Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Полярный Урал 2009
(Мольыдмусюрью).

Отчёт Поездника Сергея (Киев) о водном туристском путешествии
на www.poezdnik.kiev.ua.

ФОТО

ВИДЕО

Идея маршрута родилась ещё в 2006 году, когда мы, перевалив из Азии через Главный Уральский Хребет (ГУХ), сплавляись по Северной Чигимхаруте. В одном месте эта река сближается с никем ранее не описанной рекой Мольыдмусюрью, впадающей в Кокпелу (западную) и далее в Пагу, Лемву и Усу. Незначительная длина волока (около 5 км по прямой по карте) и нехоженность реки Мольыдмусюрью были очень заманчивы. После введения РФ пограничного режима с пропускной системой на участке ж/д Сейда-Лабытнанги-Салехард, стало невыгодно начинать и заканчивать маршруты по Полярному Уралу в Азии. Дополнительно к денежной экономии стало выгодно начинать и заканчивать маршруты по Полярному Уралу в Европе, а именно в Инте, Абези и на ст. Сивая Маска (в связи с отсутствием необходимости оформления пропусков в новоиспеченую погранзону). Все эти факторы и привели к окончательному выбору нашего маршрута - от станции Абезь на моторных лодках забросится до устья Северной Колокольни (левый приток Харуты), далее бечевником пройти вверх по Харуте и Северной Чигимхаруте до упомянутой точки сближения, потом сделать волок на реку Мольыдмусюрью и сплавиться по ней, Кокпеле, Паге, Лемве и Усе до ст.Абезь.

Но на деле всё оказалось намного сложнее - после прибытия в Абезь выяснилось, что в этом 2009 году уровень воды в августе в реках настолько мал, что забросить нас на моторных лодках вверх по течению можно только по Усе и Лемве (до устья Харуты). Это означало, что наш бечевник (движение вверх по течению пешком с нагруженными судами на бечеве) увеличивался с 45 км до 100 км (!), на что нам пришлось согласиться - не возвращаться же обратно в Киев. Забегая вперёд скажу, что мы сделали этот героический бечевник, хотя другим это делать не советуем.

В этом походе были успешно проведены испытания новой одноместной надувной байдарки, любезно предоставленной украинско-французским предприятием ФИОРД-БОТ (Киев). Заключение по результатам испытаний можно прочитать на http://www.poezdnik.kiev.ua/pamyatka/fiord_boat_KM375.html

Участники (все из Киева):

Экипаж катамарана:
Архиереев Алексей (archisha@mail.ru) - руководство, видеосъёмка, выпуск и защита маршрута в КСС;
Марченко Татьяна - завхоз;
Овчаренко Алексей - спутниковое ориентирование, фотосъёмка.
Умнов Андрей - снабжение рыбой;

Экипаж надувной байдарки:
Савицкий Александр (a_savitsky@ukr.net) - гидробиологические исследования, фотосъёмка, испытание байдарки;
Поездник Сергей (poezd@i.com.ua) - идея и разработка маршрута, отчётность, испытание байдарки.

1. Справочные данные о путешествии.

Район путешествия — Европа, Российская федерация (республика Коми), Полярный Урал, тайга, лесотундра, горная тундра;

Маршрут — Киев - Москва - пос. Абезь (по ж/д) - р.Уса (против течения на моторной лодке) - р.Лемва (против течения на моторной лодке) - р.Харута (против течения пешком) - р.Северная Чигимхарута (против течения пешком) - волок - р. Мольыдмусюрью (сплав) - р.Кокпела (сплав) - р.Пага (сплав) - р.Лемва (сплав) - р.Уса (сплав до ст.Абезь) - г.Инта - Москва - Киев (по ж/д).

Вид туризма — водный.

Средства сплава — байдарка надувная Fiord-Boat-1 — 1 шт. (испытания), катамаран-4 - 1 шт

Категория сложности — четвёртая по протяженности и продолжительности (согласно Нормативов водных (на гребных судах и плотах) походов из «Перечня классифицированных туристских маршрутов на 1989 - 1992 годы», утверждённого Центральным советом СССР по туризму и экскурсиям).

Время похода — с 14 августа (выезд из Киева) по 05 сентября (приезд в Киев) 2009 года.

Продолжительность похода — 23 дня, в т. ч.:
- заброска и выброска - 6 дней (подъезд по ж/д - 3 дня, на моторной лодке - 3 часа, отъезд по ж/д - 3 дня);
- днёвки — 4 шт. (верфь катамарана - 1 день, баня - 2 дня, болезнь участника - 1 день).
- активная часть - 13 дней, в т. ч.: движение пешком против течения (бечёвник по р.Харута  — 5.5 дня, по р.Северная Чигимхарута - 2 дня); всего - 7.5 дней, пешая часть (волок) — 0.5 дня , сплав — 5 дней,

Протяженность маршрута — - 231.0 км., в т. ч. бечевник - 97.8 км, волок - 7.2 км, сплав - 126 км.

Уровень воды в реках — низкий, вернее очень низкий.

Количество участников похода — 6 (в т. ч. женщин — 1, детей - 0).

Техническая оснащенность группы: прибор спутникового ориентирования GPS map 60 CS GARMIN - 1 шт; рация "Воки-Токи" - нет.

2. Сведения о районе путешествия

Названия рек, озёр, поселений и др. в Ненецком и Хантыйском языках имеют смысловые составляющие: «вис» в переводе с ненецкого означает "из озера", например - название реки Варчатовис означает, что она вытекает из озера Варчато; «ю» (ненецк.) - "с ледника" (река Мольыдмусюрью), «шор» - "из болота". Окончание «то» с ненецкого переводится как «озеро» (Варчато - чистое озеро), а «яха» - как «река» (Силоваяха). Слово «сор» (озеро Войкарский Сор) дословно с хантыйского языка (северный диалект) переводится как "заливной луг", очевидно, перекликается со словом «шор». И действительно, в малую воду озеро Войкарский Сор превращается в болото. "Горт (курт)" - деревня (хант.), "еган (ёган, егон, юган)" - река (хант., напр. Сезым Юган), "кол" - дом (манси), "лор" - озеро (хант., напр. Сортлор), "сале" - мыс (с ненецкого - Салехард), "тор" - озеро, возникшее на месте бывшего рукава реки (хант.), "хард" - посёлок (ненецк.).

