Новости  Общение  Реки  Озёра  Моря  Памятка  Словарик  Радиация  Ссылки  Для писем

КИЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ КЛУБ

ОТЧЕТ
о водном туристском путешествии пятой категории сложности по реке Коксу (Северный Тянь-Шань), совершённом с 7 по 25 июля I99I года.

Маршрутная книжка № 94/91
Руководитель группы Каздобин
Константин Александрович.
Адрес руководителя: 04060, г. Киев,
ул Котовского 27, кв.44

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю как путешествие пятой категории сложности.

Отчет рекомендуется использовать в библиотеке Киевского городского клуба туристов.
Киев-1980г.

Катамараны и каяки


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ.

Вид туризма - водный.

Нитка маршрута : г. Киев - г. Алма - Ата - пос. Рудничный - межгорная котловина - Верхнее ущелье - пос. Рудничный - Коктальская котловина - ущелье Ерзасай - ущелье Кук - Креу - межгорная котловина - ущелье Чонгорак - пос. Кировский - г. Алма - Ата - г. Киев.

Район путешествия - Северный Тянь-Шань, горный массив - Джунгарский Алатау.

Число участников - тринадцать.

Продолжительность путешествия - 20 дней, из них: подъезды, отъезд - 3 дня, постройка судов - 1 день, сплав - 15 дней, дневка - 1 день.

Протяженность маршрута - 160 км.

Организатор путешествия - Киевский городской туристско- спортивный клуб.

Заключение по заявочным материалам дано Киевской зональной МКК, шифр 2IO-00- 5355203.

Группа поставлена на учет в Алма-Атинской КСС сообщением № 94/9I.

2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

2.l. Географическая характеристика.

Территория бассейна Балхаш-Алакольской группы, на которой расположены Алма- Атинская, Талды-Курганская и Джамбульская области Казахстана, называется Семиречьем (по казахски - Джеты-су - семь вод). Издавна ученые, интересовавшиеся страной, искали на карте семь рек. К ним относили Тюп и Джергалы, впадающие в Иссык-Куль, Чу, Или, Аксу, Лепсы, Каратал, Аягуз, впадающие в Балхаш. Всего рек получалось восемь, и одну из них произвольно отбрасывали.

В Семиречьи расположены северные отроги Тянь-Шаня. Это хребты Заилийский Алатау, Кунгей Алатау, Кетмень, Каратау и Джунгарский Алатау. По-казахски "алатау" обозначает "пестрые горы". Джунгарский Алатау, названный по имени племени джунгар, расположился на востоке массива вдоль границы с Китаем. По соседству расположены Джунгарские ворота, еще с древних времен служившие миграции кочевых племен центральной Азии, Ширина прохода составляет не менее 10 км. Он начинается от южной оконечности озера Алаколь в Казахстане и тянется к озеру Эби-Нур в Китае.

Горы Джунгарского Алатау тянутся с востока на запад почти на 400 км, их ширина от 50 до 190 км. Они состоят из параллельных хребтов Каратау, Баскантау, Токсанбай, Беджинтау и др. На юге хребет ограничен долиной р. Или, на севере - Алакольская впадина, долины рек Воротал и Коксу делят массив на два крупных хребта. Это Северный центральный и Южный центральный, идущие параллельно.

Общая протяженность Северного центрального хребта - 158 км. Его северные склоны образуют бассейн р. Лепсы. Средняя высота хребта - 4000 м. Альпийский рельеф сглажен. Пики встречаются редко, седловины перевалов всего на 200 - 300 м ниже вершин. Наивысшая точка - пик Семенова-Тяньшанского - 4560 м.

Северная часть массива сложена песчаниками и сланцами, южная - вулканическими породами. В центральной части выходят древние кристаллические породы. Горы богаты залежами полиметаллических руд.

Для рельефа характерно чередование горных хребтов и межгорных котловин, разделенных крутыми тектоническими уступами. В центральной части массива горы поднимаются выше границы вечных снегов. Общая площадь ледников составляет 1120 кв.км. Наиболее крупные ледники расположены на северных склонах. Это ледник Берга длиной до 8 км и ледник Джамбула длиной 5,5 км.

Характерна следующая смена высотных поясов: предгорные пустыни и полупустыни сменяется в низкогорных массивах сухими, а затем черноземными степями, переходящими в среднегорье в лесолуговые или лесостепные ландшафты. Для высокогорья типичны альпийские луговые и луго-кустарниковые ландшафты. Для северных и южных склонов Джунгарского Алатау структуры высотной поясности различаются по высоте, причём в высокогорье границы зон имеют разности высот до 200 - 400 м, а в низкогорье - до 1000 м.

Обширная область семиречья расположена к северу от гор. Её большую часть составляет Балхашская впадина (высота до 800 м над уровнем моря) с песчаным массивом Сары-Ишикортау, которая на юге соединяется с Илийской впадиной. Здесь распространены песчаные и солончаковые пустыни с тугайными зарослями в долинах рек.

Климат района определяется удаленностью от океанов. Он резко континентальный, со значительными сменами температур от сезона к сезону и от дня к ночи. Лето сухое, жаркое, осадков в предгорьях выпадает мало. Продолжительность солнечного сияния от 2,5 до 3 тыс. часов.

С увеличением высоты количество осадков возрастает, и в среднегорье их годовое количество составляет до 800 мм. Максимум осадков приходится на раннюю весну. Летом преобладают северные ветры из пустыни.

Средняя суточная температура января минус 18 - минус 25град С, июля - +22 - +25 град C.

Во время пребывания на маршруте стояла ясная, сухая погода. Только в верхнем ущелье в утренние часы наблюдались дожди продолжительностью 2 - 4 часа. В нижней части гор температура днем поднималась выше +30 град С. Температура воды вначале маршрута была около +10 град С, за верхним ущельем её температура выросла до +14 - 15 град C.

2.2 Растительность. Животный мир.

Животный и растительный мир района определяется высотными зонами. В полупустынной зоне господствует злаковая растительность и заросли черного саксаула. Долины рек заросли тугайными лесами. Здесь встречаются лох, тополь-туранга, ива, тамариск, у воды - тростник.

Пустыни и полупустыни служат местом круглогодичного выпаса овец. Долины рек используются для интенсивного поливного земледелия. Здесь возделываются злаки, кукуруза, овощи. На поливных участках в изобилии встречаются грибы - различные шампиньоны.

Для предгорий характерны ковыльные степи, где растут мак, тюльпан, мятлик луговой. С ростом высоты появляются заросли шиповника, барбариса, затем редкие тополевые и березовые рощи. Они постепенно переходят в зону хвойных лесов, где преобладает тянь-шанская ель, сосна, отчасти пихта. Хвойные леса имеют могучие подлески из зарослей малины, барбариса, смородины, альпийских трав. На Джунгарском Алатау расположены основные лесные массивы Казахстана. Здесь ведутся лесозаготовки.

0 богатстве животного мира свидетельствуют названия отрогов гор - Тышкан-тау (горы тушканчиков), Коянды-тау (заячьи горы). Зона полупустынь заселена в основном грызунами - полевками, тушканчиками, зайцами. Из копытных обитают сайгак и джейран. На границе гор живут кабан и косуля, выше - марал, кабарга, архар. Во всех зонах встречается волк, лиса, барсук, ласка, хорь. B высокогорье обитает медведь, снежный барс, рысь, росомаха. На равнине много ящериц, черепах, змей.

Только здесь можно встретить лесную джунгарскую полевку, длиннохвостого суслика, шакала.

Реки и озера богаты рыбой. На равнине преобладает лещ, щука, окунь, карась, сазан. В горных потоках много османа, маринки, форели, Изредка встречаются таймень и хариус. Много водоплавающей птицы. На озере Тенчу гнездятся фламинго.

В долине Коксу, в зоне интенсивного скотоводства, обитает клещ. Поэтому для весенних и осенних походов необходимы прививки.

2.3. Население. Населенные пункты. Коммуникации.

Горы Семиречья - колыбель древних цивилизаций. Здесь жили племена саков (1-е тысячелетие до н.э.). В середине шестого века нашей эры здесь возник Западно-Тюркский Каганат. В середине прошлого века Семиречье вошло в состав России. В результате территориального размежевания (1925 г.) Семиречье вошло в состав Киргизской и Казахской ССР. В настоящее время оно находится в составе Казахстана.

