Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

Водное путешествие
четвертой категории сложности по Полярному Уралу - реке Собь, реке Хараматолоу (против течения), реке Бурхойла (с волоком к реке Бурхойла и радиальным пешим выходом к вершине горы Пай-Ёр), реке Танью, озеру Варчато, реке Варчатовис, реке Войкар,
озеру Войкарский Сор.
Отчёт Поездника Сергея (Киев) на www.poezdnik.kiev.ua

Маршрут пройден группой из 16 человек (и одной собаки) в августе 2002 года.
Руководитель - Смирнов Алексей (г. Москва).

Катамаран «Витязь» (7 чел),
надувные байдарки «Щука» - 5 экипажей.

Часть вторая.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Заброска и стапель.

Первого августа мы погрузились на поезд № 120 «Москва-Лабытнанги», который отправлялся с Ярославского вокзала города Москвы в 21-50. Стоимость плацкартного билета - 739.00 руб. Прибытие в конечный пункт через двое суток в 20-28. Выгрузились, однако, немного раньше - на станции «Собь». Река Собь в ста метрах от «железки». Станция представляет собой несколько строений барачного типа. Деревьев нет. Достопримечательностью станции можно назвать горнолыжную базу с подъёмником, который начинает работать с октября. Хорошо бы здесь для первой ночёвки наворовать дров, хотя это, конечно, плохо. Быстро собрав катамаран и байдарки, мы отплыли несколько километров и заночевали на склоне правого берега в кустарнике и лиственничном редколесье.

Если выгрузиться на 110 км и начать сплав раньше, идти по реке будет труднее - мелко. Если позже (от посёлка Харп) - то собирать суда придётся вечером в атмосфере посёлка, где расположена зона особого режима. В посёлке Харп от станции до реки расстояние больше чем на станции «Собь».

Река Собь.

Ширина реки от 30 м (на станции «Собь») до 60 м. Глубина - 1.5 - 2 м. Течение быстрое - около 5 км/час. Вода прозрачная бледно голубого цвета. Когда поезд преодолевал перевал мы видели исток Соби - несколько ледничков в ущельях невысоких хребтов. Дно каменистое и без растительности. Рыбы нет до Харпа. От посёлка ловится мелкий хариус и появляется пойменный лес.

Протяжённость участка реки от станции «Собь» до посёлка Харп - 25 км. Ходовых дней - 1. От посёлка до впадения реки Хараматолоу - 24 км. Ходовых дней - 1. Вторая наша ночёвка была за посёлком на правом берегу в 50 м от реки возле небольшой рощицы.

На реке Собь в посёлке Харп находится единственный на маршруте (Z-образный) порог. Категория порога - 2 (для байдарок), количество каскадов - 3. Проходится левее центра (первый каскад) и далее по струе.

Река Хараматолоу (далее Хара) является правым притоком Соби и впадает в неё двумя руслами, разделёнными галечной косой. Входить в Хару нужно дальним (правым) руслом. Ориентиром (за 1 км до впадения) служит деревянный вагончик справа на берегу, которого можно и не увидеть за деревьями.

Река Хараматолоу (Хара).

Протяжённость реки - 15 км. Ходовых дней бечёвником - 2. Ширина реки в устье выше дельты - 20м. Глубина - до 1.5 м. Скорость течения - около 7 км/час. Вода прозрачная светлоголубая. Много шивер, мелей и проток, рукавов. Рыбы (до места впадения притока Макар-Рузь) нет. Видимый уклон. Берега галечные.

Третья наша ночёвка была на 800 м выше устья на правом галечном берегу Хары - очевидно (судя по каркасам для тентов от дождя и остаткам каркасов для катамаранов) традиционном месте ночёвок туристов. Некоторые группы оставляют здесь каркасы для катамаранов (из лиственницы) и «налегке» идут вверх пешком.

Утром, договорившись друг с другом «особо ноги не мочить», мы начали тащить «корабликом» (так, чтобы течение отводило судно от берега) свои гружёные посудины вверх по течению. Все мужчины через десять минут были мокрые по грудь. Советую паспорт и туалетную бумагу оставлять на судне.

Двигаясь, в основном, по левому берегу Хары, к перекусу мы вышли к довольно живописному лиственничному оазису (отличной стоянке), который располагался на левом берегу и, который невозможно не заметить. Наличие дров привело к костру, супу и относительному сугреву. До притока Макар - Рузь таких хороших сухих стоянок не будет. Но мы этого не знали и, поскольку пройдено было очень мало, пошли дальше. Порог Гагарина прошли уже поздно вечером, причём катамаран обнесли по правому берегу. Заночевали на левом берегу сразу за верхним каскадом порога. Место плохое - сырое, лес дремучий и мало дров. Это был первый и самый тяжёлый день бечёвника.