Общая характеристика территории Полярного Урала (из книги А. Киммериха "Полярный Урал", 1966 г.). Текст находится по адресу www.poezdnik.kiev.ua/reki_rus/ural/ural_polyarn_kimmerich.html

Дополнительная информация о Полярном Урале (История, География и административное подчинение, Вечная мерзлота, Железная дорога, Охота и рыбалка) изложена в ОБЩЕЙ ЧАСТИ отчёта Полярный Урал 2002

Туристическая характеристика района. Туристические возможности в районе европейской части Полярного Урала огромны - все реки западного склона и их связки являются прекрасными водными туристскими маршрутами. Добраться до реки Уса, в которую они впадают, легко можно на ежедневных поездах на Воркуту и Лабытнанги, а вездеходную заброску можно организовать из г. Инты или пос. Сивая Маска. Выброска (выезд из конечной точки маршрута) - по той же ж/д.

3. Техническое описание маршрута

Заброска (подъезд к началу маршрута).

Из Киева на Полярный Урал быстрее и удобнее всего добираться через Москву, например поездом № 90 «Жмеринка-Москва», который 14 августа отправился из Киева в 20-15, а прибыл в Москву на следующее утро в 15-08.
Время отправления любого поезда по Украине (в т. ч. «Симферополь-Харьков-Лабытнанги») можно узнать на сервере http://uz.gov.ua «УКРЗАЛІЗНИЦІ».
Расписание движения поездов Российских железных дорог можно узнать на www.rzd.ru - «Российские Железные Дороги»

Транспортировка рюкзаков в Москве с Киевского вокзала до Ленинградского (станция метро "Комсомольская") была осуществлена на поездах метро, где стоимость разового проезда - 22 руб/чел.

Из Москвы выехали 15 августа на поезде № 376 «Москва-Воркута» в 12-30 с Ярославского вокзала города Москвы и прибыли в пос. Абезь через двое суток - в 08-20 по московскому времени 17 августа. Цена плацкартного билета на все поезда разная и зависит от времени года.

На станции посёлка Абезь кассы не работают вообще никогда. Все ж/д билеты удобнее покупать в Киеве, но это будет несколько дороже чем в РФ.

Информация о жителях пос.Абезь, зарабатывающих на забросках моторными лодками в районе рек Уса и Лемва:
Нугзар Шавадзе, тел. (882145) 92191(дом),92188(служ); Борис Канев, тел. 92202(дом); оба проживают по ул. Центральная, 22 и работают в паре.
Сергей Васильевич, тел. 92186, ул. Полярная, 15.

Заброска моторными лодками от пос.Абезь против течения по реке Уса и Лемва до устья реки Харута - довольно интересная штука, поскольку скорость лодки с двигателем мощьностью 30 л.с. на прямых участках достигает 50 км/час и она длится 3 часа при возможных дожде и ветре. Ночью, а иногда и днём температура понижается до нуля и одеваться при заброске надо как зимой - во все тёплые вещи, а сверху - непродуваемые. Спасжилеты - не помешают. Постоянный ветер, грохот двигателя, резкие повороты и тряска выматывают, но быстросменяющие друг друга пейзажи и заснеженный ГУХ захватывают. Иногда встречаются катамараны и байдарки туристов, сплавляющихся вниз до ж/д.

Стоимость лодочномоторных забросок с 3-4 туристами в 2009 году от Абези до устья Северной Колокольни повысилась до 25 тыс. руб. за 2 лодки (около 100 км), хотя за несколько дней до нас отец с сыном на двух спаренных моторках забросились туда за 11.5 тыс. руб. Мы до устья Харуты заплатили 11 тыс руб. (2 лодки по 5.5 тыс руб.).

Стапель (верфь).

17 августа 2009 года. Поскольку мы приехали в Абезь утром, то к ужину уже были на устье Харуты и, помахав на прщанье лодочникам которые нас забросили, пешком с рюкзаками за спиной двинулись по лесу правого берега вверх по течению и проойдя 3 км остановились, накачали байдарку, переправились и устроили ночлег на ЛБ (далее правый берег - ПБ и левый берег - ЛБ будут указываться в классическом понимании, т.е. если смотреть вниз по течению). Катамаран решили пока не строить, а весь груз (около 250 кг) должна была нести байдарка, которую мужчины должны бали тащить по очереди. Первая ночёвка была организована на довольно живописном берегу - травяная полочка возвышающаяся на 2 м над рекой, вокруг непроходимый лес. Ориентир - первая (снизу) шиверка. Сюрпризом были шоколадные батончики Рошен. Координаты первой стоянки - N66 град, 11 минут, 682 сек; E61 град, 49 минут, 477 сек по система координат - WGS84 (далее буквы N, E и система координат упоминаться не будут).

Маршрут:

Река Харута.

Протяжённость реки от слияния Севернаой Чигимхаруты и Северной Харуты до впадения в Лемву - около 80 км. Ширина - от 30 до 60 м, глубина от 0.3 до 2 м. Вода голубая прозрачная. Река постоянно разбивается на несколько русел, образуя бесконечные галечные косы, острова, мели, шиверы. Берега живописны, поросшие пойменным лесом - ель, берёза, верболоз, можжевельник, ольха (кусты), в верховьях - лиственница. Из ягод внизу встречается смородина, много черники и жимолости. В верховьях - брусника и морошка. Порогов нет, течение быстрое, много проток и поворотов. Самые красивые места на реке (если идти снизу вверх) там, где начинаются скальные выходы (ниже устья Северной Колокольни на 15 км) и до самого слияния Севернаой Чигимхаруты и Северной Харуты, где уже встречается лесотундра. Харута - самая красивая река на нашем маршруте! Стоянок немного, но хватает. Лучшие - на ровных травяных полочках реколесья с можжевеловыми кустами.

