Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

ОХТА - 2003 год. Отчет Поездника С. (Киев)

Водное туристское путешествие третьей (с элементами четвёртой) категории сложности по реке Охте (Карелия), совершенное группой из Киева в июле 2003 года.

Руководитель - Моркотун Владимир.

Средства сплава - катамараны (2 шт - 12 чел), байдарка Таймень-3 - 2 чел.

  1. ВПЕЧАТЛЕНИЕ
  2. Водное путешествие по реке Охте остается одним из самых лучших туристских маршрутов по северной Карелии. Отдаленность от населенных пунктов, живописные берега и озера, обилие грибов и ягод, великолепная природа, рыбалка, наличие порогов разной сложности (в т. ч. порог-красавец Кивиристи - 4-5 к. с.), благоприятный климат, относительная близость начала и конца маршрута к ж/д дороге, посещение заброшенной Никольской деревянной церкви 1602 г и острова «Духов» с туристскими приколами - делают поход незабываемым и приятным. К достоинствам можно отнести также возможность посещения заповедных Соловецких островов (монастыря) - уникального природного, исторического и архитектурного памятника.

  3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
  4. Поезд № 128 «Москва-Мурманск» прибывает на станцию Сосновец в 21-00 (т. е. в не очень удобное время) и до реки на автомобиле приходится добираться ночью. В связи с этим, может оказаться целесообразным проработка заброски из Киева через Санкт-Петербург (а не через Москву). Все билеты (в т. ч. обратные) можно заблаговременно купить в Киеве.

    Дорога от Сосновца до деревни Кевятозеро (а также до других стоянок на Кевятозере) крайне непригодна для автомобилей, поэтому все водители уговаривают туристов начинать маршрут от моста между Куккомозером и Муеозером, что сокращает маршрут на сутки и лишает туристов рыбалки на заболоченном участке до Куккомозера и на живописном Куккомозере. С другой стороны, этот участок не имеет течения и порогов и для некоторых групп может быть не интересен.

    Несмотря на сравнительно малую протяженность маршрута (около 120 км), поход можно превратить в изнурительное мероприятие, неправильно выбрав вид судов и посадив на них недостаточное количество гребцов. Следует учитывать, что средняя скорость туристского (а не спортивного) катамарана с детьми по озерно-речной Охтинской системе не превышает 2 км/час (большое количество плесов, 15 озер и преимущественно встречные ветры). В свою очередь, количество гребных часов в сутки не должно превышать 6, иначе накапливается усталость и все радости похода становятся безразличными. Очень важно соблюдать (по той же причине) привычный режим - сон, отдых, гребля, прием пищи, хотя белые ночи (в июне-июле) всячески этому мешают.

    Оптимальным судном является туристская байдарка или катамаран, имеющий скорость байдарки, для чего на нём экипаж должен составлять не менее 4 человек, которые постоянно гребут. Идеальным судном является двухместный катамаран с продольным расположением гребцов и байдарочными вёслами.

    Нашей проклеенной таймешкой-3 были пройдены (без переворотов) все пороги кроме порога Кивиристи. Катамараны прошли все пороги. Оптимальным временем года для похода являются июль и август месяцы.

    При теплой и безветренной погоде необходимо серьезно отнестись к защите от кровососущих насекомых - комаров, слепней и мошки, которые проникают в непроницаемые места и практически могут лишить человека сна и отдыха. Это, прежде всего, сетки в палатках, репелленты и обычные накомарники. В нашем походе именно кровососущие больше всего доставляли неприятностей.

    Если количество рыбаков-спинингистов и поплавочников будет составлять ? часть от всей группы и будет выделяться время на рыбалку в тех местах, где ловится рыба, то завхозу смело можно включать в рацион уху и жаренных окуня, щуку и язя. А при наличии червей - и плотву.

    Исходя из непроверенной логики, что рубль на Украине дешевле чем в Москве, мы обменяли гривны на рубли в Киеве по курсу - 0.175 руб. за одну грн. и, как оказалось потом, были правы.