Основное населения Казахстана - казахи (свыше 4,5 млн. чел.).В республике проживает много русских - до 4,5 чел. и украинцев - до 1 млн. чел., в основном в районах освоения целинных земель и крупных промышленных центрах. Размещено население крайне неравномерно. В северных предгорьях плотность населения достигает 1ОО чел" на кв. км. Здесь развито земледелие и скотоводство. В предгорьях обитают в основном казахи и русские. В горах русскоязычного населения существенно больше, чем казахов. Так, в пос. Рудничном основная масса рабочих рудника - русскоязычные.

Активная часть маршрута проходит по Гвардейскому, Кировскому и Картульскому районам Талды-Курганской области Казахстана. В области 5 городов и 1O поселков городского типа. Непосредственно по берегам р Коксу расположены пос. Рудничный, совхоз Коксуйский, пос. Ленино,.Кировский и г. Уш-Тобе, где расположена одноименная станция железной дороги.

Талды-Курган - город с 400 - тысячным населением, развитой промышленностью, крупный культурный центр. Авиалинии связывают город с Москвой, Алма-Атой и рядом городов Сибири. Через город проходит трансазиатская магистраль "Алма Ата-Новосибирск". Автобусные маршруты связывают Талды-Курган с Алма-атой (31O км), Сары-Озеком (120 км) и всеми поселками области. Движение транспорта весьма насыщено. Железнодорожная ветка проходит в пустыне севернее Талды-Кургана.

Пос Рудничный - самый верхний населенный пункт на р. Коксу. Расположен на 60 км к югу от г. Текели. В поселке расположен Коксуйский рудник Текелийского свинцово-цинкового комбината. В посёлке есть почта, пекарня, продуктовые и книжные магазины, автобусное сообщение связывает поселок с Алма-Атой и Талды-Курганом. Автобусы из Алма-Аты направляются в Рудничный в 12.20 и 14.00. Для подстраховки группа организовала спецрейс с догрузкой желающих на автовокзале. Телефоны для связи: 25 20 44 - автобусный парк, зам. Начальника по эксплуатации Головченко Николай Алексеевич. Новый городской автовокзал Алма-Аты находится по адресу 480026, ул. Мате-Залки, 78, справочный телефон 26 26 44. О выходе на маршрут группа сообщила Республиканской КСС по телефону 61 87 49.

Совхозы Коксуйский, им. Буденного - небольшие поселки, расположенные на левом берегу Коктальской котловины. Здесь есть продуктовые магазины, куда попасть с реки проще, чем в пос. Рудничный.

По территории области проходят две железнодорожные ветки. Одна из них идет вдоль оз. Балхаш и связывает Алма-Ату с Новосибирском. Вторая ветка расположена в предгорьях, обслуживает участки Текелийского комбината, и уходит в сторону Китая через Джунгарские ворота.

Пос. Кировский - райцентр с 15 тыс. населения. Имеется консервный завод, АТП, РАПО, большой автовокзал. Имеется автобусное сообщение по трансазиатскоМ магистрали.

2.4. Общая характеристика водных ресурсов района и р. Коксу.

Джунгарский Алатау является водоразделом рек, берущих начало из его ледников. Все реки северных склонов впадают в бессточные водоёмы - озера Алаколь и Балхаш. Реки имеют смешанное ледниково-снежное питание. Часть рек летом теряются в песках (Биен, Баскан). Из-за смешанного питания паводки на реках растянуты, поскольку снега тают в марте - апреле, а таяние ледников продолжается с мая до середины августа. Наиболее интенсивная волна паводка на р. Коксу наблюдается в конце мая.

Озеро Балхаш - крупный внутренний водоем. Он расположен на высоте 340 м над уровнем моря. Его площадь - 17 - 22 тыс. кв. км, ширина от 9 до 19 км в восточной части и до 74 км в западной. Глубина озера не превышает 26 м. Сезонные колебания уровня воды достигают 3.2 м. Засолению и деградации озера способствует интенсивное поливное земледелие в долинах Семиречья.

Река Коксу по - казахски - небесная вода) левый приток р. Каратал, Берет начало у основания ледниковых морен на высоте 3500 м. По площади водосбора (4670 кв. км) и протяженности (205 км) она больше Каратала до его слияния с Коксу. В верхнем течении русло реки расположено на дне узкой долины, приобретающей вид ущелий при прорыве через хребты. Их образуют отроги хребта Токсанбай.

От слияния рек Казак и Карабулак, образующих Коксу, река проходит через ряд ущелий. Сразу после слияния река уходит в "Чёртово ущелье", до настоящего времени не разведанное и не пройденное. По рассказам местных жителей, его длина составляет от 12 до 1B км, по берегу сквозного прохода нет. Известно только, что в ущелье снизу есть перила на скалах, смонтированные пограничниками. Дорога к лесоразработкам, идущая из Коктальской котловины, уходит далеко в сторону от ущелья. Ниже устья р. Чебурма река входит в узкое Верхнее ушелье протяженностью более 24 км. В ущелье сосредоточены наиболее сложные препятствия р. Коксу. По правому берегу идёт автомобильная дорога, которой пользуются для вывоза леса. В ущелье расположены 5 пасек. Все они приватизированы. В конце ущелья река проходит через скальный коридор. В устье коридора расположена погранзастава (в настоящее время необитаемая и разграбленная). Скальный коридор заканчивается мостом через реку. Здесь проходит дорога из густозаселенной и возделанной долины рек Коктал и Кескентерек в пос. Рудничный.

От моста река течет множеством проток по межгорной Коктальской котловине. Её длина составляет более 34 км. Затем горы постепенно сжимают русло, и р. Коксу втягивается в ущелье Ерзасай. Здесь река пересекает хребет, изменяя направление с западного на северное. Длина ущелья 27,5 км. Здесь сосредоточены сложные препятствия. Участок требует детальной разведки.

Ущелье Ерзасай небольшим расширением русла в красных скалах переходит в недоступное ущелье Кук-Креу. Его длина - 5 - 6 км. При пересечении ряда отрогов река образует мощные пороги. Ущелье заканчивается каскадом водопадов, расположенным в узкой тектонической трещине. Ее длина около 600 м. После каскада водопадов следует межгорная котловина длиной 16 км. Река весело течет одним руслом. Частично вода разбирается на поля для орошения.

Последнюю горную гряду река пересекает в ущелье Чонгорак, протяженностью 2 км. Здесь расположены несложные препятствия. Внимание!!! Ущелье заканчивается плотиной со сбросом воды влево. Сброс воды практически незаметен, т.к. у плотины течение практически не уменьшается.

После обноса плотины река из-под железнодорожного моста в пос. Ленино выходит на равнину. Река разбивается на массу проток, часть из которых - рукотворные. Идет разборка щебня и гальки на строительство. Берега долины сплошь заселены. Уровень воды катастрофически снижается. У пос. Кировский, у мостов, по мелям текут небольшие струйки мутной воды. Далее до г. Уш-Тобе сплав проблематичен.

В бассейне р. Коксу находятся 162 ледника общей площадью 205 кв. км. За пос. Рудничный река принимает крупный левый приток - р. Коктал, что увеличивает расход воды практически вдвое. В истоках Коктала находятся 72 ледника площадью до 98,4 кв. км.

Коксу относится к рекам смешанного снежно-ледового и грунтового питания. Половодье на реке начинается с середины марта таянием снегов. Со второй половины мая идет вторая волна, обусловленная таянием снеговых заносов в высокогорье. Вместе с тем, снежники сохраняются на северных склонах вплоть до августа. Далее следует сильно растянутая во времени полоса таяния ледников. Снеговые воды в период паводка составляют 55% от общего стока (за год - до 65) стока. Незначительные подъемы воды обеспечивают дожди в высокогорье.

2.5. Туристские возможности рек Джунгарского Алатау

Paйон Джунгарского Алатау позволяет совершить ряд походов высших категорий сложности по рекам Лепсы (4 к.с.), Коксу (5 к.с.) и Тен-Теку (6 к.с.). Интересны, также, расположенные вблизи реки бассейна Или-Чилик ( 5 к.с.), достаточно часто посещаемый туристами Украины, и Чарын (6 к.с.), полное прохождение которого совершено группой "Союз" под руководством Лагоды только в 1988 г. Вместе с тем, связки рек в районе с великолепной сетью дорог не представляются логичными.

Освоение Р.Коксу туристами начато в 1979 г. При попытке ее прохождения группой из Ленинграда (рук. И. Темкин) на десятом километре сплава погиб один из участников.

В мае 1980 г. реку успешно преодолела группа из Новосибирска под руководством В. Говора, осенью 1981 г. - группа из Донецка под руководством А. Филипенко. С тех пор река пройдена множеством групп, в основном в весенний и осенний периоды. Наиболее массовым стало ралли Чуя-89.