18 августа 2009 года. Нагрузив нашу байдарку всем чем только было можно, двое из участников-мужчин потащили её вверх против течения вдоль ЛБ, бредя по колено (или по пояс) в воде и часто переходя реку вброд на мелях от галечной косы к косе. Остальные пробирались налегке по берегу, также в нужных местах переходя реку вброд (река сильно обмелела - уровень ниже межени метра на 2). Идти по берегу трудно - трава по пояс, а иногда по горло. Много борщевника и Иван-Чая. В лесу - бурелом, заросший травой, можно провалиться. Изредка стречаются заливы, где местные рыбаки-коми ставят сети на щуку (другой рыбы уже нет). Заночевали на острове. В байдарке было полно воды (река заливает при развороте на бродах+дождь) и некоторые вещи промокли. Координаты второй стоянки - 66 град, 07 минут, 123 сек; 61 град, 47 минут, 387 сек. В этот день прошли 16.1 км.

19 августа 2009 года. Двигаться начали вдоль ПБ и сразу же наткнулись на две избы с печью, нарами, шкурами и т.д. По прежнему система бечевника остаётся следующей - двое тащат груженую байду, остальные идут налегке. Через некоторое время пару бурлаков меняет другая пара. Практически все (и бурлаки и пешие) постоянно мокрые до пояса - постоянно приходиться переходить реку по пояс в воде. Начали попадаться ровные травяные полочки реколесья с можжевеловыми кустами, где и сделали перекус на ПБ. Рыбы по-прежнему нет. Заночевали на такой же площадке ПБ, на которой в 2006 году делали перекус. В кустах нашли бидоны, в которых местные рыбаки солят рыбу. Перед ужином на перекате в дождь наконец-то поймали первых более-менее крупных (300 г) хариусов. Координаты третьей ночёвки - 66 град, 02 минут, 365 сек; 61 град, 46 минут, 514 сек. В этот день прошли 16.0 км.

20 августа 2009 года. Утром неожиданно к нам «на огонёк» спустились рыбаки (живут в Абези) на двух моторных лодках с сетями. Как оказалось они успели за два дня раньше нашего приезда прорваться вверх по реке, когда вода ещё была более-менее высокая. При нас они забросили невод (80 м) и, процедив участок реки без шивер, выловили всего хариуса - 5 кг. Ячейка в неводе - 1.5 см, малёк не выпускается - из него делают «тюльку». Спускались они уже так - три дня от самого начала Харуты. Осуждать их за процеживание реки не приходится - это единственнай способ выжить в тех краях. Но рыбы скоро в Харуте не будет. Они же нам поведали о том, что на Молиде (так сокращённо называется река Мольыдмусюрью) рыбы нет и никогда не было, в чем мы потом убедились.

В конце разговора они подарили нам пару кг хариуса для ухи и пошли вниз, а мы - вверх. К сожалению, все наши попытки поймать спиннингом хоть что-то не увенчались успехом. В этот день не обошлось без приключений - на одном из глубоких бродов байдарку пришлось, как обычно, помогать удерживать второму бурлаку за корму. Это привело к развороту груженого судна боком к течению. Река быстро притопила байдарку и, как следствие, из неё выпал один из рюкзаков и начал стремительно уплывать вниз по течению с документами, деньгами, намытым золотом и бриллиантами. Всего этого было не жалко. Жалко было последнюю конфету-барбариску, запрятанную на самом дне (шутка). Рюкзак еле удалось догнать, но высушить всё содержимое удалось не сразу. Зато река становилась всё более живописной - начали попадася скалы, берега становились более высокими, появилась брусника-белобока и грибы подберёзовики. На перекусе - уха. Далее берега всё чаще превращаются в довольно высокие скалы, круто обрывающиеся в воду и пешим участникам бечёвника приходиться или идти по пояс в воде, или карабкаться по скалам. Ночевку сделали в одном из самых живописных мест - на галечной косе ЛБ. ПБ представлял собой вертикальную скалу высотой 60 м. Ширина реки в этом месте - 25-30 м. Наш главный рыболов-кармилец поймал наконец первого крупного хариуса (1 кг). На ужин приготовили борщ и жульен, а закусывали малосольным хариусом с лимоном. Ориентир - километром ниже по течению километровое раздвоение русла, одно из которых течет под отвесной скалой. Координаты четвёртой ночёвки - 65 град, 59 минут, 709 сек; 61 град, 54 минуты, 579 сек. В этот день прошли 15.0 км. Ночью шел дождь.

21 августа 2009 года. Поскольку ПБ обрывался в воду вертикально, движение вверх по реке продолжили по ЛБ. Этот день был самый тяжелый в физическом плане, поскольку количество шивер увеличивалось, а следовательно сопротивлени воды усиливалось, очень часто и бурлакам и пешим приходилось переходить стремительную реку вброд по пояс в воде, что было иногда крайне тяжело и очень часто приходилось карабкаться по скалам на большую высоту и спускаться по скользким (дождь) и острым камням и осыпям. В этот день шли почему-то без перекуса до 18-00, но зато дошли до точки, куда нас должны были забросить моторные лодки - до устья Северной Колокольни (левого притока Харуты). Это была уже кое-какая победа потому, что мы добрались до одного из самых красивых мест Харуты и этим наш бечевник уже был как-то оправдан. Стоянку устроили напротив устья Сев.Колокольни в лесу, не доходя 1 км до избы с баней под названием «Домик художника». Координаты пятой (и шестой - днёвка) ночёвки - 65 град, 56 минут, 976 сек; 62 град, 01 мин, 151 сек. В этот день прошли 13.0 км.

22 августа 2009 года. Днёвка. Баня.