    При наличии знакомых в Москве, хорошо бы через них найти грузовичок для перевозки багажа с Киевского вокзала на Ленинградский (дешевле обойдется - ехать всего 10 минут).

    Воду из реки пить можно, дров хватает, хотя при организации бани, которых на маршруте множество, двуручная пила не помешает.

    На восточном мысе острова Троицы (озеро Муеозеро) в лесу стоит недействующая уникальная деревянная церковь 1602 года - слишком старая, чтобы ее не посетить.

    На маршруте имеются три болотистых участка, каждый из которых необходимо "всунуть" в один дневной переход потому, что там нет стоянок: первый участок (в самом начале маршрута) - от озера Кевятозеро до озера Куккомозеро; второй (самый большой - около 17 км) - от Муеозера до Юляозера и третий - от порога Немес до озера Лежево.

    Для посещения на озере Вороньем острова "Духов" - уникального места на маршруте, где собраны туристские скульптуры из дерева и других материалов, необходимо запастись лишней фото и кино пленкой, а если захочется там оставить что-то своё - надо заранее изощриться в выдумке и, желательно, заранее сделать композицию дома, потому что компьютер с клавиатурой и мышкой, избушка на курьих ножках, велосипед, гитара и телефонный аппарат (все из дерева) там уже есть. Всего на острове около полутысячи фигур и экспозиций и есть на что посмотреть.

    Затраты на одного взрослого участника : проезд на ж/д туда и обратно - 360 грн ($72), переезды в Москве и в Сосновце - 100 руб + 100 руб = 200 руб ($6.6), продукты (с дорогой) - 82 грн ($15.5) + 200 руб ($6.7) (касса) = ($22.16), фотоплёнки, накомарник, аптека и др. - 100 грн ($18.87). Всего - $119.63 (не считая поездки на Соловки, которая, в свою очередь, составила еще $25 с чел.).

  5. НЕДОСТАТКИ МАРШРУТА
  6. Пересадка с поезда на поезд (в Москве или Санкт-Петербурге).

    Значительное (100 км) расстояние от станции до начала маршрута. Дорога грунтовая.

    Обилие (в июле) кровососущих насекомых.

    Позднее время прибытия 182 поезда в Сосновец.

    Встречные ветры, что в сочетании с обилие плесов и озер делает невозможным скоростное прохождение маршрута на некоторых катамаранах.

    Мели и шкуродёрка на порогах при малой воде.

    Неудобное расписание катеров на Соловки из Кеми и обратно, что в сочетании с ценой (более $20 с человека) делает экскурсию проблематичной.

    Беспрерывная чистка окуня, что не дает нормально собирать грибы и ягоды.

  7. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ
  8. Район путешествия - Россия, республика Карелия.

    Маршрут - по реке Охта от оз. Кевятозеро до реки Кемь и по Кеми до г. Кемь. Поездка на Соловецкие Острова.

    Вид туризма - водный.

    Категория сложности - 2 с элементами 4 (для катамаранов) и 5 (для байдарок).

    Время похода - с 11 по 28 июля 2003 года (с учётом заброски, выброски и поездки на Соловки).

    Продолжительность похода: 16 дней, в т. ч. чистого ходового времени - 9 дней, пешая часть (волок) - нет, движение против течения (бечёвник) - отсутствует, днёвки - 1 день, радиальные выходы - отсутствуют. Поездка на Соловки - 1 день.

    Протяженность маршрута - 120 км.

    Уровень воды в реке - низкий.

    Количество участников похода - 14 (в т. ч. детей - 5).

    Местонахождение отчёта (оригинала) - www.poezdnik.kiev.ua «Водный туризм Украины»

  9. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
  10. Водный поход по Охте в начальной и средней частях представляет собой туристское путешествие по озерно-речной системе, состоящей из 15 озер, соединенных между собой протоками. На протоках, как правило, находятся пороги, шиверы и перекаты незначительной сложности. Говорят, что на маршруте всего 46 порогов, мы их не считали, но убедились в том, что труднопроходимые и бурные расположены в чисто речной (конечной) части. Самый сложный и самый живописный порог - порог Кивиристи - является жемчужиной маршрута и оставляет незабываемое впечатление и у туристов и у спортсменов.