Река Лепсы пройдена практически на всех видах судов. Рекомендуемое время сплава - с конца апреля до начала июля. Лепсы образуется при слиянии р. Аганакты и Сарымсакты. Площадь ее бассейна составляет 8040 кв. км., длина - 374 км, среднегодовой расход (на расстоянии) 92 км от истоков - 25,7 куб.м/сек. Половодье начинается в конце марта и длится до начала сентября. Максимальный расход воды в мае - до 218 куб.м/сек. Подъезд к началу маршрута - через райцентр пос. Андреевку до с. Лепсинска.

Тен-Тек - наибольшая река Алакольской впадины. Берет начало с северных склонов Джунгарского Алатау реками Тен-Тек, Орта-Тентек и Мет-Тентек. Площадь бассейна 5390 кв. км., протяженность - около 200 км. Средний годовой расход воды - 46,4 куб м/сек В мае расход увеличивается до 114 куб.м/сек, в июне - несколько спадает. Подъезд к началу маршрута через райцентр п. Андреевку до заимки Голубев Запор. Первая попытка прохождения реки предпринята в 1980 г. группой из Новосибирска (рук. Анисимов). Уже в 1981 г. река пройдена рядом групп.

Классификатор рекомендует прохождение р. Коксу совместно с р. Караой. 0днако, по мнению местных жителей, Караой в летнее время мелеет, и для сплава непригоден.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Предпоходная подготовка начата в январе 1991 г. сбором информации о районе путешествия и р. Коксу. Рассмотрены материалы библиотеки ЦМИК, г. Москва, украинской РМКК и Киевской зональной МКК. Обнаружено, что в летнее время район посещается мало. Имеются только сведения о прохождении реки группой из Москвы под руководством М. Воротынцева в июле - августе 1990 г.

Прохождение маршрута в летнее время привлекательно по целому ряду причин. Высокий уровень воды позволяет отрабатывать технику сплава в мощных препятствиях. Теплая погода позволяет совмещать нагрузки сплава с курортными условиями отдыха на берегу. В июле созревает большинство ягод, Хозяйственная деятельность в долине реки максимально оживлена. Кроме того, лето - пора массовых отпусков в средней полосе, а транспортные магистрали Средней Азии загружены мало, т.к. основная масса путешествий здесь приходится на осень.

В период с января по апрель изготовлено и отремонтировано снаряжение (каяки, катамараны). Катамараны проверены в весеннем походе по рекам Северного Кавказа, каяки - на сборах на Мигейском пороге р. Южный Буг.

График движения разработан с учетом высокого уровня подготовки участников группы, большинство из которых имело опыт участия в походах высших категорий сложности по Тянь-Шаню. Избрана тактика базовых лагерей c поэтапным прохождением связок препятствий на всех видах судов, а затем - в режиме тотального сплава. Постановка базовых лагерей позволяет совершать краткие радиальные выходы, более полно знакомиться с районом. Наиболее благоприятны летом климатические условия в Верхнем ушелье. Исходя из этого, максимум времени был затрачен на освоение последнего.

Все продукты вплоть до хлеба были закуплены, упакованы и доставлены из Киева.

В результате подготовки группа получила достаточные представления о маршруте, имела полный картографический материал, проверенное, снаряжение и технически подготовленные экипажи. Для выхода на маршрут группа получила разрешение на въезд в погранзону в районном отделении ОВИР.

При заброске на маршрут группа самолетом добралась из Киева до Алма-Аты, затем автобусом до моста через р. Коксу выше пос. Рудничный. Отсюда попутной машиной добрались до места первой ночевки на приречную полку в 300 м выше погранзаставы. Затем на транспорте погранотряда перебрались в район 5-й пасеки (порог № 13), где поставили базовый лагерь.

Из базового лагеря совершен ряд радиальных пеших выходов в устье р. Ерменсай, в окружающие распадки, а также ряд сплавов по препятствиям "Прорыва", пор. 1 - 13. На участке быстротока после пор. 13 организованы тренировки по самоо и взаимостраховке различных судов в потоке.

Следующий базовый лагерь организован за пор. №36 с отработкой техники сплава и страховки в сложном препятствии.

Базовый лагерь в районе пор. № 58 позволил пройти скальный коридор ущелья Ерзасай на всех видах судов, а также организовать полноценную дневку с баней в доме сборщиков трав.

За ущельем Ерзасай окружающая природа скудна, весьма жарко. Поэтому нижняя часть маршрута преодолена без продолжительных остановок.

При возвращении с маршрута часть группы вылетела самолетом из Ама-Аты в Киев, а часть направилась поездами по городам Средней Азии - Ташкент, Самарканд, Бухара, а затем самолетом возвратилась из Самарканда в Киев. К достоинствам экскурсии группа отнесла возможность свободного приобретения билетов, малый наплыв людей, обилие и дешевизну восточных базаров. К недостаткам экскурсии следует отнести жару в дневное время. Поэтому посещение святынь Востока проводили по утрам и вечерам, а дневное время коротали на пляжах (p. Чирчик в Ташкенте, р. Зеравшан за обсерваторией улугбека в Самарканде, озеро в городском парке Бухары).

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Сплав начинали на 200 м ниже моста в верхней части межгорной котловины. 7 км котловины преодолели за 4О мин., включая промежуточные тренировочные чалки. Препятствия - несложные шиверы, подводные плиты. Из-за высокого уровня воды все валы и бочки достаточно жесткие. Ориентир начала верхнего ущелья: справа три скальных зеркала, дорога взбирается на откос над ними. В русле остров (схема Зб). Шли левой протокой.

ПРЕПЯТСТВИЕ 1. 3/3/3 (первая цифра - категория сложности входа в порог, вторая - прохождения, третья - выхода и зачаливания). Система легких шивер с ошутимым валом и небольшим навалом на правый берег. Преодолевается без разведки со взаимостраховкой судов. Чалка к правому берегу.

ПРЕПЯТСТВИЕ 2. 4/3/3. Струйный порог длиной ок. 40 м. Расположен за левым поворотом реки. Левый берег крутой, правый - пологий. От правого берега отходит гряда крупных подводных камней, образуя ряд множеотвенных сливов ("горку") со стоячим валом до 1,2 м в конце слива. Прохождение: заходили слева, пересекая струю по "горке" и уходя от вала вправо. Страховка и чалка в 15 м ниже 1-го вала.

ПРЕПЯТСТВИЕ 3. 4/3/3. Струйный порог через 30-40 м. быстротока после пр.2. Поток сужается и образует горку на ряде плит. За плитами - вал. Порог проходили по основной струе, смещаясь вправо. Страховка и чалка - к правому берегу, сразу за валами.

ПРЕПЯТСТВИЕ 4. 3/3/3. Шивера в 40 м быстротока за пр. 3. Хаотическое нагромождение подводных камней. Длина - до 40 м. В конце - навал на камень в центре. Проходили без страховки по струе. Камень обошли справа.

ПРЕПЯТСТВИЕ 5. 4/3/2. Порог, образованный выходом гряды крупных камней с крутого левого берега. Длина до 80 м. расположен на плавном правом повороте. Проходили по центральной струе со взаимостраховкой судов с воды. Чалка справа.

Непосредственно за пр. 5 начинаются препятствия 6 - 12 "Прорыва" - наиболее насыщенная и интересная часть Вехнего ущелья. Общая длина - до 2 км. Вся разведка участка и страховка проводятся по правому берегу. Ориентир начала "Прорыва" - справа дорога от уреза воды сворачивает вправо за прибрежные заросли. В воде на песчаном пляже - крупные наклонные каменные плиты.

ПРЕПЯТСТВИЕ 6. 5/5/4. Порог в правом повороте реки. Правый берег - пологий, поросший лесом, левый - крутая осыпь (схема 4) Порог можно разделить на две ступени. Первая ступень начинается 50 м быстротока, где выходы камней создают мощные валы в сужении русла до 12 - 15 м. Через 2 пенные ямы с косыми сливами высотой более 1 м идет навал на правый берег несколько выше утеса. Далее, через 30 м быстротока струя наваливает на левый берег, на камень в левой половине русла, после чего следует ряд косых сливов с мощными пенными ямами за ними. Правый берег - крупные валуны. За участком пенных ям в 20 м - залив с песчанным пляжем. Порог проходили по основной струе, в первой ступени смещались в левую часть потока, затем резким маневром вправо уходили в пологий слив, образованный камнем в струе и грядой камней, вправо, и далее через серию пенных ям пробивались вправо, к заливу. Здесь располагалась страховка и чалка. уклон реки в пороге - более 25 м/км, вода весьма "жесткая". За порогом - 150-180 м быстротока.

