Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем
 

Полярный Урал

Кожим - Малая Тыкотлова - Большая Тыкотлова - Тыкотлова - Хулга – Лемва - Уса
август 2012 года


Дневник водно-пешего туристического маршрута
на www.poezdnik.kiev.ua.


Видео Алексея Архиєреєва «Полярный Урал 2012»

Полярный Урал — горная область на севере границы Европы и Азии, на территории, принадлежащей республике Коми и Ямало-Ненецкому автономному округу. Условная граница частей света совпадает с границей регионов и проходит, в основном, по главному водоразделу хребта, разделяющему бассейны Печоры (на западе) и Оби (на востоке), площадь — около 25000 км?. Характерная особенность рельефа северной части Полярного Урала, наряду с глубоким расчленением хребтов и массивов сквозными поперечными долинами, незначительная высота перевалов через главный водораздел (200—250 метров). Преобладающие высоты хребтов составляют 800-1200 метров с отдельными вершинами до 1500 метров (Лемва-Из 1473 м. и Пайер 1499 м). Растительность Полярного Урала скудная. Редкие березовые и лиственные леса можно встретить в северной части района на восточном склоне по долинам рек. Берега рек и их притоков поросли в основном кустами ивы, полярной березы, травами и цветами. Часто встречаются черника, брусника, морошка, а также грибы. Часто встречающимся животным Полярного Урала остался северный олень. Большинство местных оленей домашние. Дикие северные олени на Полярном Урале сегодня почти истреблены. Сегодня здесь встречаются также зайцы и куропатки. Сохранилось некоторое количество бурых медведей.
Полярный Урал отличается очень суровым, резко континентальным климатом, лето короткое, с неустойчивой погодой. Несколько дней жаркой погоды могут внезапно смениться резким похолоданием, сопровождаемым сильным ветром, обильными дождями. Оптимальное время для пеших походов — с начала июля до середины августа, когда возможны продолжительные периоды устойчивой тёплой погоды.


03.08.12, пятница. День Первый. Первый железнодорожный этап.
Поезд № 90 Киев-Москва. 19.55- 09.29.
Первое купе, все собрались вместе отметить начало нашего весёлого похода. Первоначально должно было быть 14 туристов, но сначала отпало 2, а затем ещё 2 человека. Итак, нас 10 человек, среди которых оказалось четыре Алексея, поэтому сразу же решили закрепить за ними различные прозвища:
Цапро Алексей Михайлович 30.03.56 «Михалыч», «Дедушка» у него трое внуков. Должность в походе: «Писатель».
Войтов Анатолий Анатольевич 03.07.59 «Толя», «Анатольич» Толич. Должность в походе: «Сборщик грибов и ягод». «Рыбак».
Баталин Георгий Вадимович 14.12.66 «Егор». Должность в походе: « ».
Архиреев Алексей Фёдорович 27.02.69 «Архиша», «Фёдорыч». Должность в походе: «Навигатор», «Картограф», «Ответственный за «Сибичи».
Умнов Андрей Александрович 03.08.72 «Андрюха», «Шеф»-руководитель группы. Должность в походе: «Разводить костёр», «Рыбак-ловить рыбу».
Баталина Мария Викторовна 01.09.73 «Маша». Должность в походе: «Ответственная за жарку», «Медсестра». Марченко Татьяна Валериевна 25.12.81 «Таня». Должность в походе: «Завхоз».
Карлюченко Алексей Викторович 30.04.83 «Карлуша», «Карл», Должность в походе: ««Заготовитель дров».
Овчаренко Алексей Михайлович 00.00.86 «Овчарик», «Лёшик» Должность в походе: «Ответственный за групповой тент», «Рыбак».
Баталин Фёдор Георгиевич 27.10.99 «Фёдор, Федя». Должность в походе: «Дровосек », «Рыбак».
Отметили начало нашего путешествия. Егор выставил коньяк своего имени: «Георгиевский», а Маша бутерброды с икрой, малосольные огурчики и пирог яблочный. Другие члены коллектива также не отставали со своими домашними заготовками. Звучали хорошие тосты о начале нашего пути и о его благополучном завершении, в стольном Киев-граде.