23 августа 2009 года. Утром чистые, сытые рыбой и отдохнувшие двинулись дальше вверх по течению, заглянув в «Домик художника». Изба, принадлежащая интинскому художнику Трофимову Виталию (основная мастерская находится на ПБ реки Уса, напротив песчаного острова выше по течению села Петрунь Интинского района), за три года покосилась на один угол, крыша начала протекать во многих местах, но знаменитый журнал записей посещений - остался. Нашли мы там и свою старую запись. Написали новую и пошли далее. Хорошо, когда имеется на маршруте изба с запасом соли, оленьими шкурами на нарах, баней и жилым вторым этажом с отдельной печкой - многим эта изба помогла, а может быть и спасла. Координаты домика для GPS - N65°57'11.5'' E62°01'29.9'' (система координат - WGS84). Отсюда до пос.Абезь по воде - 111.6 км. Далее, если идти вверх по течению, через 3-4 км от устья Сев.Колокольни в Харуту впадает ещё один левый приток - река Няньворгавож. Выше этих двух притоков Харута - более узкая и стремительная река, берега скальные, поросшие лесом, много отмелей, шивер и перекатов. Идти тяжело, но красоты вокруг удваивают силы. Начали появляться безлесые участки горной тундры и самое потрясающее - вдали периодически открывается панорама Уральского хребта с заснеженными вершинами. Не доходя 6 км до слияния рек Сев.Чигимхарута и Сев.Харута (если идти по Харуте снизу вверх) река делает огромную дугу на север. Берега этой дуги - высокие скалы, вертикально обрывающиеся в воду (на карте берег обозначен «скалистый»), по скале ЛБ идёт вездеходная дорога и там пару км можно пройти пешком (а не по воде). Не дойдя одного км до слияния мы заночевали на травяном редколесье в конце следующей двухкилометровой дуги. Ориентир стоянки - огромное гнездо белохвостого орлана на вершине лиственницы ПБ (100 м от берега). Координаты седьмой ночёвки - 65 град, 59 минут, 425 сек; 62 град, 10 мин, 159 сек. В этот день прошли 16.0 км. Вечером случилось непредвиденное событие - у одного из участников «стрельнула» спина (радикулит). Растёрли больному спину, уложили на неё нагретые на костре камни и укутали.

24 августа 2009 года. Вынужденная днёвка - среди нас появился один нетранспортабельный больной. По-прежнему греем ему спину камнями, растираем её мазями и успокаиваем его и себя. Выжидаем и не принимаем поспешных решений. Настроение - паршивое. Жрать не дают (одна рыба!), хлеба нет, секса нет, холод - собачий. Кому нужен такой отдых? Ко всему прочему усилился до 15 м/сек восточный ветер - стало холодно.

25 августа 2009 года. Вторая вынужденная днёвка. Уром начался дождь, перешедший в ливень и длился 4 часа. Вода в реке на наших глазах начала стремительно прибывать и за 6-8 часов поднялась на 60 см. Ране прозрачная красавица Харута превратилась в грязную и «толстую» реку. Мимо нас проносились смытые с берега обломки деревьев и всякий мусор, рыба перестала ловиться, птицы перестали петь, девушки перестали улыбаться, больной стонал в палатке, заваленный раскаленными камнями. В голову постоянно приходила нелепая мысль о возвращении и мы начали строить катамаран. К вечеру катамаран был готов, дождь прекртился, вышло солнце, ветер стих, запели птицы, женщины вдруг таинственно заулыбались, глядя на потрясающий закат и всё это после каких-то там 100 г жимолостно-брусничной водки в качестве лекарства на ужин. Короче, было принято решение везти больного на катамаране не вниз, а почему-то вверх... - очевидно, начало проявляться систематическое отравление жаренным хариусом и грибами. Берсерки, кстати, тоже перед боем жрали мухоморы.

Река Северная Чигимхарута.

26 августа 2009 года. Утро было солнечным и на вопрос: «Подбросить ещё раскалённых камней?» был получен ответ больного нашего товарища «Хочу умереть на уральском хребте, сволочи!». Это вынудило нас тащить против течения уже не одно груженое судно, а два, да ещё и с лежачим больным - некоторые люди как-то могут устраиваться в жизни... Уровень воды за 12 часов упал почти до прежней отметки, река стала опять прозрачной и красивой. Прошли слияние, где наш рыбак-кормилец поймал последнего в этой реке хариуса и двинулись вверх по Северной Чигимхаруте. Очень часто приходилось идти на вёслах против течения, поскольку тащить судно вдоль берега невозможно - или отвесная скала, или глубоко, или нависают кусты и деревья. Теперь байдарку тащил только я, а катамаран - «оставшиеся в живых». Идти было тяжело, река превратилась в сплошную шиверу и быстроток, но скромная красота лесотундры, вытесняющая тайгу, всё сильнее «манила и звала», да и мышцы слегка подкачались. Как ни странно, но в этот день мы прошли не меньше обычного и заночевали в кустах верболоза и ольхи ПБ всего в 2.4 км от начала волока!!! К ужину (каша с мясом + суп из последнего хариуса) наш больной, наверное, почувствовал себя наконец здоровым, поскольку от водки не отказался. Уровень воды в реке тем временем продолжал стремительно падать... Координаты десятой ночёвки - 65 град, 59 минут, 473 сек; 62 град, 22 мин, 618 сек. В этот день прошли 16.3 км.

Волок с Севернаой Чигимхаруты на Мольыдмусюрью.