ПРЕПЯТСТВИЕ 7. 5/5/4. Порог в правом повороте реки. Начинается быстротоком на прямом участке. Справа - крутой берег, дорога идет по полке в 5-7 м над водой. Слева - каменистая осыпь на травянистом склоне, сухое ложе ручья. Начинается на плавном правом повороте. В сужении русла громадная полуобливная плита, делящая поток надвое. На плиту сильный навал (схема 5). 3а плитой справа - мощная бочка. ширина правого прохода - до 4 м, основной поток уходит влево. За плитой русло расширяется до 50 м, в нем угадывается залитый водой остров. Правый проход представляет серию сливов через плиты с бочками за ними. Левый проход существенно полноводнее, здесь на сливы накладываются отбойные струи от валунов левого берега. Через гряды подводных камней вода постепенно уходит вправо, затем потоки сходятся. Следует мощный покатый слив через плиту, перекрывающую все русло и далее - 10 - 15 м быстротока. Чалка весьма проблематична, т.к. слева и справа - крупные валуны. Правый берег покрыт густыми зарослями черемухи. Сразу за быстротоком - ПРЕПЯТСТВИЕ 8.

ПРЕПЯТСТВИЕ 8. 5/5/4. Расположено в плавном левом повороте. Серия метровых сливов через жесткие бочки, за каждой - валы. Слева - обрыв, справа - валуны, за которыми - 10 - l2 м пляжа в зарослях. Препятствия 7 и 8 проходили в связке. 1-й катамаран стартовал от завала на левом берегу впритирку к левому берегу, а затем вдоль левогo берега по струе, постепенно сместился вправо, прийдя на препятствие 8 у правого берега. 2й и Зй катамараны стартовали с правого берега, пересекли струю перед плитой на заходе, и далее двигались аналогично 1-мy катамарану. Чалка спасконцами и страховка производились с пляжа на правом берегу. За местом чалки следует несложная шивера - продолжение препятствия 8 и 80 - 100 м быстротока. Русло расширяется, в нем - остров.

ПРЕПЯТСТВИЕ 9. 5/4/3. Расположено в левой протоке. Левый берег - обрыв, оползни деревьев, правая протока подходит к дороге, она - непроходима. Прохождение препятствия осложняется рядом берез, низко нависающих с левого берега. Порог представляет собой три слива через плиты. Заходили в порог под правым берегом левой протоки, шли по краю струи, чалились за схлестом струй из проток направо к дороге. Страховка с крупных валунов правого берега. В большую воду препятствие не представляет большой сложности, однако, в малую воду известны попытки прохождения с предварительной уборкой из русла деревьев.

ПРЕПЯТСТВИЕ 10 - шивера 3/3/3. Расположена в 100 м за пр.9. В русле остров, основная протока - правая. За островом - слив до 0,8 м. Далее - короткий участок быстротока. Шли сходу. Чалка справа. Впереди - резкий правый поворот с навалом на крупные камни.

ПРЕПЯТСТВИЕ 11. 5/4/4. Порог "Иуда" . Начинается на резком правом повороте. Левый берег - крутая осыпь, остатки мощного снежника. Справа - глыбовой завал, поросший густыми зарослями. Разведка - по правому берегу. Порог начинается резким поворотом и разгонной шиверой длиной до 100 м. Затем уклон реки резко увеличивается, в плавном правом повороте - серия множественных сливов через плиты с жесткими бочками. Заканчивается порог зубом, за которым следует слив, пологий справа и почти отвесный (с малым количеством воды) слева. Несмотря на очевидный свал основной струи вправо, перед зубом ее часть неожиданно уходит в левый слив. При прохождении препятствия катамаран (в суете борьбы с мелкими бочками) был неожиданно сброшен струей влево, и преодолел слив реверсом. Катамараны 2 и 3 прошли порог по основной струе. Страховка и чалка - по дороге с правого берега. За порогом дорога спускается практически к урезу воды. Препятствия "Прорыва" пройдены.

Тактика прохождения препятствий "Прорыва". Сплав по препятствиям весьма насыщен, требует предварительной общей разведки. Особое внимание следует уделить взаимостраховке судов на воде, поскольку практически все места страховки с берега труднодоступны, благодаря обилию валунов, зарослям. Препятствия более всего похожи на пороги верховьев р. Чилик, однако, воды значительно больше и есть простор для маневра. Большое удовольствие доставило группе прохождение препятствий 1-11 в связке, с промежуточной чалкой только за пр. 6. Оно длилось не более 30 мин, однако, позволило осмотреть все препятствия и пройти их по намеченным траекториям. В результате сплава было решено, что каяки в Прорыв не пойдут в связи со сложностью их страховки.

ПРЕПЯТСТВИЕ 12. Шивера 4/3/2. Длина 150 - 170 м. Начинается от места, где дорога поднимается к 5-й пасеке. Под водой - масса хаотически разбросанных влунов. Заканчивается в правом повороте ощутимым валом и навалом на скалистый обрыв левого берега. Правый берег - обрыв высотой до 10 м, покрытый лесом. Быстроток до 150 м. Шли сходу, со взаимостраховкой судов, чалились сразу за поворотом направо.

ПРЕПЯТСТВИЕ 1З. Шивера 4/4/3. Расположена в обрывистых берегах непосредственно под 5-й пасекой. Правый берег забит крупными валунами. В конце мощный полуобливной камень. Шли по основной струе слева, за камнем пересекали струю и чалились на полку к базовому лагерю.

На пр. 12 и 13 была проведена тренировка сплава каяков. Она покаала, что сплавляться лучше по краю центральной струи, т.к. сложное переплетение отбойных струй у правого берега рано или поздно приведёт к переворотам. Эффективен сплав плотной группой, При этом весьма эффективна взаимостраховка с воды.

ПРЕПЯТСТВИЕ 14. Шивера 3/3/3. Начинается на плавном правом повороте. Слева - обрыв, на нем в кулуаре - снежник. Справа - заросли. Объединяет ряд несложных сливов на расстоянии до 500 м. Шли сходу, со взаимостраховкой на воде.

ПРЕПЯТСТВИЕ 15. Порог 4/3/3. Расположен в 250 м ниже левого притока Образован выходом гряды крупных подводных валунов от левого берега. Подводная гряда оканчивается обломком скалы (обозначена на cxeме 6). Часть воды просачивается влево, основная масса наваливает на скалу и отбивается к правому берегу. Шли без осмотра, со взамостраховкой. Чалились в 20 м ниже скалы на лужайку правого берега. Здесь начинается запрудное озеро пр. 16.

ПРЕПЯТСТВИЕ 16. Порог 5/5/5 "Селевой". Порог образован сходом мощного селя по тальвегу правого притока в 1988 г. Масса крупных скальных обломков перегородила русло, оставив протоку шириной не более 8 м. Перед порогом образовалось озеро длиной до 350 м и шириной более 150. Левый берег - крутая осыпь, в воде - засохшие ели. Справа - полка - по которой идет автодорога. Осмотр порога провели по камням правого берега, обнос каяков - по дороге, где в 500 м ниже дорога вновь подходит к урезу воды. Порог начинается пологим желобом с тремя 1-метровыми сливами на плавном правом повороте. Слева - нависающие деревья. Справа в конгломерате - обломки деревьев. При осмотре экипажу 1 катамарана пришлось спилить один из обломков (потратили до 20 мин). Желоб оканчивается двумя мощными бочками и 1,5 - метровым сливом влево. Большая часть воды уходит вправо. За селевым выносом справа - улово. Это место страховки и вероятной принудительной чалки. Далее на плавном левом повороте следует ряд сливов через подводные плиты с мощными бочками и жестким валом, а затем - неожиданно мощный навал на зуб у левого 6epега, после него следует пологий слив и 150 м быстротока. Прошли порог вдоль правого берега. Навал воды на него силен, и после слива два катамарана из трех вынуждены были сделать "бабочку". Миновав бочки, разворачивались и через серию сливов старались уйти в крайнее право, где непосредственно после слива чалились к конгломератному обрыву правого берега для страховки с воды.

ПРЕПЯТСТВИЕ 17. Шивера 3/3/3. Длинная, несложная, преодолена сходу.

ПРЕПЯТСТВИЕ 18. Шивера 3/3/3. Длинная, несложная, на прямом участке. Требует внимания к правому берегу: у водопоя, у места начала подъема автодороги - чалка для осмотра пр. 19.