    В недалеком прошлом, когда берега Охты украшали вековые ели и сосны, по реке сплавляли лес. Для сплава строили на каждом озере перед вытоком (протокой) плотину, которую открывали после накопления в озере воды и бревен. Вода устремлялась в протоку, увлекая за собой плавающие бревна, заранее собранные сплавщиками перед плотиной. Повороты реки на трассе сплава укрепляли ряжевыми стенками из бревен и камней. Так из озера в озеро переплавляли лес. В последнем нижнем озере формировали плоты и гнали их до Кеми. Очевидно, дело было поставлено с размахом потому, что по всему маршруту до сих пор можно заметить остатки поселков, ряжевых стен, плотин, цепей, мостов, огромное количество топляков (утонувших бревен) на дне реки, что в совокупности является дополнительными препятствиями для туристских судов (особенно плотины, которые желательно перед прохождением осматривать), и еще потому, что вырубленный лес до сих пор не восстановился.

  11. ЗАБРОСКА И СТАПЕЛЬ
  12. Из Киева до Москвы целесообразно добираться на поезде № 90 «Жмеринка-Москва», где стоимость одного плацкартного места - 83.5 грн, а из Москвы до станции Сосновец - на ближайшем по времени поезде № 182 «Москва-Мурманск» (отправление в 19-28 по Московскому времени и стоимость плацкартного билета - 96.5 грн). В сумме - около $72 на одного взрослого человека (туда и обратно). То, что все ж/д билеты были куплены в Киеве - было правильным решением, поскольку Россия с 11.07 подняла цены (очевидно, сезонное повышение, которых несколько).

    Транспортировка рюкзаков в Москве с Киевского вокзала до Ленинградского на микроавтобусе обошлась нам в 700 руб с группы. Этот бизнес в Москве захватили люди кавказской национальности. Часть людей добралась до вокзала на метро (до станции «Комсомольская». Стоимость билета в Московском метро - 7 руб). В Москве был закуплен свежий хлеб на дорогу и на начало похода. К слову сказать, что лучше всего сохраняется Бородинский хлеб, но любой требует ежедневной просушки от конденсата, собирающегося на п/э кульках. Из Москвы в Мурманск можно уехать еще и другими поездами - № 16 в 00-28 и № 112 в 01-17 (до 14 07 - по четным, а с 14.07 - ежедневно). При отсутствии билетов из Москвы можно уехать Петрозаводским поездом в 18-??, а в Петрозаводске уже легко пересесть на любой поезд до Мурманска (из Питера, Минска, Симферополя и др.), в т. ч. и на 182.

    На станции Сосновец с нами вышло еще три группы (одна из которых уехала на реку Шую). Здесь туристов ждали автомобили перевозчиков - ЗИЛ-130, УАЗ, ГАЗ-66 и ГАЗ-69 с прицепом. Мы сторговали ЗИЛ за 85 баксов, хотя владельцы запрашивали 100. Водитель ЗИЛа - Сергей Михайлов, тел.36-6-61, адрес- ул. Антиканина 2, кв. 7, пос.Сосновец, Беломорский р-н республика Карелия.

    До заброшенной деревни Кевятозеро (100 км) ехали долго - до утра (то заправлялись бензином, то кого-то ждали, то куда-то заезжали). Устали сильно, водитель, по-видимому, разбил машину вдребезги - дорога страшная - и был злой, как собака. В тех рюкзаках на которых мы сидели, вернее прыгали - все разломалось и помялось. Но в деревне мы поели, кое-как поставили палатки и забылись беспокойным сном с комарами. На следующий день позавтракали, собрали катамараны и байдарку, посетили двух старушек (единственных постоянных жительниц), осмотрели забытую богом деревню (половина - развалины, но очень живописные), понюхали сирень, которая только-только там расцвела, покупались в очень мелководном озере Кевятозеро, где можно и порыбачить, поотбивались от оводов, которых «в этом году как никогда», переночевали еще раз и благополучно отплыли.