Второй день был легче. Все как-то приноровились. Роптания в бурлацкой половине стихли - дали похлёбку. К вечеру дошли до левого притока под названием Макар - Рузь (Ручей Макара). Немного выше ручья на правом берегу Хары стоит живописная скала красноватого цвета. На скале лиственничный бор и три отличных стоянки. Под скалой ловится хариус. В лесу много ягод и грибов. На ручье можно намыть немного золота. Голые красивые женщины стоят со стаканом водки в руке и призывно улыбаются…

Далее берега становятся более живописными, появляются скальные участки, прохождение вверх по Харе более лёгким, поскольку шиверы чередуются с плёсами. По плёсам можно даже иногда плыть. Порог Титова (всего один коварный слив) проходится вверх по левому берегу. К концу третьего дня движения вверх после прохождения левого притока «Иван-Рузь» на слиянии Большой и Малой Хары тащить суда приходится, карабкаясь по скалам правого берега.

Слияние рек Большой и Малой Хары - это десятки ручейков, на которые разбилась Большая Хара, вливающихся обширной дельтой слева в Малую Хару. Обе реки здесь можно перейти вброд. Между двумя реками находится неплохая стоянка, которая, обычно, занята. Через стоянку проходит относительно бойкая вездеходная дорога на «Пятиречье». Под скалой ловится хариус, впрочем, как и под всеми другими скалами.

Отсюда (по прямой) 35-40 км до Пятиречья, куда лучше добраться на вездеходе, поскольку реки Малая Хара и Бурхойла могут быть непроходимыми (как было в нашем случае) по причине малой воды.

«Волок»

Выбрав самую красивую женщину и отправив её в лесотундру ловить вездеход, мы решили заночевать на берегу Малой Хары. Но не успели достать стратегический запас спирта - из-за кустов появились вездеходчики с вездеходом, которые заявили, что им за доставку в Пятиречье нужны только деньги и застолье. Еле уговорив возмущенных женщин на такой обмен, мы, поужинав салом, огурцами, луком и помидорами вездеходчиков, легли спать.

На следующий день выехали около 9-00. До Пятиречья ехали долго (пять часов), поскольку многие сидели в верхнем кузове, что было несколько опасно. Если говорить откровенно, с вездеходом нам повезло - мы сэкономили два или три дня, кучу продуктов и очень много сил. Как сказал один из сидевших наверху (не буду говорить какой он национальности) - у цих болотах мы бы загынули.

Справедливости ради, надо сказать, что вездеходы наносят легкоранимой тундре непоправимый ущерб - на колее ягель не растёт около 20 лет. Более того, если первым по девственной тундре прошёл вездеход с узкими гусеницами, то по этому пути (на следующий год вода и мерзлота из колеи сделают канаву) вездеход с более широкими гусеницами уже не может идти и "режет" целину рядом.

Уважаемые туристы! Природа беззащитна. Берегите её!

Пятиречье.

Пятиречье - место слияния четырёх рек (Хойла, Бурхойла, Левая Пайёра и Пайтовис). Здесь начинается пятая река - Танью, по которой надо двигаться дальше. Хорошая стоянка и удобное место для стапеля на левом берегу в лесу на скале после мелкой шиверы за слиянием Бурхойлы и второй реки. Под скалой ловится хариус.

Из Пятиречья семеро наших добровольцев и собака отправились в трёхдневное восхождение на вершину Пай-Ёр. До вершины они не дошли (плохая погода), но получили массу впечатлений. Говорят, что отроги вершины - самые живописные места на маршруте. Оставшимся в лагере участникам, пришлось довольствоваться рыбалкой, баней, малосольным хариусом и отбивными из оленины.

Гора Пай-Ёр.

Вот отрывок из дневника одной из участниц восхождения - Татьяны Смирновой:

«...прошли около 30 км, но почти без набора высоты. Когда вставали на ночевку у одного из многочисленных мелких озер, было очевидно, что шансы подняться ничтожны.

... мы просто медленно шли вперед. Когда дождь перешел в ливень - попытались его переждать, но минут через 40 поняли, что это бесполезно и пошли вверх. С высоты около 700 м между камнями стали с завидной регулярностью появляться островки старого снега, а ливень дополнился мелкими градинами и крупными хлопьями мокрого снега. К тому же, происходило это всё внутри облака. На высоте около 1 км, где долина выполаживается и среди снегов лежит озеро, нам открылась странная картина.

Наверное, вчера это была палатка. Но это мы поняли не сразу. Пленка, которая должна защищать палатку от дождя, лежала в отдалении, присыпанная снегом. Кол стоял под углом 45 градусов к горизонту. У входа - пара горных ботинок, один - подошвой вбок, а другой наполовину заполнен водой. Там же - посуда и примус.