ПРЕПЯТСТВИЕ 19. Порог 5/5/4 Длина - до 250 м. Расположен на резком правом повороте в обрывистом котле. Справа - выход селя по руслу ручья в скалистом распадке. Слева - выход отрога, заканчивающийся грядой крупных валунов и подводных плит. у правого берега - крупный скальный обломок (схема № 7). Дорога взбирается на полку в 10 - 12 м над водой. В 100 м ниже ручья в глубине леса - пасека № 4. Гряда камней хорошо видна с воды. Порог представляет собой три метровых слива через подводные плиты. Далее, на резком левом повороте происходит схлест трех струй - центральной, правой из-под скального обломка и левой из гряды камней. Валы до 1,5 м длятся на участке до 50 м. Затем идет слабый навал на обрывистый левый берег и резкий правый поворот, где после 15 - 20 метров быстротока начинается

ПРЕПЯТСТВИЕ 20. Шивера 4/3/3. Представляет собой ряд сливов с бочками через хаотически разбросанные подводные плиты, длина 150 м. Пр.20 и19 проходили без промежуточной чалки. Стартовали от водопоя (пр. 18), заходили в пор.19 по основной струе ближе к скальному обломку. За основным сливом проходили валы, держась правого берега. На правый поворот заходили по центру струи, и по сливам смещались вправо. Чалка - в 200 м ниже пасеки. Разведку пр. 19 и 20 вели по дорогe и валунам правого берега. Страховку спасконцами располагали в 20 м ниже схлеста струй на правом берегу. Затем по быстротоку на прямом участке перечалились на полку левого берега, где расположен уютный лесистый карман, образованный отмелью и выходом водораздельной гряды р. 2-й Озерной.

ПРЕПЯТСТВИЕ 21. Порог 4/3/3. Расположен на левом повороте. Образован выходом водораздельной гряды. Длина до 100 м. В правой части - скальный зуб. Начинается порог мощной шиверой, затем следует пологий слив высотой до 1,2 м и мощная шивера Проходили сходу по основной струе со взаимостраховкой судов на воде.

ПРЕПЯТСТВИЕ 22. Порог 3/3/3. Без разведки.

ПРЕПЯТСТВИЕ 23. Порог 4/3/2. Без разведки.

ПРЕПЯТСТВИЕ 24. Порог 3/3/3. Без разведки. Препятствия 22 - 24 не имеют четких ориентиров, скрыты водой.

ПРЕПЯТСТВИЕ 25. Порог 5/4/3 "Плотина". Образован сходом селя из распадка правого притока. Перед порогом подпор воды, небольшое озерцо шириной до 50 м и длиной до 80 м. Левый берег - крутой, порос лесом, правый - обрывистый. Перед заходом .в порог - галечная отмель. Начинается порог желобом шириной не более 10 12 м со множеством сливов через подводные плиты и косыми валами. Длина желоба - до 50 м. Заканчивается желоб плавным левым поворотом с навалом на валуны у обрывистого правого берега. Над обрывом - пасека № 3 Практически без перерыва переходит в связку порогов 26 - 29 (схема 8).

ПРЕПЯТСТВИЕ 26. Порог 5/4/3. Находится на прямом участке длиной до 60 м. Представляет собой ряд мощных сливов с подводных плит в мощные бочки, упрощающиеся по мере расширения русла. Слева - березовая роща, деревья в воде В малую воду слева возможны несплошные завалы.

ПРЕПЯТСТВИЕ 27. Порог 3/3/3. Каша из хаотических мелких сливов.

ПРЕПЯТСТВИЕ 28. Порог 5/4/3. Основная струя ограничена воротами из обливных валунов, больших справа, и меньших - слева.

ПРЕПЯТСТВИЕ 29, Порог 4/4/4 Струя из скальных ворот пр. 28 наваливает на большое каменное "зеркало", образуя отбои и улова. Резкий правый поворот. Улово через все русло. Справа - "лбы", у их подножия - каменистая осыпь. Дорога подходит к реке. Препятствия 25 - 29 разведывали по дороге с обрыва правого берега. Страховку спасконцами выставляли у окончания желоба пр. 25, далее следовали со взаимной страховкой с воды. Чалились справа у подножия "лбов". Наверху - богатые заросли зрелого барбариса.

ПРЕПЯТСТВИЕ 30. Шивера 3/3/3, Через 200 м быстротока. Образована отходами строительства дороги. В нашу воду не представляла опасности..

ПРЕПЯТСТВИЕ З1. Препятствие - мелкая шивера на широком разливе.

ПРЕПЯТСТВИЕ 32. Порог 4/3/2, Расположен на прямом участке за левым притоком. Длина 100 м. Ряд сливов через подводные плиты. Прошли без осмотра у левого обрывистого берега.

ПРЕПЯТСТВИЕ 40. Порог 3/3/3. Начинается в устье правого притока. Серия хаотических мелких сливов длиной до 400 м. Шли сходу.

ПРЕПЯТСТВИЕ 41. Порог 5/4/3. Образован скальным выходом правого выхода. Над рекой - бом высотой до 5 - 6 м, на его вершине - заросли и ульи пасеки № 1. Левый берег - обрыв. Порог расположен на крутом правом повороте. Длина - до 70 м. Начинается мощным быстротоком, проходит гряду подводных валунов, образуя ряд сливов высотой более 1,3 м с небольшими пенными ямами. За ними - навал на левый берег, в правом треке - валы до 1 м. За поворотом левый берег защищен остатками железобетонных конструкций. Далее - быстроток. Разведку и страховку осуществляли по правому берегу. Страховку выставляли в основании бома, на повороте. Проходили по центру, смещаясь за основным сливом вправо. Чалка за поворотом в зарослях правого берега.

ПРЕПЯТСТВИЕ 42. Порог 3/3/3. Образован выходом скальной породы с берега. Расположен в ЗОО м ниже пасеки. Шли без осмотра, близко к правому берегу, в улове за выходом плиты чалились направо, к дорогe.

ПРЕПЯТСТВИЕ 43. Порог "Скальный коридор" 5/5/4 (cxeмa 10). Расположен на выходе из Верхнего ущелья. Длина - до ЗОО м. Первая ступень образована пересечением выхода скальной породы. Здесь река сжимается скалами до 5- 6 м. Образуется подпор воды и горка с поворотом влево высотой свыше 2 м. Масса воды, уходя в щель, образует винтовую струю без вала за ней. Далее - мощные улова, участок стоячей воды длиной 50 м и вторая ступень - слив высотой до 1,5 м через подводную гряду валунов. Далее следует ряд небольших бочек, oбразованных за обливными камнями, и после слабого навала на обрывистый берег - отмель справа с уловом за ней. Разведку порога и страховку осуществляли по дороге правого бега. Страховку спасконцами вели за первым сливом и на отмели за выходом из коридора. Прохождение начинали по быстротоку от пр. 42, по центру струи, набирая максимально возможную скорость. "Пробив" винтовой 1-й слив, уходили влево, к разрушенному быку моста, где выравнивали суда и спокойно заходили во 2-ю ступень. Чалка направо в улове за отмелью.

ПРЕПЯТСТВИЕ 44. Шивера 3/3/3 в скальном коридоре. Оканчивается под мостом в пос. Рудничном. Чалка для проведеня закупок - слева.

Межгорная Коктальская котловина (до 34 км).

За мостом река дробится на множество проток. На островах буйные заросли. Скорость течения высока. Через 20 мин. сплава река собирается в одно русло.

ПРЕПЯТСТВИЕ 45. Серия шивер 3/3/3. Слева - конгломератная полка, сходящая на нет. Справа - пологие пригорки. За шиверой - приречная отмель, облепиховая роща слева, прекрасный луг. Место для ночевки. В 1-1,5 км ниже слева - выход водораздельного хребта р. Коктал. Проходили справа, чалились слева, сразу за шиверой.

ПРЕПЯТСТВИЕ 46. Шивера 3/3/3. Расположена в устье р. Коктал. Длина до 400 м. Ряд обливных камней в русле шириной до 100 м. Шли сходу. Через 15 мин сплава дозаправились свежеиспеченным хлебом и соками в 4-ом отд. совхоза Коксу (левый берег). За небольшим хутором - подвесной мост, в русле - обломки стационарного моста. Шли по центру.

Далее река вновь разбивается на массу мелких проток. Ряд из них - узкие, маловодные. Следует держаться на расстоянии 40 - 50 ~ друг от друга. Река медленно втягивается в ущелье Ерзасай. У входа последние осровки с еловым лесом. Далее - степь со скудными приречными зарослями.