  13. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
  14. Река вытекает из озера Кевятозеро северо-западнее деревни Кевятозеро - в месте бывшего моста, до которого можно дойти и пешком из деревни по еле заметной тропинке. От этого моста до Куккомозера около 10 км, течения практически нет, русло сильно заболочено, хорошо ловится рыба, стоянок нет. Этот участок интересен тем, что видимое русло реки иногда сужается до 3 метров, но плавни вокруг действительно плавают, ходить по ним опасно - можно провалиться, впечатление такое, словно идешь по надувному матрасу. Под плавнями течет река и прячутся окуни. В конце участка - разлив, слева заброшенная плотина, прохождение через которую желательно осмотреть. Все строение старое, разваленное как и все последующие плотины и мосты.

    За плотиной четыре мелких, проходимых сходу шиверы и еще через три-четыре км - Куккомозеро - узкое живописное со скалистыми берегами, богатое рыбой. Здесь - хорошие стоянки слева, но лучшая (продуваемая, что является определяющим фактором) дальше - на правом мысу на повороте озера вправо. Живописные стоянки имеются также и за поворотом (справа).

    Выход из озера - вдоль ряжевых стен, затем проходимые сходу три шиверки и деревянный мост, куда хотели нас привезти водители. В старых описаниях этого моста нет. Здесь мы увидели туристов-водников из других городов, которые уже постоянно будут у нас "на виду". Все современные лоции начинаются отсюда, что сокращает маршрут до 100 км. Через 1 км от моста - поворот вправо, проход через плотину, четыре порожка, последний из которых в ряжах (для байдарочников - с осмотром по левому берегу) и вход в Муеозеро, где сразу же справа имеется неплохая стоянка.

    Муеозеро - живописное озеро с полузаброшенным поселком Ушково на левом западном берегу (на лугу) и множеством мысов и островов с хорошими стоянками. Но самым достопримечательным местом является остров Троица с уникальной деревянной заброшенной в лесу Никольской церквушкой 1602 года и часовенкой с каким-то гробом в ней. Вокруг строения все заросло травой в человеческий рост, деревья пропускают мало света и одному там ходить неуютно, но очень интересно - двери не заперты, внутри все очень чисто и благоговейно. Бревна от времени побелели, кое что уже рушится. Чтобы найти церковь, необходимо от реки идти мимо мыса правого берега к острову Троица (который закрывает весь правый горизонт) и потом направо - вдоль острова к его восточному мысу, обогнуть его (влево) и сразу же высматривать на берегу луг с тропинкой, в конце которой и стоит церковь (с воды плохо видна). На лугу имеется стоянка. Есть тропа сюда и с западного мыса острова, где есть хорошие стоянки (обычно заняты).

    За Муеозером начинается самый длинный болотистый участок (около 17 км), поэтому ночевку катамаранным группам желательно сделать как можно ближе к плотине, через которую из озера вытекает река. При поиске этой плотины мелкие острова (где, кстати, есть хорошие стоянки), которые могут быть ориентиром и хорошо видны на карте - сливаются в один далекий берег, поэтому необходимо идти от церкви на север вдоль хорошо видимого восточного (правого) берега озера не приближаясь к нему, а когда за правым мысом откроется восточный залив, взять правее и держать курс на белые горизонтальные полосы - выбеленные от времени бревна плотины (всего около 6 км от церкви). Слева от плотины есть стоянка для одной группы и еще издали видно - занята она или нет. Если занята, то за правым мысом, о котором уже шла речь, есть хорошая стоянка на второй от мыса скале. Окунь хорошо ловится на границе камыша правее плотины.