27 августа 2009 года. Быстро прошли оставшиеся 2.4 км. От начала волока до конца горного участка и начала тундры (если бы мы продолжили путь вверх по течению Севернаой Чигимхаруты) оставалось 10 км. Но нам надо было делать волок и мы для начала его разведали (координаты начала волока - 65 град, 59 минут, 744 сек; 62 град, 24 мин, 416 сек. Ориентир начала волока - а) пересечение реки и вездеходной дорогина б) на ПБ Сев.Чигимхаруты безлесый распадок со скальными выходами по бокам и с ручьем в кустах, исток которого находится между отметками высот 295.7 и 318.1). Как всегда, нам повезло - по ЛБ ручья в распадке (ложбине) от реки на север, а затем на северо-восток, к высоте 295.7 (водороздел) идёт вездеходная дорога. Пройдя заброшенное стойбище хантов-оленеводов и затем водораздел, дорога спускается к ручью, впадающему в Мольыдмусюрью. Если пересечь по дороге ручей и далее идти по тропе вдоль ПБ ручья (а не по дороге), то легко и быстро можно выйти к долгожданной реке Мольыдмусюрью. Волок по дороге и тропе получился равным 7.2 км. Тропа вдоль ручья до самой реки Мольыдмусюрью очень живописна и проходит в ложбинах из скал, поросших травой, а не карликовой берёзкой, затрудняющих движение. Ещё раз отмечу, что начало волока находится не в оптимальной точке сближения (на карте - вершина дуги с ручьём в лесу), а ниже по течению Северной Чигимхаруты на 1.2 км. На берегу Мольыдмусюрью в конце волока имеется только одно место для стоянки и ночёвки - на ЛБ реки чуть ниже устья ручья, вдоль которого шел волок. Вечером мы видели пять хантовских упряжек, двигавшихся к упомянутому стойбищу. Повстречавшиеся на Сев.Чигимхаруте туристы из прибалтики сказали нам, что недалеко (в 10 км от Сев.Чигимхаруты) стоит стадо оленей в 4 тыс. голов и что ханты продали им оленину. Интересен тот факт, что прибалтов забросил на Сев.Чигимхаруту вездеход из Абези, который развозит хантам продукты и отвозит в интернат их детей. Координаты одиннадцатой ночёвки и конца волока - 66 град, 02 минут, 419 сек; 62 град, 27 мин, 953 сек. В этот день прошли 2.4 км (бечевник) + 7.2 км. (волок), а некоторые - +14.4 км. (волок был осуществлён в две ходки).

Река Мольыдмусюрью (в переводе - река, вытекающая из ледника и текущая по спокойной возвышенности).

Мольыдмусюрью - река бассейна Усы, впадает в Кокпелу (европейскую), которая в свою очередь является притоком Паги, впадающей в Лемву и затем Усу. Протяженность Мольыдмусюрью - около 28 км. Ширина поймы в месте стапеля - 100-700 м. Ширина русла - 20-25 м. Глубина - 20-50 см. Максимальный подъём уровня воды при паводках - 1.7 м. Скорость течения - 10-15 км/час. Цвет воды - белый, прозрачный. Рыбы нет на всём протяжении реки. Много зигзагов (меандр), шивер и мелей. Средняя скорость движения судна - 3-5 км/час.

28 августа 2009 года. Движение начали с проводок обоих судов (мелко). Катамаран проводили и затем шли на нём - 4 чел, на байдарке - 2. Первые 5 км реки от конца волока - очень живописны: по берегам в горной тундре разбросаны огромные, величиной с троллейбус, каменные глыбы причудливой формы (т.н. останцы). Далее, по мере смены тундры на тайгу ландшафт приобретает обыкновенный вид таёжной реки - бесконечные повороты, прижимы, мели, шиверы. Теперь, при движении вниз, картина менялась с точностью наоборот - постепенно уменьшалось количество скальных выходов к реке, все медленнее и спокойнее становилась течение. После впадения правого самого крупного притока - реки Мольыдвож, русло становится более широким и более глубоким. Через пару км после впадения притока за правым на 90 градусов поворотом обнаружилась прекрасная стоянка на травяной площадке ПБ в редколесье, где мы и заночевали. Ориентир - симпатичная одинокая скала над водой на высоком, заросшем лесом ЛБ. Координаты двенадцатой ночёвки - 66 град, 08 минут, 942 сек; 62 град, 24 мин, 385 сек. В этот день прошли 17.0 км.

29 августа 2009 года. С этого красивейшего места уезжать не хотелось, но отсутствие рыбы заставило нас двигаться дальше. Река здесь очень живописная и полноводная: ширина - 25 м, гдубина - до 3м. Много нетронутых хороших мест для стоянок - видно люди сюда не ходят. Перед впадением в Лагорту река, очевидно, пробила себе новое русло в лесу и очень сильно и часто петляет (как змея). При таком скоростном и увлекательном «ралли» можно легко проткнуть баллон судна на прижимах, поскольку ветки подмытых теченем и постоянно падающих деревьев, торчат из воды, а иногда полностью перекрывают путь. Перед выходом в Кокпелу - очень опасный прижим, но затем неожиданно появляется устье и свистопляска прекращается. Всю «змею» рекомендуется проходить крайне осторожно, лучше - с проводками. Пройдя вниз по Кокпеле около 2.5 км, мы остановились на ночевку на живописной грибной площадке ЛБ. Координаты тринадцатой ночёвки (Кокпела) - ?? град, ?? минут, ??? сек; ?? град, ?? мин, ??? сек. В этот день прошли 17.0 км.

Река Кокпела (европейская).

Относительно широкая (до 150 м), мелкая, без порогов, с более медленным относительно Мольыдмусюрью течением река, изобилующая живописными стоянками, высокими глиняными обрывами, лесными полянками и местами, где ловится хариус. Длина участка от впадения Мольыдмусюрью до впадения Кокпелы в Пагу - около 22 км.

30 августа 2009 года. Утром пошел снег. Было необычайно холодно и красиво - крупные хлопья завалили всё вокруг и тайга стала зелёно-белой. Правда, счастье длилось не долго - снег постепенно превратился в дождь и стало сыро и противно. Но к обеду распогодилось, мы собрались и пошли дальше вниз. Всю дорогу Кокпела была настолько мелка, что днище байдарки постоянно чиркало о камни (менее 20 см). Появилась трава на дне реки. За 2 км до впадения в Пагу на крутом (180 градусов) правом повороте река вымыла огромную яму. Рыба уже не ловилась и мы щли целый день. Неожиданно вышли в Пагу. Кокпела является левым притоком Паги, при впадении - мель. Перед устьем ПБ представляет собой длинный глинистый обрыв в виде дуги с наклонёнными елями наверху. В Паге на слиянии рыба ловилась и мы сделали ночёвку в избе (чуть ниже устья Кокпелы на ЛБ - обозначена на всех картах), которая оказалась не избой, а фанерным сарайчиком, но вполне пригодным для ночёвки 6 человек и с новой печкой. На столике выцарапано: «Окунь не ловится, водки нет, делать не...й. Епа-2003 год.» Дров в лесу хватало и мы позволили себе побаловаться печкой и наконец-то просушить и обувь, и рюкзаки и даже то, что просушить было невозможно. Координаты четырнадцатой ночёвки (Пага, изба 1) - ?? град, ?? минут, ??? сек; ?? град, ?? мин, ??? сек. В этот день прошли 22.0 км.