04.08.12, суббота. День второй. Первый железнодорожный этап. День пресвятой Богородицы, девы Марии.
Поздравили нашу Марию с её Именинами.
В Москву – столицу нашей Советской Родины, прибыли в 9.30. Она встретила нас суетой и прохладой. Что бы посетить магазины перед дальней дорогой на Север, сделали остановку у входа в Киевский вокзал. Архиша с Егором посетили, ближайший к вокзалу, спортивный магазин. Как оказалось, Егор забыл дома большую герму, которую ему передали для Михалыча от Серёги Марченко, поэтому купил новую на 80 л. Михалыч не сразу-то и понял, что же произошло и даже удивился новой герме с ярлыком. Тем временем Андрюха Умнов укреплял задники своих ботинок, купленных зимой в Тайланде, заливая их клеем и прошивая нитками.
На станции метро «Киевская», строгая тётка-контролёр своей огромной фигурой перегородила киевским туристам путь на эскалатор. Она, пользуясь их спешкой и украинской толерантностью, сумела выдрать с них оплату за их рюкзаки, хотя в их Киеве за это не требуют доплату. «Такие тётки не пустили бы фашистов в Сталинград», заметил много путешествующий по миру Андрюша Умнов.
Спустившись на станцию старейшего советского метрополитена, киевляне вновь попали в украинскую атмосферу.
Стены вестибюля были богато декорированы мозаичными панно, посвященными как 300-летию воссоединения Украины с Россией (во-первых: не воссоединению, а заключению военного договора в борьбе с поляками. Во-вторых: не с Россией, а с Московией, а в-третьих …), так и другим событиям на украинской земле.
Тем не менее, одна из них с надписью «Народное гуляние в Киеве» принесли в душу киевлян приятное ощущение. Метро было не столь многолюдно, т.к. было всего 11 утра, к тому же суббота, поэтому их огромные рюкзаки не мешали пассажирам, да и самим путникам. Проехав несколько станций, была сделана пересадка на кольцевую линию и путешественники быстро достигли своей цели у станции «Комсомольская» - площади «Трёх вокзалов». Среди Казанского, Ленинградского и Ярославского, группе нужен был последний, куда она благополучно и добралась. Зная придирки железнодорожников к украинским туристам, решили прикупить хотя бы несколько квитанций на багаж. Сначала отстояли очередь в одну кассу, затем в другую и наконец-то попали в весовую, где взвесили самые лёгкие рюкзаки и получили желаемые билеты.
Вагон № 5, поезда Москва-Воркута попался новый, с электронным табло, но без кондиционера, а температура в вагоне достигает +30С. Все компактно разместились во втором и третьем купе и лишь старейшине Михалычу, досталось место в пятом, но зато на нижней полочке. «Дедушка» хотел было заняться своими должностными обязанностями «Писателя», но после сытного перекуса-обеда, сон одолел его, аж до самого Ярославля. Стоянка была минут 20-25, народец успел прогуляться по местному перрону и полакомиться российским мороженым. По местной традиции, мужички гуляют без футболок с голым торсом и сразу ясно, что Вы не в Париже.
Ярославль — Население —606 888 человек. Средняя высота центра города — 100 м над уровнем моря. Ярославль — третий по величине населения город Центрального федерального округа Российской Федерации. Город является транспортным узлом, из которого расходятся железнодорожные линии и автодороги в направлении Москвы, Вологды, Рыбинска, Костромы, Иванова и Кирова. Ярославль —основанный в XI веке и достигший своего расцвета в XVII веке, считается одним из основных объектов Золотого кольца России. Ярославль расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины (точнее, на Ярославско-Костромской низине) на обоих берегах Волги при впадении в неё реки Которосли; в 282 километрах к северо-востоку от Москвы. Лето умеренно тёплое, в отдельные жаркие дни максимальная температура днём достигала +37°C. Два основных железнодорожных вокзала города — это Ярославль-Главный и Ярославль-Московский. Через Ярославль также проходят многие поезда дальнего следования, отправляющиеся с Ярославского вокзала Москвы.
Памятуя о прошлогоднем походе в Саяны, с плохеньким чёрным чаем, Михалыч специально купил несколько пачек зелёного чайку с саусепом. Для приготовления своего любимого напитка он прихватил свой небольшой двухлитровый котелок, что бы чувствовать себя более независимо и автономно. Все желающие туристы, попив зелёного чайку, стали легче переносить летнюю жару.
В городе Данилов Михалыч и Анатольич удалились метров на сто от ж.д. вокзала, где обнаружили колонку и спасаясь от жары совершили освежающее омовение прямо из пивных бутылок. Правда, помогло им это ненадолго, надо было возвращаться в жаркий вагон.
(Город Данилов, Ярославской области, расстояние до Ярославля — 69 км. 15 861 человек (2010). В январе 1872 года открылось пассажирское движение от Данилова до Ярославля, а в июне — от Данилова до Вологды. В 1930 году был построен новый железнодорожный вокзал в стиле конструктивизма.)
Под монотонный стук вагонных колёс, да в жарком поезде, мозги расплываются по стенам и совершенно не хотят работать. Однако иногда, некоторые головы тревожат какие-то неожиданные мысли, так произошло с нашим Карлушей, который вспомнил о забытом дома спальном мешке. Все дружно начали давать разные советы, но спальник от этого у Карлуши так и не появился.
В 21.37 прибыли в Вологду.
Вологда —основана в 1147 году, расположена на реке Вологде и существовала как поселение, но ещё не была укреплённым городом и не имела детинца, а в 1264 году она впервые упомянута в письменных источниках. Следующее письменное упоминание Вологды относится к 1273 году. «Вологда» — финно-угорского, вепсского происхождения. Древневепсское valgeda (совр. vauged — белый) — река с белой (прозрачной, чистой) водой.В 2011 года 301 600 человек.
За 25 минут стоянки Михалыч и Карлуша успели подшмыгнуть (поднырнуть) под вагоном и оказавшись на другой, тыльной стороне поезда, использовали шланги для заправки водой поездные системы. Они так радостно обливались струёй холодной, освежающей водицы, словно в пустыне нашли оазис. Не все из попутчиков понимали радость охлаждённой публики.
На выезде из города, в двух километрах северо-восточнее городского массива Вологды, полюбовались местным Спасо-Прилуцкий монастырём, основанным в 1371 году Димитрием Прилуцким и ставший первым общежительным монастырём на Русском Севере.
Ужин опять собрал всех желающих во втором купе нашего поезда. Поглощали домашнюю киевскую провизию, запивая всё местным пивом, заботливо купленного Егором на ж.д. стоянках. Под конец ужина в поезде появилась транспортная полиция, которая предупредила нас о запрете распития спиртных напитков. А у нас пиво и др. крепкие напитки в это время никто и не пил, всё давно уже и выпили.

05.08.12, воскресенье. День третий. Первый железнодорожный этап. День железнодорожника в России.
Ночь прошла спокойно, без эксцессов. Слегка было душновато, т.к. кто-то всё время закрывал форточку, поэтому Михалычу приходилось принимать волевое решение и открывать доступ свежего воздуха в затхлый вагон.
На станции Котлас-Главный был «оазис счастья», там Михалыч, а с ним уже новый участник – Егор, снова использовали заправочные шланги. Местные ребята-железнодорожники, ответственные за заливку воды, не сразу понимали действия купающихся пассажиров. Этим-то и пользовались находчивые туристы из Киева, восполняя отсутствие в поезде кондиционера и душевой кабинки.
Котлас — город (с 1917) расположен в районе впадения Вычегды в Северную Двину, в 600 км от Архангельска. Население 60,5 тысяч человек. Новый железнодорожный вокзал был построен в 1957 году.
Путь долгий, поэтому гоняли чаи, выходили на полустанках подышать свежим воздухом, завтракали-обедали, а в перерывах отсыпались.
На очередной из стоянок снова был «оазис счастья», где Михалыч и Карлуша снова использовали заправочные шланги. На этот раз Дедушка совершил вечернее купание с мылом и мочалкой и к ужину прибыл благоуханно чистым. Егор выдал остатки своей настойки-зубровки и «Дедушке Михалычу» пришлось разливать её по кружкам, специально прихваченной из дому рюмочкой в 25-30 мг., «алкоголь в малых дозах, безвреден в любых количествах».
Спать легли все пораньше, т.к. подъём будет в пять утра.

06.08.12, понедельник. День четвёртый. Заброска.
После вечернего пива и чая народ ночью слегка бегал в сторону тамбуров…
В 05.45 группа прибыла в Инту, районый центр Республика Коми, которая входит в состав Северо-Западного федерального округа.
Столица — город Сыктывкар. Образована 22 августа 1921 года как автономная область, 5 декабря 1936 года была преобразована в автономную республику в составе РСФСР — Коми АССР; Расположена к западу от Уральских гор, на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, западных склонов Уральских гор. Территория республики простирается между 59°12' и 68°25' северной широты, до Уральского хребта на востоке (между 45°25' и 66°10' восточной долготы). Леса занимают более 70 % территории, болота — около 15 %. Средняя температура августа: +10 °C
Язык коми: коми-зырян и коми-пермяков. Распространён в Республике Коми и Пермском крае, частично на северо-востоке Кировской области, на Кольском п-ове и в разных районах Сибири. Число говорящих 156 тыс. чел. (2010, перепись). Коми — один из двух пермских языков (финно-угорская ветвь уральской семьи). Представлен тремя крупными наречиями, каждое из которых имеет свой литературный стандарт.
Нас встретил Корниенко Виктор Иванович местный перевозчик на «Урале – вахтовке». По сравнению с прошлогодним саянским транспортом с открытым верхом и жёсткими лавками, это была закрытая комфортабельная будка с мягкими сидениями внутри. Поэтому всем было тепло и не мокро, хотя иногда налетал мелкий, моросящий дождик. Спешить наш водитель не мог, дорога позволяла ехать всего-то километров 10-25 в час, в зависимости от участков просёлочной дороги.
«Югыд Ва» (коми-чистая вода) создан 23 апреля 1994 года на Северном и Приполярном Урале на юго-востоке Республики Коми. Общая площадь парка 1 891 701 га, в том числе площадь акватории 21 421 га. и является самым большим национальным парком России.
Когда мы въехали в национальный парк «Югыд Ва» и вышли подышать свежим воздухом, налетел дождик и поприветствовал нас с прибытием в Приполярный Урал.
Река Кожим у которой группа остановилась на фотоссесию, а водитель тем временем поменял пробитое колесо. Архиша с Толиком решили прогуляться и ушли вперёд по дороге. Михалыч начал резать веточки берез для веничка обещанной баньки и от дерева к дереву ушёл далеко вперёд. Берёзки тут невысокие, да к тому же с мелким листочком и поэтому не очень годятся для веничков. Однако их надо создать и подвялить заблаговременно, что бы они послужили всем «на здоровье», которое так необходимо в длительных походах. Получилась заготовка на один европейский веничек. На небольшой базе заповедника, где сделали остановку, Карлуше удалось раздобыть старенький ватный спальник за 1000 руб.
На своём пути следования, машина не раз пересекала реки и небольшие речушки и спустя восемь часов с гаком (около 14.30), мы добрались до очередного участка реки Кожим, где группу и оставил «перевозчик». Быстро выгрузились и разбили лагерь. Натянули групповой тент и поставили четыре палатки: две тройки (семья Баталиных и Толя+ Архиша +Карлуша) и две двойки (семья Овчариков и Андрей + Писатель Дедушка Михалыч).
На обед все собрались под тентом и дружно приступили к дегустации коньяка Courvoisier (рус. Курвуазье), который Архиша проиграл Андрюхе и тот специально тащил 1л. из Киева, для инаугурации (от лат. inauguro — «посвящаю») начала похода.
Дружно провозглашая тосты за предстоящие успехи, «народ» (одно из обращений автора к туристам) веселился под тентом, абсолютно не взирая, на идущий дождик.
Маша – дежурная сварила гречневую кашу с грибами, которых тут тьма. Егор, как истинный химик-технолог, приготовил божественный напиток из спирта и местной ягоды «жимолость», который все с удовольствием «откушали».
Температура воздуха резко падает и с t +27С в вагоне, сразу очутились в дождливой осени с t +10C, поэтому все поспешили утеплиться.
Толя, на спор с Андреем, поймал большую рыбину, похожую на форель, поэтому была быстро приготовлена первая уральская уха.
Лагерь киевлян посетили гости - супружеская пара москвичей, стоящая лагерем ниже по течению реки. Они «чистые» водники и не ходят по горам с рюкзаками. Их забрасывают на транспорте к нужной реке, поэтому у них есть и консервы и стеклянная тара и другие тяжести.
Спать было слегка жарковато, «народ» просыпался через каждых два часа попить водички.