    Проход в плотине узковатый, но без гвоздей и бревен. Через 4 км плавания по заболоченной реке с медленным течением (и хорошей рыбалкой на дорожку до самого Юлеозера) - слева вливается приток Чаруж. В нескольких сотнях метров за притоком справа - последняя хорошая стоянка, далее до озера стоянку найти можно, но на кочках. Этот нудный участок со стоячей водой мы прошли на кате за 9 часов - плавни, болота, засохшие деревья. Перед последним левым поворотом справа вдали за плавнями на скале в лесу заметили какие-то строения и людей. Как они туда попали и зачем? Правда, после нашего прибытия на озеро со стороны Ригореки проплыла моторка в том самом направлении и через час вернулась с пассажирами - очевидно имеются какие-то протоки.

    Первая хорошая стоянка после болотистого участка - сразу при впадении в Юляозеро справа, но зато какая! Скалистый низкий отполированный берег с травой и редколесьем, мысами и островками, деревянными идолами, двумя банями (с дровами, правда, некоторая напряженка), столом и кострищем и сотнями надписей тех, кто тут побывал. Мы не царапали, но нашли надписи - "Киев-2003 и 2001", "Винницу-2000" и даже "Одессу-79". Хорошие стоянки, говорят, есть и на острове.

    Юлеозеро проходится вдоль его правого берега. Озеро плавно переходит в протоку, где уже необходимо держаться левого берега, который, в свою очередь, заворачивает влево в другую параллельно первой протоку таким образом, что движение происходит уже в противоположную сторону. В конце протоки - озеро Ригорека, на правом берегу которого стоит маленький полуразрушенный одноименный поселок. Мы увидели знакомую моторку - люди здесь живут только летом.

    За поселком надо идти вдоль правого берега, чтобы повернуть вправо в Аллозеро, в левой противоположной части которого находится очередная плотина, сначала не видимая. Плотина разрушенная и неприятная, потому что за ней мелководный кривой порог с видимым перепадом. Осмотр - слева. Имеется два прохода между разрушенными быками моста и в оба шли на наших глазах чужие байдарки. Мы прошли левым лотком всеми экипажами.

    За плотиной плесы и затем серия интересных порожков (около десятка), проходимых сходу. Участок с этими порогами - в целом имеющих название Немес - мрачноватое, но красивое место, имеющее какой-то таинственный вид. Там, очевидно, водится Леший. За порогом справа впадает бурный ручей - ориентир последней перед третьим болотистым участком хорошей стоянки (справа). Стоянка - необычная и имеет три яруса скальных площадок в лесу над рекой. Единственный недостаток - комары. Немного ниже по течению на отвесной скале имеется площадка - идеальное место для одной палатки, одного рыбака и сложена даже маленькая банька. Отсюда можно нырять со скалы. Вода из ручья имеет приятный вкус и вытекает, очевидно, из необозначенного на карте огромного озера, к которому можно пройти по тропе. Эта тропа начинается немного ниже по течению (от идеального места) и уходит вправо. По ручью идет разрушенный рукотворный деревянный узкий лоток, по которому, наверно, сплавляли лес из упомянутого рукотворного озера. Есть ли в озере рыба и стоянки - неизвестно. От реки до озера - около 200 м.

    После выхода Охты из леса - берега болотистые (щука), река крутится как уж, стоянок нет, кроме поляны, заросшей Иван-Чаем (цветы), на правом берегу (левый поворот). Далее русло незаметно переходит в озеро Лежево , где надо взять левее на второй мыс правого берега мимо островка. На озере Лежево, практически, всегда ветрено и имеется волна, поэтому его при благоприятных условиях часто проскакивают. А озеро очень красиво. Вообще, нам постоянно не хватало времени на красоту - слишком много ее на маршруте. При попутном ветре на озере в кустах, растущих на катамаране, должен случайно оказаться парус, что значительно экономит время перехода и нервную энергию. На правом берегу перед вторым мысом (за которым находится заброшенная деревня) на песчаном пляже находится прекрасно продуваемая стоянка с баней. За мысом надо повернуть правее (всего на градусов 15) и идти к плотине (сначала наугад) на север в самую дальнюю точку правого северо-восточного залива озера.