Но наш вопрос: "Эй, есть кто живой?" - отнюдь не был риторическим. В ответ палатка зашевелилась (вся целиком), и показались три головы. Потом кто-то внутри решил, что пора вставать, и вылез наружу. Он был в ботинках, штанах, куртке и шапке, хотя вылезал, кажется, все-таки из спальника, и с него капала вода...

Мы выяснили, что у них все в порядке (?!?), что они идут на Пай-Ёр и ждут погоды. Потом мы окинули взором пейзаж, палатку и ее обитателей, попрощались с ними, подумали о смысле жизни и пошли обратно.»

Река Танью.

Протяжённость реки - около 60 км. Ширина - от 40 до 60 м. В верховьях вода прозрачная, голубого цвета, порогов нет, течение быстрое, берега живописные, поросшие лесом, много скальных выходов, мелей, шивер, проток, поворотов и островов. Через пять километров от Пятиречья справа впадает ручей Лагорта-Ю - одно из самых красивых мест на маршруте. Здесь ловится таймень и гнездятся орланы-белохвосты. Этот участок является изюминкой реки.

На 25 км от Пятиречья слева впадает река Сезым-Юган, где стоит избушка (с банькой). Дальше начинаются щучьи и окунёвые места, вода желтеет, дно местами глинистое и с водорослями, течение замедляется. Берега «портятся» и превращаются в болота - однообразные и унылые, стоянку найти крайне сложно. Более-менее хорошая стоянка на правом высоком травяном мысу где-то на 40 км от Пятиречья. Ориентиров нет. Развлечение одно - рыбалка «на дорожку».

За несколько километров до озера Варчато, на правом берегу стоит изба - всё, что осталось от рыболовецкой артели (раньше было три избы). Здесь, хоть и грязновато, можно переночевать. Есть печь, запас соли и махорки.

Озеро Варчато.

В переводе с ненецкого языка - чистое озеро. Озеро мелкое (до 2 м), травянистое, мутноватое, богатое рыбой. Протяжённость (от реки Танью до реки Варчатовис) - 11 км, волна крутая, берега заболочены, стоянку найти трудно. При встречном или сильном ветре, что бывает часто, озеро непроходимо. Лучший вариант ночёвки - в домике егеря у истока реки Варчатовис. На озере имеется несколько островов - первый очень маленький в виде голой невысокой скалы (обходится слева), второй ("Каменный пуп") - в виде пирамиды из камней (обходили справа) и последний - поросший лесом вытянутый с северо-запада на юго-восток остров, где, очевидно, можно (в отличие от первых двух) поставить палатку (видели там человека рано утром). Этот последний остров мы обогнули слева. Исток реки Варчатовис находится в южном (относительно последнего острова) направлении.

Домик егеря у истока реки Варчатовис.

Этот домик, вернее дом, и егерь Андрей (круглогодичное дежурство) являются настоящей достопримечательностью маршрута. Там имеется: баня, дизель-генератор (т. е. электричество), телевизор с видеомагнитофоном, фильмы всех проходивших за последние несколько лет групп, коптильня, туалет, потрясающая коллекция блёсен (сувениры туристов) и двадцать спальных мест с накомарниками. И ко всему этому радушие и гостеприимство хозяина, который не понимает тех, кто проходит мимо. Именно он сказал, что, увидев в тайге человека, надо обязательно подойти к нему, поздороваться и спросить - всё ли нормально и не нужна ли помощь.

Река Варчатовис.

В переводе с ненецкого - «река, вытекающая из чистого озера». Протяженность - около 12 км, ширина - 60 м, глубина - до 3 м. Вода прозрачная, цвет - коричневый. Скорость течения - около 3 км/час. Много мелей, шивер. Порогов нет. Берега живописные, поросшие хвойным и лиственничным лесом. Ловится окунь и щука. Перед впадением в реку Войкар на правом берегу - несколько деревянных вагончиков. Река проходится за пол дня.

Река Войкар.

Довольно быстрая (в первой половине) река, шириной около ста метров. Течёт на юго-восток. Протяжённость участка от впадения Варчатовиса до деревни Вершина - около 60 км. Встречаются моторные лодки. При приближении к деревне (магазина нет), течение значительно замедляется, появляются плёсы, русло разбивается на «рукава», при ветренной погоде поднимается волна. За Вершиной (идти, придерживаясь левого берега) через километров 6 на правом берегу - стойбище одинокого ханта. На левом берегу широкой губы видны какие-то строения. До стойбища от озера Варчато мы добрались за два дня. Здесь река плавно переходит в озеро Войкарский Сор.

Некоторые группы после прохождения реки Варчатовис идут по Войкару вверх до реки Кокпела или до слияния Большой и Малой Лагорты, где по вездеходным дорогам через перевалы можно добраться до Европейских рек и, затем, до железной дороги. Такой вариант значительно экономит денежные знаки (от 300 до 1000 руб/чел).