ПРЕПЯТСТВИЕ 47. Шивера 3/3/3. Начало ущелья Ерзасай. Широкое русло. Берега - глинистый конгломерат, полки на высоте 3 - 4 м. Длина - до 200 м. В русле - масса обливных камней. Преодолевали сходу, со взаимостраховкой судов.

ПРЕПЯТСТВИЕ 48. Шивера 4/3/2. Длина до 200 м. Справа - рощица, много ягоды. В русле - обливные камни, вал до 1 м. Преодолевали сходу.

ПРЕПЯТСТВИЕ 49. Шивера 4/3/2. Аналогична предыдущей.

ПРЕПЯТСТВИЕ 50. Порог 5/5/4. Расположен за, крутым правым поворотом. Длина до 200 м. Образован выходом морены левого берега (схема 11). Начинается быстротоком на широком участке русла, Далее русло поджимается мореной левого берега к крупным валунам правого берега. Уклон возрастает. Следует каскад сливов через подводные плиты на плавном левом повороте. Сформированная струя с валами до 1 м наваливается на зуб в левой части русла. От него идут отбойные валы, а затем - два-три мелких слива через плиты. Для разведки чалились к зарослям правого берега. Разведку и страховку осуществляли с заброшенной автодороги. Проходили по правому краю основной струи, уходя от навала на зуб. Чалились вправо на крупные камни.

ПРЕПЯТСТВИЕ 51. Шивера 4/4/3. Длинная, время прохождения до 15 мин. Начинается почти сразу за пр. 50. Преодолевали сходу со взаимостраховкой.

ПРЕПЯТСТВИЕ 52. Порог 5/5/5. Начинается на плавном правом повороте (схема 12). Ориентир - белая могила на правом берегу. Чалка, осмотр и страховка - по левому берегу. Длина порога - 100 м. Начинается разгонным быстротоком на прямом участке. Правый берег - скалистый обрыв. Левый - невысокая конгломератная полка с зарослями эфедры, в воду выдается высокий (до 15 м) скальный утес. От правого берега отходит подводная гряда, форимруя слив высотой до 1,5 м. От него вода уходит вправо, под обрыв. По центру широкого русла - три мощных вала высотой более 1,5 м, левый берег забит валунами. У правогo берега - ряд уловов, образованных выходами скальных ребер. Вода центральной струи образует навал на утес со множеством отбоев., а затем сливается в узкий скальный коридор, где вдруг практически застывает на плесе. Слева - песчаный пляж, жидкая рощица - место стоянки. Порог проходили с заходом по центру за гряду вправо, а затем через улова и локальные сливы у скальной стенки. Чалились и страховапись в плесе за утесом слева. Особенно эффектным было прохождение каяков. Оказалось, что в такой мощьной воде они чувствуют себя уверенно. В 150 м ниже пр. 52 - трос.

ПРЕПЯТСТВИЕ 53. Шивера 4/3/2. Расположена под тросом. длина 50 м.

ПРЕПЯТСТВИЕ 54. Порог 3/3/3, Слева - устье ручья Булатсай. Выход водораздельного хребта. Начало генерального поворта реки на север и пересечения хребта.

ПРЕПЯТСТВИЕ 55. Порог 4/3/2 "Караутал". Расположен на левом повороте в ycтьe одноименного левого притока В русле - остров. Левая протока более многоводна. В ней - желоб с тремя сливами высотой до 5 м. Длинна - 6О м. Преодолевали сходу. От р. Караутал река преодолевает хребет. Правый берег - скальные обрывы, на левом почти постоянно есть полка высотой 4 5 м. Часто выходят скальные стенки. По полке следует произвести общую разведку сложных порогов № 56 - 59. У пр. 59. - домик сборщиков эфедры, две бани и небольшая тополевая роща. Удобное место для базового лагеря.

ПРЕПЯТСТВИЕ 56. Порог 5/5/4. Расположен на правом повороте. Слева - песчаный пляж. Вначале порога - тросовая переправа. С левого берега отходит гряда крупных камней, образуя разгонную шиверу. Далее на прямом участке с жесткими валами до 1 м в центре струи - скальный бломок, на который наваливает вода. Чуть ниже, от правого берега отходит гряда камней, формируя слив высотой бее 1 м и шириной 5 м. Слева от камня - узкий проход с боем в скалу левого берега. Выход из порога через жесткие валы высотой до 0 5 м. Порог проходили по основной струе, уходя от скального обломка право. Чалка и страховка спасконцами - с левого берега в 20 м ниже камня.

ПРЕПЯТСТВИЕ 57. Порог 5/5/4. Начинается на правом повороте перед устьем правого притока. Левая часть русла забита камнями. Далее от этого берега отходит гряда камней, справа - два плуобливных камня. Они формируют слив шириной до 10 м и высотой более 1 м с пенной ямой. Далее струя с валом до 0,5 м наваливается на камни правого берега, в центре - слив высотой 1 м с мощной пенной ямой, за ним жёсткие валы до 0,5 м. Левый берег - обрыв, омут, правый - пологий. Проходили порог по основной струе, ближе к правому берегу. Чалка, страховка - в конце порога справа. C пр. № 57 хорошо видна скала длиной до 100 м и высотой до 40 м., подходящая перпендикулярно руслу справа. Скала напоминает лежащего дракона, а его "голова", лежащая у воды, является началом

ПРЕПЯТСТВИЯ 58. Порог 5/5/5 "Пасть дракона". Расположен сразу за пр. 57. Образован в сужении русла выступом левого скалистого берега каменной осыпи справа. Основной слив высотой более 1 м с пенной ямой у правого берега. Далее слева находятся два скальных обломка, на которые идет сильный навал воды. Часть струи уходит влево, образуя за камнем слив высотой до 1 5 м. Основная масса воды уходит виражом вправо и, отбиваясь от берега, наваливает на скальные лбы левого берега. За ними, в отвесных невысоких валунах - омут, потом - 100 м быстротока с навалом на правую скальную стенку. Проходили порог по центральной струе, держась правого края, за завалсм к левому берегу чалились в омуте. Страховка спасконцами слева.

ПРЕПЯТСТВИЕ 59. Порог 5/4/4. Два слива, образованные выходами гряд крупных камней левого берега. Длина 50 м. Мощные валы, воронки, струя многократно отражается от обоих берегов. Проходили со взаимной страховкой судов, держась центра потока. Чалка слева, на пляж у домика сборщиков трав. После прохождения катамаранов, препятствия 56 - 59 были пройдены каяками. Страховку спасконцами осуществляли во всех возможных местах подхода к воде с левого берега. Вновь подтвердилось - наиболее безопасен сплав плотной группой. При перевороте одного из каяков два других смогли отбуксировать его с пр. 58 в конец пр. 59, тогда как страховка с берега исполняла вспомогательную роль. К домику сборщиков трав слева подходит автодорога, хорошо видная с пр. 58 и 59. По ней можно выбраться с реки. В домике бережно хранится книга посетителей, по которой можно проследить всю историю освоения реки. Есть и собрание значков, вымпелов турклубов.

ПРЕПЯТСТВИЕ 60. Порог 4/3/2. Начинается от отмели левого берега за домиком. Длина 100 м. В широком русле 2 каменистых островка. Во сех трех проходимых протоках - водоскаты. За ними поток собирается в одно русло, и проходит через скальные щеки длиной 150 м. В щеках - тросовая переправа. От нее по правому берегу идет мощная тропа на пр. 61 - 63, и далее - через хребет до г. Текели (около 18 км). Преодолевали сходу со взаимостраховкой. За щеками чалились справа для разведки и страховки.

ПРЕПЯТСТВИЕ 61. Струйный порог 3/3/3. В 6 минутах сплава от переправы.Преодолевали сходу, чалились в начале 50 - метрового прямого участка справа.