    Далее путь лежит не по реке Охте (Средняя Охта вытекает из озера Лежево на северо-западе), а по рукотворному пути сплавщиков леса. Плотина проходится без осмотра - чистый слив и за ним быстроток до мелковатого Торосозера, где отсутствует течение, очевидно хорошо ловится щука и есть на левом берегу на скале хорошая стоянка. Озеро узкое и выток реки находится в дальнем правом углу. И на озере и в устье очень красиво, течение в протоке увеличивается, на развилке надо идти вправо (порог Мельничный), где вскоре река мчится по деревянному лотку вместе с катамараном по валам как в тоннеле (Терге-порог). Далее перед Пебозером порог Пебозерский (100 м) - на выходе в озеро по центру мощный обливной камень, опасный для байдарок. Все экипажи все пороги проходили сходу, но последний надо было все-таки осмотреть. Возможен байдарочный проход в правый (от основного) слив. Сразу за порогом на берегу озера справа в лесу шикарная стоянка с поляной, где мы над кострищем повесили толстую цепь для котлов.

    На Пебозере находятся живописные развалины одноименной деревни, где должен был работать "пивной ларек", но как мы потом узнали от мужика, доставляющего пиво на Кивиристи, до этого ларька и ларька на Вороньем озере (остров - Большой Логин) "поставщикам" невозможно было этим летом добраться по причине непрохождения на моторке вверх по течению порогов Средней Охты(?).

    По Пебозеру надо идти вдоль правого (юго-восточного) берега мимо деревни и острова, который (похож на полуостров) остается слева. За островом начинается озеро Хизиярви, на левом (северном) берегу которого осталось пару сараев от деревни Кангашнаволок, где (правее) и находится вход в самое живописное озеро на маршруте - Воронье (ни одной вороны мы не видели). На озере масса живописных стоянок, мысов, островов и песчаных пляжей. Это - Охтинский рай. Если после входа в озеро не менять курс - упрешься в остров Духов, где нужно обязательно побывать. На север от острова духов в 700 м находится небольшой лесистый островок, который закрывает собой (т. е. находится на одной прямой) выход из озера - очередную плотину, которую необходимо обязательно осмотреть. Справа от плотины - отличная стоянка и отличная рыбалка (окунь, язь) с разрушенного "быка" старинной дамбы.

    Между озером Вороньим и последним Корниозером два порога, последний из которых - Олений. Оба проходятся сходу. Озеро (около двух км) длинное и узкое, все дно в топляках. За озером через полчаса хода - мощный Пиче-порог в ряжах - проходится сходу (без камней). Далее порог Кожанный (сходу) и Ойнагайне (сходу) - оба коротких, мощных и интересных препятствия со стоянками (первый с плитой, последний с бочкой). Далее через метров 500 - Лоуна-порог (400 м) - осмотр по левому берегу. Через два км за крутым поворотом реки влево - великолепный порог Хемег - живописный каньонообразный и скоростной. Проходить порог необходимо по струе, прижимаясь перед омутом к левому берегу. Перед порогом - хорошее место для стоянки. Порог заканчивается огромным живописным заливом (омутом) с высоким песчаным левым лесистым берегом, где масса мест для стоянок. Место очень красивое, удобное для стоянки, осмотра и обноса следующего - самого сложного на реке порога - Кивиристи. Многие здесь делают дневку. На скале у Кивиристи оборудована площадка для зрителей со скамейкой и массой памятных табличек. Был там и некролог.

    Описывать красоту порога Кивиристи (4-я категория сложности для катамаранов и 5-я для байдарок) и описывать его прохождение дело безрадостное - понимаешь, что надо не читать, а смотреть и оценивать сложность прохождения там и при конкретном уровне воды. Скажу только, что сам порог, каньон и вся местность вокруг сказочно красивы и величественны. Мы прошли порог двумя катамаранами, собрав целую толпу байдарочников и не оставив на скале памятную запись об этом событии. Кому нужны чужие странные подвиги?