Озеро Войкарский Сор.

Мелкое озеро, которое в засуху превращается в болото (сор). В таких случаях идти надо по старице (старому руслу), про которое желательно узнать в деревне Вершина, чтобы не заблудиться. В ветренную погоду на соре поднимается крутая волна, что очень опасно для байдарок. Протяжённость озера - от деревни Вершина до посёлка Усть-Войкар - около 25 км.

Рыба у нас «на дорожку» не ловилась. На южном (правом) берегу озера имеются кедрачи. От стойбища ханта до посёлка Усть-Войкар в тихую погоду и высокую воду - от 3 до 6 часов ходу. Курс - на поросший хвойным лесом мыс левого берега (хорошее место для стоянки) и затем на хорошо видимый мыс (на левом берегу), за которым находится посёлок Усть-Войкар.

Посёлок Усть-Войкар.

В посёлке Усть-Войкар многие группы заканчивают маршрут. Чалиться лучше поближе к пристани - носить вещи очень неудобно (мокрая гора). После того как первая байдарка достигнет берега, необходимо послать гонца на пристань, чтобы "придержал" баржу или катер, идущий на Салехард. Можно собрать байдарки не доходя до посёлка и потом до пристани добраться на моторных лодках - ханты сами подходят и предлагают забросить вещи до пристани (одна ходка (1 км) - 100 руб).

Есть магазин со скудным набором продуктов. Цены выше в полтора раза. Если в посёлке поминки - туда лучше не соваться (все пьяные и все деруться). Говорят, что здесь можно купить нельму, сырка и муксуна (ценные виды рыб), но иметь дело надо с хозяином, у которого хороший дом, хороший катер, а не со всякой пьянью-перекупщиками. Это условие особенно важно соблюсти, если договариваешься с хозяином лодки о заброске до посёлка Шурышкары.

Отъезд.

Некоторые байдарочники плывут дальше по реке Горная Обь (около 50 км) до посёлка Шурышкары. Там за 160 руб. с «носа» до Салехарда ходят рейсовые быстроходные «Метеоры» (отправление в 7-30 и 12-30; время в пути - три часа).

В Салехарде на паромной переправе (за 200 руб. с человека) заказывается машина, которая на пароме переправляется через р.Обь в г.Лабытнанги и затем отвозит туристов на вокзал.

Можно из Усть-Войкара до «метеора» добраться на моторной лодке. Ханты берут за такую услугу до 500 руб. с человека, причем за эту цену они могут отвезти туристов и груз как в посёлок Шурышкары (вниз), так и в посёлок Мужи (вверх по Горной Оби), где «метеор» уже обойдется дороже, но зато по пути на островах можно половить рыбу.

Но лучшим транспортом считается баржа, которую тащит буксир от Усть - Войкара до города Лабытнанги (за 250 руб./чел.). Время в пути такой баржи - одна ночь. На барже можно поставить палатку, а на буксире (который намертво привязан к борту баржи ) есть гальюн и камбуз. Узнать расписание буксира можно в посёлке Мужи у Рочева Павла Анатольевича - брата моториста буксира (Анатолия) по адресу: ул. Комсомольская 12.

Поезд № 119 «Лабытнанги - Москва» отправляется в 07-30. Стоимость плацкартного билета - 728.90 руб. Прибытие через двое суток в 05-18. Из Лабытнанги также можно поездом № 507 уехать в Симферополь (через Харьков). Время отправления - 10-50 (ежедневно).

Со станции «Сейда» (около 11 остановок от Лабытнанги), на поездах идущих из Воркуты, можно уехать до Санкт Петербурга (отправление в 23-34 по чётным числам), Адлера (отправление в 16-53 по нечётным числам), Новоросийска (отправление в 11-53 по чётным числам), Горького (отправление в 16-41 по нечётным числам), Симферополя (отправление в 02-04 раз в три дня).

Данный отчёт (с картой маршрута и цветными фото) можно прочесть в Киевском глянцевом журнале "Адреналин" за январь 2003 года. Материал в журнале называется - "По рекам и озёрам Заполярного Урала".

Часть первая. ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ, ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Автор отчёта: Поездник Сергей, тел. в Киеве - 4505910, e-mail: poezd@i.com.ua, сайт: www.poezdnik.kiev.ua - «Водный туризм Украины»

Версия для печати (обеих частей)

Карта к отчёту:

Карта к отчёту «По Полярному Уралу - реке Собь, реке Хараматолоу, реке Бурхойла, реке Танью, озеру Варчато, реке Варчатовис, реке Войкар, озеру Войкарский Сор.»
 
Водный туризм Украины
2002