07.08.12, вторник. День пятый. Первый пеший этап.
Совершив утреннее омовение, приступили к завтраку. Сначала все смаковали уху, а потом закусили овсяной кашкой с молоком.
Быстро собрали лагерь и вышли на маршрут несколькими группами: в 9.05, 9.25 и 9.35. Переход вышел не простым и долгим, около 10 часов.
Сначала шли по «вездеходке», но когда она исчезла из видимости, топать пришлось и по курумнику, и по полях покрытых карликовой берёзкой. При том, что всё это надо было преодолеть без всяких дорог и троп, прорываясь сквозь карликовые заросли, спотыкаясь и слегка матерясь. По дороге всё время попадаются множество грибов, на которые никто не обращает внимания, даже в размер со сковородкой. Очень много подосиновиков, подберёзовиков, белых, маслят и других грибов, малых и огромных. В этих краях много ягод голубики, которые все ели пригоршнями, на ходу и на каждой остановке - передыхе. Хронологии переходов нет, как было в Саянах (30 мин.+15), все идут в своём ритме. Андрей с молодёжью уходят вперёд, а ветераны слегка отстают. Михалыч вместе с Анатольичем берегут силы и неспешно передвигаются за молодёжью. Иногда им составлял компанию Егор Баталин, гружёный с излишком за всю свою семью. Горы тут каменистые и лысые, как плешь на затылке и несравнимые с Саянами или с Карпатами и Крымом. Зато, то на одном, то на другом склоне наблюдаются мирно пасущиеся стада оленей. Один из самцов решил потягаться с лидером группы и пошёл на него рогами. Отчаянный вожак туристов, схватил весло и показал сохатому кто тут главнее.
К 19 часам, после долгих 9 часовых переходов между уральских хребтов (прошли 14 км.) и на высоте h 823 м. у речушки Большая Бадья (длина всего-то 14 км.), вытекающей из северного ущелья и истока какого-то ручья, был разбит лагерь №2.
Местный пастух стада оленей, подъехавший к лагерю, сообщил, что мы перепутали ущелье и сбились с запланированного маршрута. Оказалось, что наш перевозчик Корниенко В.И. не довез нас до запланированного места 5 км. и нам надо будет форсировать другой, более крутой перевал, что бы оказаться в Азии.
Сначала все собрали сушняк карликовых берёзок для волшебной печки, сделанной Егором. На собранных щепочках был приготовлен шикарный супец, который снова был украшен смесью «специалиста» Баталина. Веселились у костра до 23 часов, а из некоторых палаток доносилось пьяное хи-хи «трёх алкашей». Всем было весело, каждый получал свою часть удовольствия.
Ночь была тёплой.

08.08.12, среда. День шестой. Первый пеший этап.
Утро было тёплое и солнечное. Народ радостно выныривал из палаток и готовился к восхождению.
В 9.00 начали восхождение на перевал. Шли снова несколькими группками. Молодые и крепкие сразу же устремились ввысь и вскоре оторвались от остальных.
Михалычу было не совсем легко, с его редуцированными лёгкими, которые не давали ему дышать полной грудью, на 100%. После небольшого подъёма в 100-150 м. необходимо было сделать передых. Надо было отыскать большой и плоский камень, на который можно было усесться вместе с рюкзаком и не снимая его, восстановить дыхание. Что бы облегчить восхождение, ветеран решил обойти хребет не по самой вершине, а пониже, ведь всё равно где спускаться на другую сторону горы. Он пошёл по пологому хребту и вскоре оказался на другой его, южной стороне. Вид открывался на соседнее ущелье, по дну которого протекал очередной ручеёк. Пригревало солнышко и хотелось пить, а вода была где-то там внизу, приходилось глотать слюну и продолжать движение вдоль склона. Он надеялся, что вскоре соединиться с основной группой, но вскоре рассмотрел их, подымающихся вверх по склону на ещё более высокий гребень. Теперь он понял своё заблуждение о направлении пути перехода. Было потеряно немало сил на переход по радиусу, а высота осталась не покорённой. Надо было продолжать путь восхождения в полном одиночестве. Снова через каждые 100 м. был небольшой привал и продолжение пути. Основная группа уже поднялась на нужный хребет, а Михалыч только начал отсчет последних 200 метров. Тут к нему на помощь вернулись Андрей и Егор и разделив груз его рюкзака, вновь устремились на вершину h 1420m. (Ханмей — 1333 м, Пайер — 1499 м).
Это было разумное решение в данной ситуации, поскольку авангард группы ушёл далеко вперёд. Спуск давался ветерану гораздо легче, чем некоторым молодым и он быстро обошёл, прыгая с камня на камень, Архишу и Машу. Оказавшись между авангардом и арьергардом группы, Михалыч мог позволить себе восстанавливаться на привалах и дальше продолжать спуск.
Тем временем, идущий в первой группе Карлуша упал, оступившись на камне и в порыве злости, снял с себя огромный рюкзак и со злостью бросил его вниз по склону. Он пролетел, кувыркаясь по склону метров 100, дав его хозяину спокойно спуститься налегке. Глядя на старшего товарища, 12 летний Фёдор повторил его «подвиг», но его рюкзак, кувырнувшись несколько раз застрял между камней.
На одном из участков спуска, который проходил по мелкой «сыпухе», (мелкий камень) осыпающейся под ногами, Михалыч упал и кувыркнувшись вместе с рюкзаком, через правое плечо, полетев вниз и приземлился правой частью лица на камни. Хорошо, что удар пришёлся на кости выше и ниже глаза, а само око не пострадало. Кровь отпечаталась на перчатке, но рана была небольшой и не мешала продолжить спуск. Дальше было ещё хуже, полил дождь и намочил камни и мох. Спускаться было тяжело, даже с упором на весло. На заключительном отрезке горы пришлось прыгать с камня на камень и неспешно, шаг за шагом, сползать по склону.
От отчаянья Маша присела на камень и расплакалась. Хорошо, что у неё есть такой муж как Егор, который вернулся налегке и спустился уже вместе с ней.
Тем временем достигшие стоянки Овчарики, Карлуша и Толя Войтов, а за ними Андрей и Фёдор поставили палатки и натянули тент. Когда же спустились все остальные, то началось празднование 7 километрового перехода из Европы в Азию. Дров не было, поэтому горячая похлёбка не предвиделась, а выпивка нашлась. Не взирая, на все дневные сложности и приключения, за вечерним столом собрались все члены группы. Сначала все дружно опрокинули «Магарач», коньяк Лёшика Овчаренко, а затем не удержались и опрокинули 1,5 л. «Нежативки» Егора-химика. Благо дело компания была тёплая, а тосты и напутствия много обещающие.
Баталины свою палатку не ставили, а расползлись по соседским палаткам. Егор оказался у «хохотунчиков», Маша была гостеприимно принята «молодятами», а Фёдор помещён между Андрюшей и Дедушкой. Ночью было очень жарко.