    За Кивиристи идет серия средних порогов, из которых можно отметить пятый по счету - Печко-порог (500 м) в скальных берегах, слышен шум, ориентир - правый поворот за огромным камнем, осмотр по правому берегу - идти надо по струе с лавировкой.

    Далее нудная гребля и серия простых препятствий, в т. ч. пять порогов "Муравейных" и старый мост, сразу за которым слева хорошая стоянка. Потом опять гре-бля и наконец порог Тютерин - отвратительный, с косыми сливами, зубьями и плитами, но непроходимый. Но нам только этого слова и не хватало! Слева - отличный луг для травяных стоянок - зеленая гостиница!

    Последний рывок представляет собой сплошную "лопату", украшением которой служат два оставшихся порога. Последний из них - Охта-порог - интересен начальным косым сливом, который вышвыривает все что плавает на левую поганую скалу. Но мы - не свободно плавающие предметы, а три мощных слаженных гребных механизма! Первый кат, "зацепившись" правой кормой за бочку и, изумив всех многочисленных зрителей на берегу слаженной работой экипажа, легко ушел от косой струи вправо! Абсолютная слаломная техника на остальном участке порога привела зрителей в восторг, а у некоторых особей женского пола вызвал обмороки. Экипажам второго катамарана и байдарки показалась недостаточной скорость реки и они увеличили ее ничем не сдерживаемой силой своих великолепных мышц, прорезав весь порог как ножом на положительной скорости. Всех победителей встречали несмолкаемые аплодисменты многочисленных туристов, стоявших по берегам реки и приехавших со всех уголков планеты, чтобы увидеть, услышать и даже, если повезет, взять автограф у героев, с загорелых лиц которых не сходили белоснежные улыбки.

    Потом пошел дождь и пришлось сожрать последний кусок сала.

    До впадения Охты в Кемь и до Подуженской ГЭС плыли медленно по стоячей воде. Разобрали катамараны и байдарку на правом берегу, заночевали, выставив ночных дежурных (говорят воруют) и рано утром пешком дошли до ГЭС, где находится конечная остановка городского автобуса. Доехали до ж/д вокзала в городе Кемь. Грустно.

  15. ОТЪЕЗД (из Кеми):
  16. на С-Петербург - в 19-37 (поезд № 11), 12-23 (21), 13-47 (931 по четн.);

    на Москву - в 04-43 (133), 07-40 (15), 09-14 (181),10-22 (111);

    на Минск (Киев) - в 05-43 (225 четв, вскр)



СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА

(47 км от порта, 3 часа хода по морю в одну сторону)

Затраты на поездку: автобус от ж/д вокзала в Кеми до порта в Рабочеостровске - 8 руб/чел, перонные для входа на пристань - 20 руб/чел, стоимость плавания на острова на катере туда и обратно - 2х250=500 руб/чел, за вход на территорию монастыря - 70 руб/чел, питание - 50 руб/чел, автобус от порта до ж/д вокзала (ночью под заказ) - 20 руб/чел, камера хранения на вокзале - 29 руб/место. Итого - около $25 с человека.

Гостиница и сервис в порту - ООО "Причал", тел. + 7 (81458) 35360, 21107, e-mail: prichal@onego.ru . Стоимость номеров: одноместных с удобствами - 450 руб ($27 для иностр.); двухместных с удобствами - 720 руб ($50 для иностр.); двухместных без удобств - 520 руб ($30 для иностр.); трехместных без удобств - 780 руб ($45 для иностр.)

Отчет сделан в июле 2003 года в Мурманске

Просьба присылать на сайт изменения и дополнения к устаревшим лоциям, а также свежие описания (отчёты) походов. Авторство и СПАСИБО - гарантированы.

Автор отчёта - Поездник Сергей, тел. в Киеве - 4505910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»

Водный туризм Украины
2002