Река Пага.

Широкая (до 250 м), мелкая, без порогов, с довольно быстрой скоростью течения река. берега глинистые пологие, поросшие лесом. Местами ловится мелкий хариус. Длина участка от впадения Кокпелы до впадения в Лему - около 25 км.

31 августа 2009 года. Баня и полуднёвка, поскольку утром приехали рыбаки (2 чел) на моторке из посёлка Епа и нам пришлось освобождать избу на ночь. Эти рыбаки начали вылавливать неводом нашу рыбу и за десяь ходок на одном и том же месте (напротив избы) выловили всё, что можно. Мы конечно такой наглости не вынесли и, попарившись в баньке, которую соорудили на берегу из старой буржуйки и камней, отплыли вниз по течению, помахав мужикам на прощанье. Надо сказать, что люди в этих краях очень порядочные, надежные и приятные в общении. Эти рыбаки также дали нам рыбы и сахара и всё время смущались, что мы после сетей не можем поймать хариуса. По причине позднего выхода мы шли недолго и заночеавли в следующей избе на ПБ. Ориентиров этой избы нет, только вытоптанная тропинка. Стоит она в лесу и с воды не видна. В избе имеется печь, пила, нары на 8 человек, стол и окно. Координаты пятнадцатой ночёвки (Пага, изба 2) - 66 град, 14 минут, 898 сек; 62 град, 01 мин, 848 сек. В этот день прошли 8.0 км.

Реки Лемва и Уса.

Подробное описание рек Лемва и Уса в данном отчёте на приводится, поскольку они описаны в отчёте Полярный Урал 2006 из Азии в Европу.

01 сентября 2009 года. Утро выдалось солнечным и мы двинулись вниз по Паге, надеясь пройти как можно больше. Река в этих местах довольно широкая (до 250 м) и местами глубокая. Рыбы мало. Течение медленнее чем в Кокпеле, но на мелях достаточное и уже к обеду мы вышли в Лемву, где нас ждали знакомые перевозчики на моторках. По причине экономии денежных средств нам пришлось отказать им в зароботке и все продолжили путь к Абези своим ходом. Лемва - река стремительная и вскоре мы были в посёлке Епа, где на перекус купили хлеба и молока, а на ужин - малосольного мелкого хариуса и молодой картошечки. Гребли долго (до 18-00) и упорно по сильно обмелевшей но широкой Лемве, прошли устье Юньяхи, откуда были видны горы и перед впадением в Усу заночевали на ЛБ. Координаты шестнадцатой последней ночёвки (Лемва) - ?? град, ?? минут, ??? сек; ?? град, ?? мин, ??? сек. В этот день прошли 48.0 км.

02 сентября 2009 года. Утром, быстро собравшись, отплыли. Войдя в Усу двинулись вниз по большой дуге левого русла к Абези, где и были через несколько часов. В этот день прошли 14.0 км.

Выброска (отъезд с маршрута).

Посёлок Абезь с одноимённой ж/д станцией расположился на обоих берегах реки Уса. Заканчивать маршрут надо на правом берегу возле скопления моторных лодок - там к реке подходит грунтовая дорога. Станция находится в двух км от реки и нужно сначала подниматься в гору. В посёлке имеется магазин.

На ж/д станции Абезь ни начальника, ни дежурного, ни кассира ни рассписания нет. Билеты купить там нельзя; их можно купить только в ближайших - городе Инте (1.5 часа езды) или на ст.Сивая Маска, куда идёт пригородный поезд около 16-00. Несмотря на это, на санции Абезь кроме пригородного поезда останавливаются поезда - Южный (как его там все называют) поезд «Воркута-Горький», на котором нам удалось доехать до Инты за 100 руб/чел (прибытие в 16-25 по Московскому времени) и «Воркута-Москва» в 21-48. Оба поезда также останавливаюся на ст.Уса.

В Инте мы купили билеты до Москвы на поезд № 41 «Воркута-Москва». Этот поезд из Инты выходит в 23-35. С нами в этот поезд сел ещё 1 группа пешеходников из Севастополя (тел. +38 050 657-3102).

На поездах, идущих через Инту можно уехать до Москвы, Санкт Петербурга, Адлера, Новоросийска, Горького, Симферополя и др.

В Москву мы приехали 04 сентября в 10-30 и на метро доехали до Киевского вокзала. Без проблем доехали до Киева.

4. Продукты и рацион питания

В этом путешествии у нас был завхоз, который совместно с командиром разработал рацион, закупил продукты для сублиматов, приготовил их и распределил закупку и транспортировку остальных продуктов по членам группы. К концу маршрута все члены группы стали стройней, лёгкими и изящными, но завхоз остался жив. Слава хариусу!

5. Смета расходов в расчёте на одного человека (курс - 8.5 грн/дол, 31.5 руб/дол):

Билет (плацк. из Киева) на поезд № 90 до Москвы - 370.26 грн. ($43.56),
билет на поезд № 376 "Москва-Воркута" (плацк.) до ст. Абезь - 694.03 руб. ($81.65),
Лодочномоторная заброска от пос. Абезь до устья реки Харута - 5500рубх2лодки/6 чел=1833 руб. ($58.20),
проезд по ж/д Абезь-Инта - 100 руб ($3.17),
билет (плацк.) на поезд № 41 "Воркута-Москва" от Инты до Москвы - 1661.7 руб. ($52.75),
билет (плацк.) на поезд № 89 "Москва-Жмеринка" до Киева - 1484.2 руб ($47.11),
питание с дорогой туда - 425 грн ($50.00),
питание в дороге обратно - 1440 руб ($45.00),
прочие затраты - ________грн. ($.).
Итого - $381.44, в т. ч. питание - $95.00.. Активная часть похода длилась 17 дней; $381.44/17=$22.43.