09.08.12, четверг. День седьмой. Первый пеший этап.
Все дружно позавтракали компотом и печеньем с «чмеком», произведением семьи Баталиных: сало с часноком, укропом и солью. Где-то на Большой Земле людишки удивились бы такому сочетанию продуктов, а на туристическом маршруте это совершенно нормально!
В «девять с копейками» группа вышла на дорогу, ведущую к посёлку геологов, который они видели вчера с вершины горы. Россия очень большая и могучая держава, имеющая в своих недрах множество полезных ископаемых, которые продаёт за границу, включая нефть и газ. Многие месторождения были открыты в таёжных районах ещё в советские времена и эксплуатируются до наших дней. Геологи по все Сибири ищут новые источники обогащения и иногда находят их. Для этого геологические партии, хорошо финансируемые державой, исследуют образцы проб на наличие в них «прибыли». На мощных вездеходах они рыщут по всем ущельям и таёжным лесам, оставляя после себя хорошо проходимые дороги. Именно таких дорог и держаться водные туристы, преодолевая хребты и ущелья Уральских гор. Дорога неоднократно проходила с одного берега речушки на другой, преодолевая небольшие подъёмы и спуски.
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра расположен в средней части России и занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины, образован 10 декабря 1930 года. 10 декабря 1930 года был образован Остяко-Вогульский национальный округ, переименованный 23 октября 1940 года в Ханты-Мансийский национальный округ. С 1978 — Ханты-Мансийский автономный округ, в 2003 округ получил своё нынешнее название. Русские 973 978 (68,1 %), татары 108 899 (7,1 %), Украинцы 148 317 (11,6 %) в 1989 и 91 323 (6,0 %) в 2010 г.
Летом все геологи отдыхают на Большой Земле, а посёлок находится на консервации. Тем не менее, тут оказалось достаточно дров и вскоре был сварен супчик, так необходимый всем после сухого пайка. Егор обнаружил брошенный спальник, хоть старенький, но зато лёгкий, синтепоновый («синтетическое полотно нетканое»: лёгкий, объёмный, упругий материал с хорошими теплозащитными свойствами и малым весом, из которого шьют спальные мешки).
Карлуша обменял его на свой ватный и был доволен уже тем, что не надо было доплачивать за данный бартер.
После горяченького супчика, да с сухариками, все собравшись с новыми силами и бросились вперёд к финишу. Снова получилось две группы: авангард и арьергард. В первую попали Андрей, Толик и Овчарики (быстро долететь и разбить лагерь), во вторую Архиша, Карлуша, Михалыч и семья Баталиных (лишь бы доплелись). Курс движения продолжал следовать по вездеходке, хотя она и шла через ручьи и реки. Начался мелкий, но холодный дождик, а группа продолжала своё движение вперёд, к заветной цели. Архиша с Карлушей достали тент от палатки и при помощи вёсел сотворили на камнях небольшой навес, под которым вскоре оказались и другие прибывшие ходоки. Так в «варежке» дополнительно поместились Михалыч и вся семья Баталиных.
Вскоре дождь прекратился. Снова были переправы через речку. Последний этап Михалыч шёл с Егором и Фёдором заключающими. Фёдор очень устал и чаще делал остановки для отдыха, что устраивало и «Дедушку». Стар и млад поддерживали друг друга и двигались вперёд и к 19.15 час. они таки доплелись к стоянке, пройдя за 10 часов 20 км. Эти километры дались им нелегко, тем паче после вчерашнего взятия горной вершины.
Лагерь был разбит: стояли палатки, был групповой тент, кострище и большое ведро грибов и ягоды на компот.
Ни реки, ни озера вблизи не было, зато был маленький ручеёк с проточной родниковой водицей. К столу приготовили борщ, грибы жареные и маринованные, «наркомовских сто грамм» и чай на десерт. В этот вечер Егор взял на себя функцию тамады, ранее навязанную Дедушке, чему последний был несказанно рад.

