие по Чулышману, мы хотим еще раз напомнить, что поход нужно готовить основательно, не упуская никаких мелочей. Лучшее время для путешествия - август.

Счастливого плавания!

На сайте дополнительно к данной информации имеются: схемы (рисунки): маршрута, порогов и тримарана.


Сканирование и редакция (г. Киев, 2002 год) - Поездника Сергея, тел. в Киеве - (044) 4505910, poezd@i.com.ua, www.poezdnik.kiev.ua - "Водный туризм Украины".


Версия для печати
 
Водный туризм Украины
2002