ПРЕПЯТСТВИЕ 62. Порог 5/5/5 "Свирепый Гарри", схема 13. Образован проывом рекой коренных пород. Находится в каньоне с сильно изрезанными стенками высотой от 3 до 7 м. В пороге 3 ступени, за каждой из них есть доступ к воде справа. Над третьей ступенью - тросовая переправа. Длина порога до 300 м. Начинается порог быстротоком на участке 150 м. За 20 - 10 м до первого слива - три стоячих волны высотой до 1 5 м. За ними слева от коренной породы отходит гряда крупных скальных обломков, формирующая пологий слив высотой 1,5 м с пенной ямой, боем в скалу правого берег. За ним - валы, схлесты струй, водовороты. За первой ступенью участок быстрстока длиной до 30 м, где можно зачалитьси слева. Вторая ступень - локальное сужение каньона. Слив (через подводные плиты) более пологий высотой l,2 слева и 1,5 м - в центре и справа. За сливом жесткий вал высотой 1 м. Вновь ЗО м быстротока. Третья ступень расположена в крутом правом повороте. Образована выходом каменной гряды справа. Левый берег - отвесная скала высотой 8 м, расположена полуокружностью, в конце от нее отходит скальное ребро. Весь поток уходит влево с сильным, практически без отбоя, навалом на скалу. Закрученный винтом поток после сбоя струй леворо и правого берега уходит в скальный коридор, где на правом повороте постепенно успокаивается. Слева - высокая скальная стена, справа - валуны. За ними справа - омут. На правом берегу - низкая полка. Прохождение порога начинали с разгона по центру быстротока, выравнивали суда на входных валах, и уходили под правую стенку. Затем, держась правой половины русла, заходили во вторй слив, и смещались вправо к гряде камней. Уйдя от скального ребра, смещались вправо. Чалились в омуте за грудой валунов. Страховка спасконцами справа за 1-м и 2-м сливами. Прохождение каяков страховали спасконцами и катамараном зa препятствием.

ПРЕПЯТСТВИЕ 63. Порог 5/5/5 "Водопад", схема 14. Образован прорывом коренных пород. Длина - 100 м. Расположен в 250 м ниже пр. 62 на левом повороте. Берега низкие, с полками. Начинается несложной разгонной шиверой. Затем от левого берега отходит мощное скальное ребро, чуть ниже справа - промытые водой скальные выступы. Русло сужается до 10 м, образуя вогнутый слив с мощным котлом посередине. Основная масса воды наваливает на левый берег. Здесь высота слива - до 1,2 м. Сильный прижим. Справа слив менее мощный, но его высота - 1,8 м. За котлом следует короткий участок жесткого вала, а затем поток успокаивается в узком скальном коридоре. Через 50 м быотротока поток резко сворачивает направо под утесом, наваливаясь на скалу левого берега. За утесом справа - омут, небольшой пляж. Порог проходили по левому краю струи, за сливом смещались вправо. Чалились в омуте за утесом. Страховку спасконцами осуществляли непосредственно за основным сливом справа. Затем, разгрузив суда, пpoшли основной слив справа и по центру. В котле обратный подсос невелик, но сила удара такова, что выбивает гребцов из стремян коленной посадки. 3а основным сливом - небольшой родник, домик сборщиков трав, огород. Ночевали на каменных плитах перед утесом. Лагерь достаточно уютен.

ПРЕПЯТСТВИЕ 64. Порог 4/3/3. Расположен на правом повороте. Образован размывом селевого выноса из леворо притока. На участке с большим уклоном две гряды подводных камней. В 150 м ниже в центре - полуобливной камень. Преодолевали сходу со взаимостраховкой с воды.

ПРЕПЯТСТВИЕ 65. Шивера 4/3/2. Затяжная шивера с массой хаотических сливов. В середине - островок с камнем, хорошо видный с воды. Камень обходили справа. За ним - еще несколько каскадов сливов через плиты.

ПРЕПЯТСТВИЕ 66. Порог 4/3/3. Расположен в невысоком коридоре из бурых скал. Издали видна стенка справа. Струя идет от левого к пpaвому 6epeгy, образуя слив высотой 0,5 м. За ним еще 200 м коридора. Разведка возможна по полкам обоих берегов. На выходе - навал на полуобливной камень в центре. Шли сходу.

ПРЕПЯТСТВИЕ 67, Шивера 3/3/3.

ПРЕПЯТСТВИЕ 68. Порог 4/3/3. Расположен в крутом правом повороте. Длина 40 м. Левая часть - невысокая скала, справа выходит гряда камней. За грядой справа - улово. Домик сборщиков трав, огород, тросовая переправа. Шли сходу. Чалились справа.

ПРЕПЯТСТВИЕ 69. Порог 4/3/3 Расположен в высоком скальном коридоре 50 м ниже переправы. Образован в левой части русла подпором нааваливающей на огромный камень в виде куба с ребром до 5 м. Страховали с воды из уловов в 100 м ниже камня слева.

ПРЕПЯТСТВИЕ 70. Порог 4/3/3. Расположен в правом повороте в устье левого притока В центре - сильный навал на камень. За порогом невысокий коридор из красных скал. Шли сходу.

ПРЕПЯТСТВИЕ 71. Шивера 3/3/3.

ПРЕПЯТСТВИЕ 72. Порог 4/3/3. Расположен на крутом левом повороте. В русле валы до 1 м, прижим к правой конгломератной стенке. Линия движения хорошо видна с воды.

ПРЕПЯТСТВИЕ 73. Шиверы 3/3/3. Справа - пологая долина притока. Есть местo для стоянки. Шли сходу по правой части русла.

ПРЕПЯТСТВИЕ 74. Скальный коридор 4/4/3, Невысокие красные скалы. В локальных сужениях коридора сливы через подводные плиты высотой 0,5 - 0,6 м. Чалились на заходе для разведки по полке левого берега. Преодолевали сходу со взаимостраховкой судов. Длина коридора - 500 м.

ПРЕПЯТСТВИЕ 75. Порог 5/4/3, Вход в ущелье Кук-Креу. Начинается за локальным (0,5 км) расширением долины резким правым поворотом. Слева - обрывистые скалы, в щелях - буйная растительность. Перед прижимом 1-й ступени слева - карман, поросший лесом, справа - галечная гряда. На ней полка с небольшой яблоневой рощицей. Выход гряды образует на повороте "горку" длиной 20, шириной 15, высотой 2 м. За прижимом справа - большое улово, чистый песчанный пляж. За уловом река вливается в скальный коридор длиной 300 м со множеством мелких сливов через подводные плиты. Заканчивается порог

ПРЕПЯТСТВИЕМ 76 - шиверой 3/2/2 на плавном правом повороте. Долина расширяется. Для просмотра пр. 75 чалились в 60 м выше поворота слева. Осмотру мешает бом. Затем 1-й катамаран пересек струю, и по правой части её прошёл в улово, где страховал прохождение других судов. На полке расположили лагерь, устроили обкатку препятствия каяками. Скальный коридор и шиверу преодолевали сходу. За коридором русло расширяется до 50 - 70 м. Река течет в высоких обрывистых конгломератных берегах По обоим берегам полки, за ними невысокие холмы. Троп нет. На 5 километрах расположен ряд препятствий с невыразительными ориентирами.

ПРЕПЯТСТВИЕ 77. Порог 4/4/3. Расположен на прямом участке перед правым поворотом. В русле камни, валы. Шли с осмотром с воды.

ПРЕПЯТСТВИЕ 78. Порог 4/4/3. Расположен за правым поворотом. Участок с большим уклоном, справа - валуны. Линия движения просматривается с воды.

ПРЕПЯТСТВИЕ 79. Порог 4/4/4. Расположен на прямом участке реки. Под скальной стенкой слева - жесткий вал, справа - более пологий. Шли без осмотра, чалились справа в улово.

ПРЕПЯТСТВИЕ 80. Порог - прижим 5/4/4, Расположен в 50 м ниже пр.79. Русло сжимается выходами валунов, в центре - мощный двойной слив. За ним мощный прижим к скале правого берега. Шли со взаимостраховкой с воды, заходя по центру и смещаясь за сливами влево.

ПРЕПЯТСТВИЕ 81. Шивера 3/3/3.

ПРЕПЯТСТВИЕ 82. Шивера 4/3/3. Расположена на прямом участке. За препятствием слева - изба, заброшенная дорога.

ПРЕПЯТСТВИЕ 83. Порог 4/4/4. Локальный, образован косым сливом через подводную плиту с мощной бочкой за ним. Шли сходу.

ПРЕПЯТСТВИЕ 84. Порог 4/4/3. Длина 50 м. Образован отбоем от скального обломка слева и прижимом к яру правого берега в левом повороте. Зона жесткого вала. Шли сходу со страховкой с воды.

ПРЕПЯТСТВИЕ 85. Порог 4/4/3. Расположен на плавном левом повороте. Длина 100 м. Левый берег забит мелкими полуобливными камнями, правый - обрывистый. Струя собирается справа и через 2 пологих 1 - метровых слива треком уходит влево. Осматривали по полке левого берега. Проходили по левой части струи со страховкой с воды.

ПРЕПЯТСТВИЕ 86. ПОРОГ 4/4/4, Расположен за правым поворотом. На участке с большим уклоном несколько сливов через подводные плиты. Ближе к концу порога слева впадает маленький приток. Шли сходу. Чалились слева, у "выхода" скал, для просмотра каньона.