10.08.12, пятница. День восьмой. Первый пеший этап.
День начался солнечным настроением.
Дежурные порадовали манной кашкой с ягодами и орешками, что даёт энергию на дальние переходы. Ещё в 5.30 Андрюха с Толиком помчались по предстоящему маршруту, что бы обследовать дорогу и забросить часть груза. Вернувшись в лагерь, они разгрузили Михалыча, Егора, Машу и снова отправились в путь. Даже с чуточку облегчённым рюкзаком идти было легче, поэтому остановки были реже и недолгие.
У скал- … была совершена переупаковка груза. После затяжного спуска группа вскоре оказалась на небольшом островке реки Малая Тыкотлова (длина 22 км., её устье находится в 30 км по правому берегу реки Тыкотлова). Были быстро собраны катамараны. Благо, что группа несла с собой не только баллоны, но и «кости» - алюминивые трубы. Не надо было искать подходящие молодые деревца, срезать и зачищать их на стрингера и шпангоуты.
После быстрого обеда в 16.00 по реке ушло два ката. На «четвёрке» пошли Андрей и Овчарик, а на «шестерке» Егор, Архиша и Карлуша. Так как вода была очень низкой, то им приходилось больше протягивать катамараны между камней, чем на них сплавляться. Остальные: Михалыч, Толяныч, Маша, Танюха и Фёдор с облегчёнными рюкзаками пошли пешим порядком.
Сначала дорога была несложной, хотя и надо было прорываться по нехоженому таёжному лесу и переходить с одного берега на другой. По пути попадалось много огромных грибов, но брали только небольшие шляпки подосиновиков, которых Толяныч тащил уже большой кулёк. Так же попадалось много ягод, которые захватывали пригоршней на ходу, чтобы не терять зря время на сборы. Очень часто на песке виднелись следы лося, медведя и других таёжных зверей, а иногда встречались то куропатка, то утка-нырок. Светило солнышко, было тепло и приятно идти вдоль берега.
Более лёгкая «четвёрка» сразу же оторвалась от «шестерки» и быстро исчезла из обозрения, уйдя вниз по течению до слияния Большой и Малой Тыкотловы, чтобы оттуда начать настоящий сплав. Егор с компаньонами то мелькали где-то впереди пеших, а то появлялись позади них.
Малая Тыкотлова - длина 22 км., устье находится в 30 км по правому берегу реки Тыкотлова.
Большая Тыкотлова - длина 25 км., устье находится в 30 км по левому берегу реки Тыкотлова.
нно. Когда счёт подошёл к двадцати тушкам, пришлось временно отложить всё и отправиться на обед. Девчонки сварили два котла деликатеса: в одном супчик с рыбой, а во втором наваристую уху. Юный рыбак Федька, вернулся в лагерь с большим кульком улова, так что будем вечером наслаждаться жареной рыбкой. Егор и Андрюша насобирали волнушек на «малосолку», а Фёдорыч с Карлушей подберёзовиков на «жарку».
Знову бідуємо!!!
Хорошо подкрепившись, Михалыч возвратился к чистке рыбы, которая прибывала с арифметической прогрессией, т.к. число рыбаков увеличилось. Совсем немного «чистильщиками» подрабатывали семейство Овчаренко?в и Архиша Фёдорыч, но это им быстро надоело и они с удовольствием передали эти обязанности своему старшему и многоопытному «трижды дедушке". Тот, памятую, когда-то изучаемый предмет-дисциплину «Организация труда», подготовил из прибрежных камней прямо в реке новое рабочее место. Роль дощечки выполнял плоский голыш, а острый нож мелькал по отработанной схеме. Сначала снималась чешуя, затем вспарывалось брюхо и обрезались плавники, а после этого уж отделялась голова. Быстро работая ножом, он еле поспевал за рыбаками, которые забрасывали свои спининги и снимали с крючков новых хариусов. Было такое впечатление, что рыба со всей реки собралась в одной, яме на какой-то свой съезд и рыбацкие мушки на леске, она принимала за праздничный фейерверк. Все рыбаки: Толик, Егор, Андрей, Овчарик и Федька поймали около ста хариусов.
Ужин получился праздничным, хотя и без «наркомовских сто грамм». Маша нажарила много рыбки, а Архиша Фёдорыч, при поддержке Лёшки Овчарика, из маленьких европейских хариусов сотворили великолепное полярно-уральское «сибичи», получилась «вкусняшка»!!! Ещё был наваристый компот и курильский чай. Народ прибывал в неге, он ещё не догадывался, что ему всю ночь придется бегать на свежий воздух.

26.08.12, воскресенье. День двадцать третий. День третий. Второй этап сплава. Днёвка. Праздник: «8 марта».
Ночь была тёплая. Даже, не взирая на ветер, который всю ночь влетал под тент палатки и теребил её, спать было тепло. Подъём был неспешным и радостным, в «праздничный день» никуда не надо было спешить. В начале девятого народ начал выползать из нор, а Карлуша встречал всех вкусным кофейком.
Утро было солнечным и тёплым, водичка успела слегка прогреться. Тёплый ветерок нежно обдавал тела туристов и чувствовалось, что месяц «август». В 9.15 утра вспомнился призыв всесоюзного радио в воскресный день: « С добрым утром, добрым утром и хорошим днём!» Начался завтрак. Сначала народец насладился шикарной ухой, затем продолжил жареной рыбкой и завершил трапезу компотом из лесных ягод. Спасибо Матушке Природе за поглощаемые дары!!!
После вкусного приёма пищи и насыщения все занялись своими делами. Баталины: Фёдор продолжил ловить рыбу, Егор её чистить, а Маша читать роман Акунина. Таня с Толиком обсуждали новинки спортивной и туристической амуниции. Андрей, как настоящий глава семьи отправился в ближайший лесок, пополнять запасы на зиму. Три Алеексея: Фёдорыч, Викторович и Михалыч-младший устроили на солнечной лужайке междуособный преферанс ((фр. pr?f?rence — предпочтение, преимущество) — карточная игра со взятками. Получила распространение в России в середине XIX века).
Предварительно приготовили игровой помост, используя кем-то привезенный ранее на пикник, старый столик под телевизор. Они вымыли его чистой водицей, застелили красной клеёнкой-скатертью и приступили к интеллектуальной игре. Выиграл, ясное дело, Михалыч, хоть и младший. Михалыч-старший, не забывая о возложенных на него обязанностях, занялся своим писательским трудом.
Около полудня лагерь услышал нарастающий шум двигателя. Думали, что это вновь как вчера по реке кто-то несётся на аэрокатере. Однако, вскоре на поляну выехали два вездехода, облепленные людишками. После остановки и братания с туристами, прибывшие из Инты отмечающие 50-летний юбилей одной из присутствующих дам, выставили бутылку водки. Тут же «братина» пошла по рукам объединённой компании. Туристам пришлось выставить свой скудный паёк из жаренных и малосольных грибочков. Были тосты за дружбу и понимание между бывшими советскими народами, т.к. туристы не скрывали свою принадлежность к Украине.
Сделав коллективные фотографии на память, вездеходы умчались вверх по реке, а жизнь в лагере продолжилась своим чередом. Основной задачей группы была заготовка рыбы, поэтому все силы были устремлены к реке.
Михалыч занял своё привычное место чистильщика рыбы и еле поспевал за рыбаками, которые снимали рыбёшки со своих крючков одну за другой. Михалычу тоже захотелось внести свой улов в общий котёл. Сначала Анатолич забрасывал «балду» к противоположному берегу и передавал спининг Михалычу, который подсекал свою рыбёшку и тянул её к берегу. Дальше он уже самостоятельно владел спинингом и быстро поймал своих пять хариусов, причём сделав один «дуплет». При очередном забросе «балда» оторвалась и улетела далеко от берега. Толяныч, уже имея подобный опыт, бросился в реку и спас этот необходимый элемент экипировки. Рекорд дня установил Фёдор, он выловил 115 рыбин и закончил только тогда, когда утопил «балду». Его отец на ближайшем островке вытащил 40 шт.
Около пяти часов вечера Андрюша покормил всех вкусной и сытной ухой и главное, что никто не отказался опять кушать рыбку. Вечером устроили праздничный ужин, посвященный женскому празднику «8 марта». Девушки облачились в праздничные наряды и прибыли на подиум. Сначала Архиша прочитал "оду девушкам» с вручением подарков, ассистировал ему Михалыч.

Позвольте праздник наш начать,
Мы не позволим Вам скучать.
Для всех конечно повод ясен!
Он в двух Особах и прекрасен!

Всем друзьям понятно,
Сегодня ж «8 марта».
Девушки сияют, ямочки играют.
Девушки смущаются, хлопцы улыбаются.

В общем, настроение
Для плясок и для пения,
Для водки выпивания,
Грибочков поедания.

А харюзовый наш компот
Любой захочет ложкой в рот.
Ладно, хватит про еду
Я к комплиментам перейду.

Танюша завхозом служила при муже,
Но стала стройнее и уже.
Синхронно на кате гребёт
И классно при этом поёт.
Прошла она два перевала
И часто конфеты давала.
Мы все её любим за это.
За это отдельно конфета.

Теперь же Баталина Маша,
Всеобщая любимица наша.
Маша давно не ходила
И сильно об этом грустила.
И вот по Уралу прошла
И хариуса, кедровых шишек,
Черники, голубики и брусники
И «золотого корня» нашла.

И чтоб всё это спасти
И до дому довезти,
Мы подарим ей подарок,
Что поместится в горсти.
Вот тебе туесок*
Чтоб у продуктов срок не истёк.
Короче, «шо хошь» в нём храни
И Бог тебе в том помоги.