Для сравнения с походом в 2002 году - Итого - $200.00, в т. ч. питание - $21,6. Активная часть похода длилась 18 дней.
Для сравнения с походом в 2005 году - Итого - $324.33, в т. ч. питание - $68.00.
Для сравнения с походом в 2006 году - Итого - $340.00, в т. ч. питание - $59.53. Активная часть похода длилась 27 дней

6. Выводы и рекомендации.

Стоимость проезда на ж/д транспорте по сравнению с 2006 годом увеличилась в 3 раза в гривнах и в 2 раза в долларах. Выгоднее (в 1.5 раза) билеты в пределах РФ покупать в РФ, а не в Украине.

Маршрут подходит туристам, которые хорошо подготовлены физически и не боятся холода, голода, сырости и гнуса. Опыт прохождения порогов - минимальный, а туристический - максимальнай. При высоком уровне воды пороги становятся более опасными.

Четвёртая категория сложности присвоена маршруту за километраж активной части (более 230 км по воде и пешком), прдолжительности нахождения группы на маршруте (более 17 суток без заброски и выброски) и трудностей, связанных с тяжёлой физической нагрузкой в условиях заполярья. Под нагрузками подразумеваются, прежде всего, 100 км (!) «бечёвник» (движение по реке вверх, т. е. против течения. При этом экипаж тащит судно на бечеве иногда по пояс в воде, температура которой около 5 градусов по «С») и волок через водораздел (7.2 км).

Группам, которые пойдут этим маршрутом, рекомендуется уделить внимание уменьшению веса рюкзаков и снаряжения, особенно на участке бечёвник-волок. Значительно облегчают рюкзаки сублимированные (обезвоженные) продукты (в Киеве можно заказать), палатки и спальники из современных лёгких синтетических материалов, продуманные наборы врача, ремонтника, рыбаков и кино-фото операторов (цифровая техника значительно легче "зенитов"), монобаллоны (без резиновых баллонов, которые вкладываются в наружные) для байдарок (надувных) и катамаранов, посуда из алюминия, котлы из титана и др. Алкоголь лучше брать в ограниченном количестве и в виде спирта.

Особое внимание необходимо уделить распорядку дня, дисциплине, планированию стоянок и особенно длительности похода. Без этих мероприятий происходит накопление психологической и физической усталости и, в конечном итоге, теряется смысл всего мероприятия.

Оптимальным плавсредством на маршруте является легкое, вместительное и скоростное судно, имеющее малую парусность. Таким средством является надувная байдарка с монобаллоном например «Фиорд-Бот» (11.5 кг) или любая другая байдарка, например «Таймень» с оболочкой из ПВХ. Заслуживающим внимания является 4-х местный катамаран, который несёт 6-8 гребцов. При таком решении скорость на плёсах этой "галеры" не уступает скорости байдарки даже при встречном ветре, а веса судна на каждого гребца приходится меньше, чем на байдарочника.

Лучшее время для путешествия - август и первая половина сентября, когда днем ещё тепло, а ночью уже прохладно (гнус гибнет от заморозков).

Рекомендуется максимально использовать информацию, приведенную в отчетах, относительно стоянок, поскольку хороших стоянок на некоторых участках (заболоченных), практически, нет. Самая лучшая стоянка - там, где нет гнуса, т. е. на хорошо продуваемом месте (например, на галечной косе, хотя это опасно при паводках). Самая худшая стоянка - в траве на болотах.

Для быстрого нахождения рекомендуемых стоянок, мест слияния рек, точек начала и конца волока, точного определения пройденного километража, скорости движения, местонахождения изб и др. рекомендуется в этом походе использовать прибор глобального спутникового ориентирования (GPS). Копию карты для GPS можно приобрести в Киеве.

Для связи с базовым лагерем при разведке местности, радиальных выходах, разделении группы и др. не помешает пара портативных раций с радиусом действия до 5 км.

Дров в поймах рек хватает, но пила-цепь не помешает. Лиственница горит хуже сосны, а если она влажная - очень плохо.

Несколько слов о печке, которая необходима для быстрого приготовления горячей пищи в дождливую и ветренную погоду, а также при отсутствии леса на перевалах и водоразделах. Если заранее сделать плотно прилегающую к печке крышку, то она, при необходимости, превращается в коптильню или "чемодан".

При подготовке к походу необходимо учитывать низкие температуры воды рек (от 0 до 11 град по С) и воздуха (от заморозков ночью до 9 град по С днем), максимальную влажность (в период дождей на ветру ничего нельзя высушить - только у костра и в избе с печкой), частые дожди с градом и частые ветры (в горах до 50 м/сек). Погода в Заполярье непредсказуема и меняется в течение получаса. В этом походе в некоторые дни солнце сменялось на дождь до нескольких раз. При сильных и/или продолжительных ливнях вода в реках может подниматься до 70 см/час, что необходимо учитывать при выборе места для ночлега. Тент должен иметь небольшие размеры, очень прочные оттяжки и, желательно, с резинками.

На маршруте ловится только хариус, которого становится везде меньше и меньше.