ПРЕПЯТСТВИЕ 87. Порог 5/5/4 Длина 100 м. Расположен перед входом в каньон. Левая часть русла забита полуобливными плитами. Струя собирается справа, где проходит через 2 мощных широких слива. Затем в левом повороте - серия валов, небольшой прижим к скальному котлу слева и река входит в каньон длиной 100 м. B локальном расширении каньона - громадный омут, заканчивающийся несложным перекатом.Шли сходу.

ПРЕПЯТСТВИЕ 88. Порог 5/5/5. Расположен перед невысоким скальным створом, видным на прямом у частке за 200 м. Локальное препятствие (до 50 м). Образовано выходом в русле коренных пород. Начинается несложной разгонной шиверой, более полноводной справа. Затем следуют два слива общей высотой более 2,5 м и бой струи с 1,5 метровыми валами в валуны левого берега. Заход в слив разделен полуобливным камнем. Ширина прохода справа - 5 м, слева - 2 м. 3а отбоем река успокаивается в омуте, и медленно течет через 100 м-вый створ. За ним слева - широкая полка, справа - обрыв. Под ним - бетонный водозабор системы орошения, куда уходит 1/4 воды. Чалились для осмотра справа в начале шиверы. Затем 3-й катамаран прошёл по треку справа, и непосредственно за прижимом в улове левого берега зачалился для страховки. Два других катамарана повторили маневр и, не чалясь, сплавились до водозабора. Отсюда со всей осторожностью доплыли до каньона водопадов. Временные ориентиры: 1 мин - шивера на левом повороте, через 2,5 мин слева - три камня, 5 мин - правый поворот, 8 мин - водозаборник, 10 мин - створ разрушенного моста. Над ним справа - белый дом с сараем. Чалка справа.

ПРЕПЯТСТВИЕ 89. Шивера 3/3/3. Длина 50 м. На плавном левом повороте. Заканчивается резким правым поворотом, в котором расположен 1-й из водопадов (препятствие 90, схема 15). Осмотрев вход в каньон, зачалились в середине шиверы справа, где по автодороге начали обнос водопадов длиной 600 м. Каньон водопадов расположен в неширокой тектоническотл трещине. Имеет 4 выраженых ступени. Первая - высотой до 6 м с мощными винтовыми сливами, огромной пенной ямой за ними - непроходима. Последующие сливы имеют доступы к воде для страховки и могут представлять интерес для сплава, как препятствия 6 к.с. Группа оценила их сложность, как несколько превышающую сложность препятствий каньона Гранитного на р. Белой (Кавказ). Однако, в высокую воду сложность поотоков и неоднозначность страховки при отсутствии специального скального снаряжения заставили нас отказаться от прохождения. Действовал и психологический фактор - близость конца маршрута.

За водопадами - широкая, обжитая и сплошь возделанная котловина "Междуречье" длиной более 16 км. В конце долины - несложный порог - ПРЕПЯТСТВИЕ 91. Следует обратить внимание на поля орошения. Здесь среди стеблей мы обнаружили громадное количество шампиньонов. Собрали 2 рюкзака. Весьма уютна ночевка в тугаях правого берега. Издали виден скальный створ, в котором начинается ущелье Чонгорак длиной 2 км. Ущелье цивилизованное, по обоим берегам - автодороги,

ПРЕПЯТСТВИЕ 92. Порог 4/3/3. Крутой правый поворот. Русло шириной 50 м. Водоскат по мелким камням.

ПРЕПЯТСТВИЕ 93. Расположен в 200 м ниже, в правой протоке за небольшим островом. Несколько гряд камней, течение слабое.

ПРЕПЯТСТВИЕ 94 Шивера 3/3/3 расположена на отмели, эигзагообоазный поворот справа слева с прижимом к невысокой скальной стенке справа. В 50 м ниже - парк. Через 100 м сплава следует чалиться слева. Впереди плотина. Видна только водомерная будка. Основной слив плотины - 3 м, прикрыт шиберами. Вода, практически не теряя скорости, уходит в желоб аварийного слива. Он не виден из-за прибрежных кустов. Подведя суда вплотную к желобу на чалках, перетащили их через бьеф высотой 2 м, не разгружая. Отсюда продолжили сплав. Слева - юрты ж/д мост. Река разливается широко по долине.

От моста до пос. Кировский - 11 км. Река течет множеством проток, часть из них заканчивается мелями и тупиками. Левый берег густо заселен, на берегу - промышленные предприятия. Очень грязно и жарко. Участок проходили плотной группой, держась левых проток. Мост пос. Кировского виден издалека. Перед ним справа - заводик. За 50 м до моста под водой идет труба. Наезд на нее закончился порывом катамарана. Чалились для просушки сразу за мостом справа. Здесь расположена свалка, но можно найти достаточно чистую и зелёную поляну. 0т моста не более 1 км до центра поселка, где расположен автовокзал, базар, торговый центр. Попытка взять билеты на автобус до Алма-Аты оказалась неудачной. Однако, первый же рефрижиратор согласился доставить группу в Алма-Ату за символическую оплату. Путешествие закончилось 5-ти часовой поездкой с прохладцей. Следует запастись водой.

4. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Путешествие по реке.Коксу позволило составить достаточно полное представление о районе Джунгарского Алатау. Группа побывала в зонах лесов, альпийских лугов, полупустыни. Освоена новая для группы тактика сплава на каатамаранах совместно с каяками, повышено спортивное мастерство ряда участников.

Тактический план путешествия и обеспечение мер его безопасности позволили провести путешествие на высоком спортивном уровне и совместить нагрузки с полноценным летним отдыхом.

Техническая сложность препятствий отвечала ожидаемым и может быть класифицирована пятой категорией сложности. Вместе с тем, наиболее сложные каскады препятствий в ущельях Верхнем и Ерзасай находятся на грани возможностей сплава на каяках, требуют тщательной разведки и страховки. Все узловые моменты реки разведываются по тропам или дорогам, а ключевые препятсвия видны издалека благодаря выходам отрогов хребта.

В поселках на берегах реки возможно пополнение запасов хлеба и овощей. Наличие подходов к реке и дорог в непосредственной близости позволяет многократно отрабатывать прохождение сложных участков реки, а при необходимости - сойти с маршрута.

Удобные места для стоянок есть по всему маршруту. Однако, поскольку в дневное время в нижней части маршрута весьма жарко, предпочтение следует отдать походу с максимальным пребыванием в Верхнем ущелье, более богатом и оптимальном по климатическим условиям.

Поход можно и нужно существенно усложнить. При наличии скального снаряжения следует разведать ущелье ниже лесопилок. Кроме того, каскады 2 - 4 каньона водопадов имеют подходы к воде для страховки, и могут быть пройдены сработанными экипажами. Их сложность, примерно, соответствует препятствиям Гранитного каньона на реке Белая (Кавказ).

К недостаткам маршрута следует отнести его малую протяженность наряду с достаточно длинным доплыванием до г. Уш-Тобе. Однако, возможно проведение весьма содержательных кратких походов в межсезонье, сборов и тренировок. Поход можно существенно украсить поездкой по городам Средней Азии.

В поход следует брать побольше сахара для переработки ягод, специй для переработки грибов. Рекомендаций по ловле рыбы дать не можем, поскольку ее для нас ловили сборщики трав (сети, "телевизоры").

7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. В. Григорьев, В. Кузнецов, Ю. Владимиров. Сложные походы 1980-1979 гг. Ветер странствий. - М: ФиС. - вып. 17, С.124.

2. В. Б. Попичковский. Организация и проведение туристских походов. М Проффиздат.- 1987. С. 222.

3. А. Д. Калихман, М.Ю. Колчевников. Спортивные походы на плотах. М. ФиC.- 1985.- 128 С.

4. С. Папуш. О сплаве по очень сложным рекам на байдарках и каноэ. Ветер странствий. - М: ФиС. - вып. 18, 1983. С. 110 - 114.

5. Снаряжение туриста - водника /мир туристских интересов. М. Профиздат. 1986.- 206 С.

6. КГТСК Отчёты №№ 1851, 1919, 2022.

На сайте дополнительно к данной информации имеются: схемы (рисунки): маршрута и порогов.


Сканирование и редакция (г. Киев, 2002 год) - Поездника Сергея, тел. в Киеве - (044) 4505910, poezd@i.com.ua, www.poezdnik.kiev.ua - "Водный туризм Украины".


Водный туризм Украины
2002