Стоп.
А Танюшу оставлять без подарка нельзя
Это мне не простят ни муж, ни друзья.
Давайте поищем в мешке,
Это не GPS на ремешке,
Это не носок с одинокой дыркой
Это не мешок для пищевых отходов,
А фонарь о восьми светодиодов.

Будет теперь Красавица
Ещё больше нравиться.
Вот представьте
Танюша во тьме стоит,
А во лбу звезда горит.

* Туес (туесок) — небольшой берестяной цилиндрический короб с крышкой, на его поверхности наносится резной узор, является прекрасным хранилищем продуктов.

Тане вручили фонарик, а Маше подарили небольшой берестяной туесок. Михалыч, из собственных запасов, дополнил её подарок ароматным кусочком мыла и пакетиками с шампунем, чтобы она могла и дальше благоухать ароматами.
Егор приготовил два праздничных напитка. Один на основе травок, а второй смешанный с остатком бальзама, прихваченного Михалычем специально для этого праздника, но начатого-«распечатанного» во время вынужденной ночёвкой «на камнях» ночью 10 августа. Был праздничный супчик без рыбы и грибов, а так же вкусные коржики поджаренные Машей из смеси круп. Вторично за поход приготовили хариус горячего копчения, он был во много раз вкуснее «первой попытки», когда его ели холодным на следующий день.

27.08.12, понедельник. День двадцать четвёртый. День четвёртый. Второй этап сплава.
Эта ночь была чуть холоднее предыдущей, но всё равно не холодной. Утро началось совсем не спешно и дежурная Маша сварила молочный супчик и дожарила рыбку. Михалыч совершил окунание, собрал вещи и был готов к отплытию, но народ набирал обороты не спеша. После завтрака долго паковали вещи и на воду вышли около одиннадцати с хвостиком.
В среднем течении скорость реки уменьшается, она течёт в холмистой местности, берега высокие, лесистые. Ширина около 50-60 м. «К-6» проходил часик по воде и делал остановку на технический привал, где экипаж разминал затёкшие ноги и собирал бруснику. В 14 часов «четвёрка» уже поджидала их на каменистом берегу, где и устроили перекус. Суп решили не готовить, дабы не тратить время зря. Подкрепились двумя рыбинами «малосолки» и запили их чайком с «кофейными карамельками» из Германии, которые выставил всем на радость Архиша Фёдорыч.
Продолжили сплав, надо было пройти сегодня 50 км., а прошли только 40 и потеряли высоту на 75 м. Думали грести до часов восьми, но четвёрка стала на прикол на ЛБ сразу после шести вечера.

28.08.12, вторник. День двадцать пятый. День пятый. Второй этап сплава.
Подъём был очень ранним в 6.00 и быстрым. Карлуша сварил для всех свой традиционно вкусный кофе, Андрюша пожарил рыбку, а Толя-дежурный сварил молочный супчик с рисом.
Уже в восемь утра оба ката вышли на воду. Течение очень слабое, как для горных рек переходящих на равнину. Через пару часов ходу, «К-6» увидев на правом берегу перевёрнутую надувную лодку, пристал к берегу. В небольшом лагере отдыхали два рыбака 45-50 лет из Горького: Андрей и Александр. Они сплавляются уже десятый день по этой реке и планируют завершить своё путешествие 8 сентября. Мило и по-дружески пообщались о жизни и получили в подарок две утки-крохаль из их охотничьего трофея. Кроме этого, Егор ещё очень умело «выциганил» у них буханку хлеба. Расставаясь, услышали исконно российскую фразу: «А Крым всё же верните».
После полудня решили перекусить «малосолкой» на ходу, не сходя с катамарана. Одни должны были грести, а другие в это время кушать. Однако, когда же раздали рыбу, то все бросили вёсла и принялись наслаждаться трапезой. Катамаран, подхваченный течением, сам нёсся тихо вниз по реке.
У левого берега туристы встретили лодку с тремя рыбаками, чистящих кучу рыбы. Они тут браконьерничают, перекрывая сетью-неводом русло реки от одного берега к другому и набивают рыбой вёдра-кадушки. Зимой такая рыба считается изысканным деликатесом, поэтому никто не задумывается о нанесённом вреде самой реке.
После 16 часов «шестёрка» подошла к зимовке на левом берегу, чтобы приготовить горячий супчик. Прямо на берегу стоит стол под навесом, покрытый брезентиной с армейского авто. Чуть в глубине виднеется небольшая приземистая постройка-зимовье, во всю ширь с полатями, столиком и печкой. Тут же на шестах висели шкуры оленей, которые используют как матрас/цы. Перед домиком находится благоустроенное кострище, где быстро приготовили уху с рыбой и сухим мясом, а так же чаёк с добавлением рябины. Откушав на десерт немецкую карамельку, туристы продолжили дальше свой сплав.
Вскоре на высоком правом берегу показалась свежесрубленная избушка и путешественники решили полюбопытствовать. Они сделали короткую остановку на пять минут и исследовали чужую усадьбу. Домик был в процессе построения, в нём имелось лишь одно маленькое окошко, вырезанное бензопилой. Дверь, так необходимая любому строению, ещё не присутствовала, поэтому вовнутрь никто не попал. Рядом с домиком стоял старый кунг (— аббревиатура, обозначающая кузов унифицированный нулевого (нормального) габарита. Тип закрытого кузова-фургона для грузовых автомобилей, состоявших на вооружении Советской Армии. Распространенность автомобилей с КУНГами в армии и народном хозяйстве фактически сделало аббревиатуру именем нарицательным для обозначения закрытых кузовов вообще), где туристы обнаружили мешочек с сухариками и с удовольствием угостились ими.
Пройдя ещё пару часов, «К-6» встретила ещё одну группу рыбаков, которые угостили их рыбой на уху.
Гребцы работали изо всех сил, но катамаран водило то вправо, то влево и поэтому приходилось всё время подправлять веслом направление судна, теряя при этом скоростью передвижения.
Михалыч сегодня работал на разных позициях правого борта, то на носу, а то на корме. Везде имеется своя техника работы веслом, поэтому отсутствует единство гребка всей команды. Ветеран «Дедушка» не понимает упрямство капитана на установление руля для облегчения сплава, тем паче, что на судне имеется обломок дюралевого весла, найденного на предыдущей стоянке.
После 20.00 начало быстро темнеть и к посёлку Епа (городского округа Инта) подошли в полной темноте. На крутом правом берегу виднелись силуэты отдельных строений-домов и свет в их окнах. Стало понятно, что туристы наконец-то достигли первого населённого пункта за три недели путешествия.
На окраине посёлка был виден мерцающий луч фонарика, именно там был разбит лагерь авангардом группы «К-4». Отважная четвёрка давно пришла в посёлок, обошла ближайшие домики и закупила у местных жителей картошки, молока и варенья. «К-6» сегодня провела на воде 13 часов, т.к. надо преодолеть за эти дни 200 км. до железнодорожной станции и добраться Инты.
Звонили в Киев, появилась связь с Большой Землёй. Всем желающим удалось связаться со своими родными по имеющейся мобильной связи.