Снаряжение и обувь должны быть максимально надежными (не берите старую рухлядь!). Одежда должна быть комфортной (х/б), плохо впитывать влагу и быстро высыхать (не сгорая) возле костра, на теле и на ветру (брезент). Спальные мешки необходимо особо оберегать от намокания, в частности, при бечёвнике и подтекании воды под палатку при дождях и паводках. Без шерстяного головного убора за полярным кругом чувствуешь себя неуютно. Резиновые (а лучше лёгкие - пенопленовые) сапоги - самая лучшая повседневная и ходовая обувь потому, что ноги при постоянном соприкосновении с водой и росой всегда сухие, а х/б портянки у костра высыхают за 10 минут. На стоянках хорошие не утеплённые (а для горных радиалок - прочные спортивные непромокаемые) ботинки, лыжные куртка и штаны очень могут пригодиться. Палатки обязательно должны быть лёгкими (алюм. дуги), прочные, с проклеенными швами и непромокаемым тонким (не из армированного п/э) дном. Хороший лёгкий плащ или хотя бы несколько штук прочных полиэтиленовых накидок от дождя - обязательная вещь.

При движении против течения (по колено, а иногда и по пояс, в воде) катамаранщиками были испытаны кирзовые ботинки, которые одевались поверх мокрого гидрочулка и которые развалились ещё до конца бечёвника. Пенопленовые (лёкгие) сапоги с внутренним чулкому в сочетании с резиновыми штанами и резиновые сапоги, удлинённые до паха, у байдарочного экипажа зарекомендовали себя лучше чем обычные (до колен), хотя и были часто полны воды. Высыхают они быстро (см. советы туристу в «Памятке»). Думаю, что это был оптимальный вариант обуви для байдарочника в этом походе.

Очень нужная в тундре вещь (дополнительно к другим средствам) - накомарник или даже два (быстро сгорает). Основным неудобством на Урале является не комар, не мошка, а мокрец - невидимые или плохо видимые летающие насекомые, выедающие эпителий. Крем и репелент от него не спасает. Самым лучшим средством от гнуса (объединяющее название) является ветер и холод, самым худшим - хорошая погода.

На волоке и при бечёвнике расход энергии у активного члена группы превосходит потребление. Более того, если эти дни приходятся на начало похода (акклиматизацию), то норма потребляемой энергии на одного человека в этот период должна быть как в зимних или горных походах - 4000 и более ккал/день. Углеводо и жиросодержащие продукты - основные поставщики энергии - должны выдаваться в этот период без ограничений, т. е. конфетами, сахаром, шоколадом и печеньем должны быть «набиты» все карманы. Очень хорошо восстанавливает силы (за 20 минут) карамель, сладкий чай с лимоном и таблетки витамина «С» с глюкозой. Завтраки, перекусы и ужины в этот период должны быть усилены калорийной пищей. Желательно, избегать в этот период «тяжелой» пищи (грибов), на переваривание которой тратится много энергии, а на приготовление - много времени. На сайте в разделе «Памятка» имеется статья о сбалансированном питании. При намокании круп и сухарей (вначале похода или перед трудозатратными участками) может сложиться критическая ситуация. К началу бечевника надо все "тяжести" съесть и оставить только лёгкие (по весу) продукты: круппы, сухари, сублимированные овощи и мясо, пеммикан (смесь орехов, изюма, мёда, лимона и др.), шоколад, карамель, халву, витамины, печенье.

Для быстрых и удобных закупок продуктов перед путешествием и для сбалансированного питания группы на маршруте рекомендуется применять универсальнаую систему питания «Поезд» (без раскладок) и «Меню одного дня похода», приведенных в разделе сайта «Пямятка».

Особое слово хочется сказать про рыбу горячего копчения. Эта рыба была для нас палочкой-выручалочкой и в дождь, и в ночь - быстро приготавливаемым калорийным и вкусным блюдом, вкуснее чем жаренная и варёная рыба. Но самым большим достоинством было то, что её не надо было чистить и потрошить. Более того, её не рекомендуется потрошить и чистить. Приготовить такое блюдо очень просто - свежую рыбу надо только посолить (для сохранения, а для копчения можно и не солить) и через любое количество времени после засолки - закоптить. Копчение длится всего 30-45 минут на умеренном огне костра. Коптильней может служить любая металлическая ёмкость (5-10 л) с плотно закрывающейся крышкой (обязательное условие). Рыба укладывается на 3 и более см слой любой сухой мелкой древесины (которая лежит на дне коптильни) и перекладывается ветками (диаметром 1 см.) между собой и стенками. После этого коптильня ставится на огонь.

Оптимальное соотношение физически сильных и слабых взрослых участников, опытных туристов и новичков - два к одному. Детей до 14 лет лучше не брать. Психологическая совместимость и «схоженность» - обязательны.

Количество встреченных туристских групп на маршруте - одна из Нижнего Новгорода на Лемве. Группа из трёх мужчин в возрасте около 75 лет шла вверх на Харуту в район «Домика художника» - они планировали помянуть там жену руководителя, погибшую там же год назад во время паводка.

Вода из рек и озер вкусная, но без минеральных солей. Напиться ею нельзя. Кофе и чай не помогают. Спасают ягоды - каждому участнику необходимо съедать кружку ягод в день, а если он не ест сам, то силой запихивать ему в рот морошку, голубику, бруснику, чернику и особенно красную смородину (шутка).

Недостатком маршрута является (кроме гнуса) очень протяженный бечёвник (100 км), который мы вынуждены были сделать по причине недозаброски (из-за очень низкого уровня воды в Харуте), протяженная заключительная (неинтересная) часть водного маршрута (от Паги до Абези) и несколько нервная обстановка, обусловленная перееданием рыбой и грибами (шутка).

Использованная литература:
Книга А. Киммериха "Полярный Урал", изд-во "Физкультура и спорт", Москва, 1966 г. (с незначительными изменениями и сокращениями)

Интернет-адреса (ссылки) использованных текстов:
1) Полярный Урал 2006 из Азии в Европу (Лагорта-Кокпела-Тумбялава-Северная Чигимхарута-Харута-Лемва-Уса).
2) «Полярный Урал 2005 (Танью-Нелкаеган-Сортлор-Тумбялава-Кокпела-Войкар)» .

Отчёт выложен 10 сентября 2009 года. Автор - Поездник Сергей, тел. в Киеве — 450–5910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»

Водный туризм Украины
2002