29.08.12, среда. День двадцать шестой. День шестой. Второй этап сплава.
Ночь была, в общем-то, спокойной, но с подъёмом в 6.00 начался дождь.
После Карлушеного кофейку, был завтрак полностью рыбный: жаренная, малосольная и в ухе.
На воду вышли в половине одиннадцатого, а не в восемь утра как планировали ранее. Михалыч, памятуя вчерашнюю греблю, настоял на установке руля на катамаран. Он сам его установил при помощи старого весла, верёвки и затем сам сел за управление, т.к. ему уже неоднократно приходилось этим заниматься на различных плавсредствах. Идти стало гораздо легче, катамаран уже не бросало со стороны в сторону после каждого гребка.
«Четвёрка» быстро ушла в отрыв, но «шестёрка» всё же держала её в поле зрения и старалась сильно не отставать.
Где-то около часу дня «К-6» пристала к ПБ и устроила быстрый перекус с чаем. Они старались не гнать всё время, а периодически останавливались у берега и делали разминку для ног, что бы они не «затекали».
В нижнем течении река делает большие изгибы и течёт по заболоченной тайге, образуя многочисленные протоки, а так же малые, большие и огромнейшие острова. Самый большой и многокилометровый остров сопровождал катамараны до самого посёлка. На подходе к пристани-посёлку Абезь (деревня в гор.округе Инта, расположена на правом и левом берегах Усы), река Лемва впала в реку Усу (правый крупнейший приток Печоры (угро-фин.-«приток»), длина 565 км площадь бассейна 93600 км?. Берега в нижнем течении низменные и сильно заболоченные), воды стала больше, но течение не усилилось. Вся команда работала слаженно и гребла изо всех сил, что бы как можно скорее дойти к финишу и «забросить весла» как можно дальше. В Абезь «К-6» пришла в 17.30, на пару часов раньше, чем могла бы «доковылять» без руля. Даже не смотря на сложные погодные условия, всю дистанцию похода команда «К-6» прошла с достоинством. Их торжественно встречала братская «четвёрка», уже изрядно подогретая за полтора часа «Рябиной на коньяке» и «Путинкой». Первым делом, весь экипаж сомкнул свои вёсла над головами и таким образом завершил сплав. Затем все вместе отправились в местный магазин, где совершили закупку провизии и спиртного, что бы достойно отметить завершение сплава. Все набросились на печенье, вафли, конфеты и особенно на пиво.
Лагерь разбили на ближней окраине посёлка, а не вдали как планировалось ранее, завтра надо быстро добраться до ж.д. полустанка. Катамараны были разобраны и просушены баллоны, затем всё по возможности упаковали в рюкзаки.
На ужин был приготовлен супчик. А когда народ дружно «как жахнул», то закусывал всем что попалось под руку, даже и «малосолкой». Под конец праздничной трапезы некоторые индивидуумы даже полировались пивцом. Спать легли раньше, т.к. и подъём будет ранним.

30.08.12, четверг. День двадцать седьмой. День первый. Второй железнодорожный этап.
Подъём был ранним в 6.00, надо было успеть много: сварить молочный супчик, собрать все вещи и дойти вовремя до ж.д. полустанка. Успели сделать всё и 9.30 уже поджидали поезд на небольшой платформе. По дороге через посёлок к железной дороге везде валяются пустые бутылки и жестяные банки, указывая на дикость местных жителей, хотя в посёлке для этого стоят большие контейнеры. Поезд пришёл с небольшим опозданием и состоял-то из дизеля и двух вагонов, почтового и плацкартного. Все желающие погрузились в один вагон и он отправился к следующему полустанку. Вскоре поезд проследовал по мосту через реку Усу и остановился у небольшой платформы, высаживая и загружая железнодорожников различных профессий и специальностей. Здесь тянут новую линию газопровода и поэтому данная ж.д. дорога служит транспортной артерией по доставке нужного оборудования и рабочей силы.
После месячной оторванности от цивилизации, даже в такой глухомани как эта, местное население выглядит диковинно. Тут давно началась осень и температура уже такая, как в Киеве в конце октября, поэтому все одеты в свитера и куртки и готовы к приходу зимы в конце сентября.
Заняв полностью одно купе, туристы разомлев в теплоте вагона, отдали свои тела релаксу. Карлуша и Овчарик улеглись спать на верхних полках, другие же читали-писали, а некоторые продолжали продолжительный турнир по игре «В банку».
Спустя пару часов дороги, поезд прибыл в Инту. Договорившись с зам. начальницей станции, группа оставила весь свой багаж в небольшой комнатушке и уехала в центр города, который находится в полу часе езды от ж.д. станции.
Инта — город (основан в 1942 году, статус города с 1954 года). Расположен в лесотундре к западу от Уральских гор, на северо-востоке республики Коми, на левом берегу реки Большая Инта. Расстояние до Сыктывкара — 608 км, до Москвы — 1600 км. Средняя температура воздуха в августе 10,2 °C. Изначально шахты и железную дорогу строили 40 тыс. заключенные лагерей ГУЛАГа. Вместе с прилегающими населёнными пунктами образует муниципальное образование — городской округ город Инта, с населением 36 436 человек.
Доехав к центру города, туристы начали поиск местной бани, чтобы смыть с себя таёжную пыль. Однако одна баня была на ремонте, а другая на окраине города относилась к категории «крутых», с заблаговременной бронировкой и предоплатой. Народ изнемогал из-за отсутствия «очагов чистоты» и перед дальней дорогой очень хотел просто помыться. Дедушка Михалыч, имея огромный опыт путешествия с рюкзаком по Европе, узнал у местных мужиков, где находиться мужское общежитие с наличием душевых и горячей водой. Затем он самолично совершил пробное посещение душевых и опробовал их кондиции. Условия были не самые великолепные, но другого варианта совсем не было, поэтому «мужская палатка» в наличии АнаТолича, Архиши и Карлуши посетила ванную комнату и вернулась чистой, обласканной горячей водицей и от этого счастливой.
Вернувшись на вокзал, Маша, при поддержке мужчин, приготовила шикарный ужин. Всё готовили на печке Егора в ближайших кустах, с торца вокзала. В одном котле приготовили гречневую кашу с мясом уток-крохаль, которых нам подарили горьковчане. Во втором сварили мясо оленя, купленного в интинском «супермаркете», а в третьем рис с сублимированным мясом, на завтрашний завтрак в поезде.
Хотя первоначально Маша, а с ней Карлуша и Андрей хотели устроить ужин на траве в грязных зарослях, но Михалыч и Егор настояли на проведении праздничной трапезы в зале ожидания, где уже были сложены их пожитки. Сдвинув ряды кресел по каре, гурт удобно разместился на своих местах и поставив котлы по средине, начал праздновать пятилетие Юли Умновой. Её папа, дабы не испытывать бдительность российских полицейских, налил выпивку в одну большую кружку и пустил «братину» по кругу. Ужин удался на славу и здоровье!!! Затем пили чай в местном буфете с кондитерской выпечкой, а некоторые истинные мужчины добавляли и пиво.
Около полуночи группа украинских туристов погрузилась в поезд Воркута-Москва и ровно в 00.00 часов отъехала от Инты. Плацкартный вагон № 4 находится в самом конце поезда (хотя иногда к нему подцепляли один-два вагона «Газпрома») и поэтому через него не было шатающихся пассажиров, что давало больше тишины и спокойствия. Вся группа разместилась компактно в трех купе: № 2 Михалыч, Карлуша и АнаТолич; № 3 Баталины и Андрей; № 4 Овчарики и Архиша Фёдорыч. Спать улеглись около часу ночи.
Михалычу досталась верхняя полка, нижнюю ему молодёжь не уступила, поэтому спать ему было плохо. Он и так не очень-то вмещается на верхних плацкартных полках, а тут ещё торцевые крепёжные цепи, да боковой страховочный ограничитель, которые не давали растянуться во весь рост и спать спокойно.

31.08.12, пятница. Последний день лета. День двадцать восьмой. День второй. Второй железнодорожный этап.
Михалыч в половине восьмого приготовил свой любимый зелёный чай с саусепом. С потерей походного котелка, чай пришлось приготовить в глубокой «хорватской» тарелке и вместе с соседями по купе испить его с интинской выпечкой.
Слегка насытившись, народец неспешно придавался поездным наслаждениям. Кто-то читал, кто-то вёл душевные беседы, а кто-то просто отсыпался. После одиннадцати часов, группа стала готовиться к обеду. Был нарезан хлебушек и намазан сливочным маслом. Сверху на бутерброд были выложены кусочки филе малосольного хариуса и лучок. К такой закуске, в фольгированном пакете из под яблочного сока с символическим названием «Наша семья», была припасена водочка. За месяц путешествия группа туристов действительно превратилась в большую семью, поэтому Михалыч выставил за праздник его киевской семьи. Ведь именно в эти дни, 10 лет назад, Дедушка Михалыч начал официальную семейную жизнь с красавицей Валюшкой, поэтому было сказано много добрых слов о семье ветерана. После главного блюда был десерт: чай с печенюшками, а после лёгкая полудрёма.
На большой узловой станции Микунь (город (с 1959) в 96 км по железной дороге от Сыктывкара, возник в период строительства Северной железной дороги в конце 1930-х), все туристы бросились на импровизированный рынок покупать бруснику. Кто брал бутыли по 5 кг и более, а кто ограничился и парочкой кило, но вкусную ягоду прикупили все.
Вечером, после 19 часов все собрались в центральном купе на ужин. Предполагалась вкусная рисовая каша с мясом, сваренная накануне в Инте. Никто из группы не взял на себя обязанность о сохранении каши в холодном месте и она, в тёплом вагоне, начала слегка бродить. Было очень больно смотреть на большой котёл каши и затраченные усилия на её приготовление. У Маши и Михалыча просто болела душа, глядя на это безобразие. Большинство населения отказались есть подкисшую кашку, хотя некоторые и утверждали, что она очень съедобна и уплетали её за обе щеки. Всех снова объединила «братина» с местным бальзамом.
Когда была остановка в Котласе, то даже у чистюли Михалыча не возникло желание мыться под струями холодной воды, как это было при t ?+35 ? С в начале августа.

01.09.12, суббота. Первый день осени. День двадцать девятый. День третий. Второй железнодорожный этап. День знаний. День рождения Маши Баталиной.
Ночь была спокойной и тихой. Когда в 10.47 поезд прибыл в Ярославль, то на перрон вынесли котёл с чаем и поочерёдно три торта. Тут же была установлена и праздничная ваза с цветами. Наверное, такой удивительной церемонии ярославский вокзал никогда ранее не видывал. Десять человек собравшись кружком, вокруг тортика на асфальте, что-то весело обсуждало, пританцовывая. Архиша Фёдорыч, вооружившись кинокамерой, заснял всё происходящее для потомков и для Роберта, что бы он, в конце концов, увидел в лицо «кого же он набрал».
Ровно по расписанию, в 15.43 поезд прибыл на Ярославский вокзал Москвы. Вскоре туристы, на площади «трёх вокзалов» (плюс Ленинградский и Казанский), спустились под землю в первый советский метрополитен и через 45 минут прибыли на «свой» Киевский вокзал.
В конце 80, начале 90 годов, прошлого ХХ века, Михалыч часто бывал во главе групп киевских туристов в столице нашей Советской Родины. С тех пор пролетели год? и многое изменилось в интерьере вокзала. Здесь появилось много киосков, торгующих всем чем угодно. Неизменным остался лишь декор потолка и стен, созданных когда-то художником Ф. И. Рербергом. Здесь, как и на станции метро «Киевская» присутствуют украинские мотивы в мозаичных панно и в надписях «УРСР» и «Переяславская Рада», созданных когда-то в 50 годах советского периода.
Карлуша, как финансист группы, вместе с завхозом Танюшей и предводителем Андреем рванули по магазинам и сделали закупку провизии в дорогу. А как же в поезде без провизии? Как только группа загрузилась в поезд № 055 Москва-Хмельницкий, тут же началось приготовление к ужину. И снова был намазан московский хлебушек маслом вологодским и украшен сверху рыбкой красной дальневосточной, да колечками лучка аппетитного. Только от одного лишь вида слюнки уже текли ручьями. Затем были добавлены бутербродики с сыром да колбаскою, открыты баночки с икоркой «заморской» баклажанною, да с оливками испанскими. Когда же была приготовлена вся закусочка и наполнены праздничным напитком кружки-фужеры, да сказан тост в честь новорождённой Маши, «пошла гульня». Тосты звучали ещё неоднократно: и за успешное окончание похода, и за начало осени, и за «день Знаний», и т.д., и т.п. Как и положено в честных компаниях, застолье завершалось десертом: чаем с вафельными тортами, да песочным печеньем.
Около часу ночи поезд подъехал к Брянску, где появились российские пограничники и началась проверка документов. Михалычу вспомнились те, уже далёкие времена конца восьмидесятых, когда он впервые пересекал границу СССР с Венгрией и с каким трепетом проходил эту процедуру. Затем ему часто приходилось мотаться руководителем с группами туристов и самостоятельно сначала в Польшу, а затем и далее на запад Европы. Сколько же государственных границ было пересечено им, за эти годы, на различных пропускных пунктах Европы, Африки и Азии? И вот теперь после развала СССР, приходится проходить пограничные формальности там, где когда-то был проезд свободным.
Через три часа поезд въехал на территорию суверенної України і почалася перевірка документів. Прошла она гораздо быстрее и все почувствовали себя на «своей» земле.

02.09.12, воскресенье. День тридцатый. Завершающий день похода.
Уже в половине шестого (по киевскому времени), проводники разбудили не выспавшихся, после ночных прохождений границ-кордонів, пассажиров и все поняли, что поезд приближается к столице Украины городу-герою Киеву. На перроне из встречающих были только Миша и Лида Овчаренко – родители Лёшки, остальные ждали своих путешественников дома. Сделав, общее фото на память и договорившись о предстоящей встрече 9 сентября в парке «Дружбы народов», совершив общее туристическое прощание, «народ» рассосался-растворился в городских лабиринтах.
Уже через пол-часа, Михалыч никого не напрягая встречей на вокзале, проехав всего шесть остановок на №18 трамвае, был дома на своём «хуторе Лукьяновском».
Дом! Дом, в понятии жилища, а не просто строения!! Как приятно возвращаться в свой дом, после долгого отсутствия, тем паче, когда тебя там ждут!!! Ждут-ожидают не только родные тебе люди, но и те вещи, к которым ты привык за долгие их годы верной и преданной тебе службы!!! Это может быть любимая чайная или кофейная чашка, к которым ты прикасался, наслаждаясь ароматным напитком!!!!! Для кого-то это может быть кресло или диван, на котором они любят расслабиться у телевизора, после напряжённого рабочего дня!!!!!! А для эстетов, ароматное постельное бельё или сказать откровенно, чистый домашний унитаз, тоже доставляет огромнейшее удовольствие!!!!!!!

Дневник вел Цапро Алексей (Киев)

На www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины» выложено 28.03.2013 года.

   
Водный туризм Украины
2002